Индексный метод для статистического изучения цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении индексного метода для статистического изучения цен.
Цель работы обусловливается следующими задачами:
1) раскрытие сущности индексного метода
2) изучение индексного метода для статистического изучения цен
3) закрепление полученных теоретических знаний путем выполнения расчетной и аналитической частей.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 95.30 Кб (Скачать файл)

Если  обобщающий экономический показатель представляет собой произведение количественного (объемного)  и качественного показателей-факторов, то при определении влияния количественного  фактора качественный показатель фиксируется  на базисном уровне, а при влиянии  качественного фактора количественный показатель фиксируется на уровне отчетного  периода.

Индексный метод позволяет провести разложение по факторам не только относительных, но и абсолютных отклонений обобщающего  показателя.

Формула 1 позволяет вычислить величину абсолютного  отклонения (прироста) обобщающего  показателя – объема выпуска товарной продукции предприятия:

,

где - абсолютный прирост объема выпуска товарной продукции в анализируемом периоде.

Это отклонение образовалось под влиянием изменений  численности работающих и производительности их труда. Чтобы определить, какая  часть общего изменения объема выпуска  продукции достигнута за счет изменения  каждого из факторов в отдельности, необходимо при расчете влияния  одного из них элиминировать влияние  другого фактора.

Формула 2 соответствует данному условию. В первом сомножителе элиминировано  влияние производительности труда, во втором – численности 

Заключение

 

В заключение работы сделаем несколько общих  выводов:

Индекс (от лат. index – показатель, список, указатель) – статистический относительный  показатель, характеризующий соотношение  социально-экономических явлений  во времени или в пространстве. То есть, любой показатель, выражающий сравнение двух величин между  собой, можно называть индексом. В  разговорной речи часто коэффициенты, разработанные статистической наукой для изучения отдельных социально-экономических  явлений, также называют индексами. В статистике индекс – относительная  величина, характеризующая изменение  уровней сложных социально-экономических  показателей во времени, в пространстве или по  сравнению с планом. Сложный показатель состоит из непосредственно  несоизмеримых (несуммируемых элементов). Например, предприятие выпускает  несколько видов продукции, но получить общий итог объема продукции путем  суммирования количества различных  ее видов в натуральном выражении  нельзя.

Статистический  индекс - это относительная величина сравнения сложных совокупностей и отдельных единиц. При этом под сложной статистической совокупностью понимается такая совокупность, отдельные элементы которой не подлежат непосредственному суммированию.

[Например, разнородные продовольственные  товары в литрах, килограммах,  штуках, условных банках и так  далее].

Важное  значение в статистических исследованиях  коммерческой деятельности имеет индексный  метод. Полученные на основе этого метода показатели используются для характеристики развития анализируемых показателей  во времени, по территории, изучения структуры  и взаимосвязей, выявления роли факторов в изменении сложных явлений.

Индексы широко применяются в экономических  разработках государственной и  ведомственной статистики.

Основой индексного метода при определении  изменений в производстве, обращении  товаров и ценах является переход  от натурально-вещественной формы выражения  товарных масс к стоимостным (денежным) измерителям.

Задачи  индексного метода - использование полученных статистических индексов для характеристики развития анализируемых явлений во времени, по территории, изучение структуры и взаимосвязей, установление роли факторов в изменении сложных явлений.

Индексный метод применяется при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых неизмеримы. Как относительные показатели индексы необходимы для оценки выполнения плановых заданий, для определения динамики явлений и процессов.

С помощью  индексных показателей  решаются следующие основные задачи[4,с . 188]:

  1. Характеристика общего изменения сложного экономического показателя и отдельных его элементов;
  2. Измерение влияния факторов на общую динамику сложного показателя, включая характеристику влияния изменения структуры явления.

Индексный метод позволяет провести разложение по факторам относительных и абсолютных отклонений обобщающего показателя, в последнем случае число факторов должно быть равно двум, а анализируемый показатель представлен как их произведение [5, 120].

В расчетной части проведено решение  четырех задач для закрепления  полученных теоретических знаний.

В аналитической  части изложены результаты проведенного статистического исследования использования  материальных ресурсов в строительной организации.

В качестве объекта исследования в данной работе выступает строительная организация  Закрытое акционерное общество «Техстройсервис», которое было основано и зарегистрировано 8 июня 1998 года (свидетельство № 15763).

В результате этого статистического исследования достигнуто снижение удельных расходов материалов по сравнению с запланированным  на 6,5% (Im = 0,935).

Изменение цен на рынке строительных материалов в сторону повышения вызвало  увеличение расходов на материалы.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

    1. Адова И.Б., Анисимова Н.В. Экономический анализ. – Новосибирск, 2002. – 107 с.
    2. Аренс А., Лоббек Дж. Аудит / Пер. С англ. М.: Финансы и статистика, 2005, с. 458
    3. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004.-222с.
    4. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 4-е изд-е, доп. и перераб. – М. Финансы и статистика, 2005. – с.416
    5. Белов А.м. Экономический анализ производственной коммерческой организации. – СПб., 2005. – 259 с.
    6. Богатко А.Н. Основы экономического анализа хозяйственного субъекта. – м., 2005. – 208 с.
    7. Глинский В.В., Ионин В.Г. Статистический анализ. Учебное пособие. – М.: «Филинъ», 2003. – 239 с.
    8. Гусаров В.М. Статистика. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 209 с.
    9. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. – М., 2001. – 304 с.
    10. Ефимова М.Р. Статистика. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 324 с.
    11. Ефимова М.Р., Ганченко О.И., Петрова Е.В. Практикум по общей теории статистики. Изд. 2-е, перераб. и дополн. – М.: «Финансы и статистика», 2002. – 300 с.
    12. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 298 с.
    13. Ковалев А.И. Анализ финансового состояния предприятия. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2004. – с.208
    14. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М., 2000. – 424 с.
    15. Кожухарь Л.И. Основы общей теории статистики. – М.: «Финансы и статистика», 2003. – 457 с.
    16. Прыкин Б.В. Экономический анализ предприятия. – М., 2004. – 360 с.
    17. Практикум по статистике:  Учебное пособие для вузов / Под ред. Симчеры В.М./ ВЗФЭИ. – М.: «Финстатинформ», 2003. – 456 с.
    18. Чернова Т.В. Экономическая статистика. Учебное пособие. – Таганрог: ТРТУ, 2003. – 289 с.
    19. Шелобаев С.И. Математические методы и модели в экономике, финансах: Учебное пособие для вузов. – М.: ИНИТИ-ДАНА, 2004.-367с.
    20. «Россия в цифрах»№5, 2002
    21. «Российский   экономический журнал» №3, 2004.
    22. «Экономист» №8,  2003 г.

Информация о работе Индексный метод для статистического изучения цен