Групповой факторный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 10:14, лабораторная работа

Описание работы

В ряде областей исследования (в психологии, медицине, биологии, агрономии и некоторых других) достаточно часто встречаются ситуации, когда имеется фиксированная группа объектов исследования (subjects), которая последовательно подвергается действию различных уровней одного, двух или более факторов, в результате чего у каждого объекта измеряется по одному отклику для каждого уровня фактора.

Файлы: 1 файл

Лр10отчёт.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

Факт.2     2,858E5        2  1,429E5

Остат.2    3,847E5       21  1,832E4

Общая      1,432E6      143

 

F(фактор1)=29,85, Значимость=1,101E-8, степ.своб = 5,70

   Гипотеза 1: <Есть влияние фактора на  отклик>

F(фактор2)=7,801, Значимость=0,005518, степ.своб = 2,14

   Гипотеза 1: <Есть влияние фактора на отклик>

F(межфатор.)=3,018, Значимость=0,003434, степ.своб = 10,70

   Гипотеза 1: <Есть влияние фактора на  отклик>

 

  Матрица  ковариаций

     6388      4696      2240     681,6      2018      1924

     4696      7864      4181      2462      2892      3532

     2240      4181      3912      2697      2162      3298

    681,6      2462      2697      4601      2249      3085

     2018      2892      2162      2249      3717     989,3

     1924      3532      3298      3085     989,3      5228

 

Поправочные коэффициенты: e=0,6569  e"=0,8674

 

  С учетом  поправочного коэффициента=0,6569

F(фактор1)=29,85, Значимость=2,089E-7, степ.своб = 3,285,45,99

   Гипотеза 1: <Есть влияние фактора на  отклик>

F(фактор2)=7,801, Значимость=0,005518, степ.своб = 2,14

   Гипотеза 1: <Есть влияние фактора на  отклик>

F(межфатор.)=3,018, Значимость=0,01213, степ.своб = 6,569,45,99

   Гипотеза 1: <Есть влияние фактора на  отклик>

 

Вывод: оба фактора влияют на активность крыс.

 

ОДНА  ГРУППА КРЫС- участвуют одни и те же объекты и отсутствует межфакторный эффект

 

 

ГРУППОВОЙ 2-ФАКТОРНЫЙ  АНАЛИЗ.  Файл: anova_b2.std

 

Источник  Сум.квадр  Ст.своб Ср.квадр

Групповая  6,378E4        7

Факт.1     3,997E5        5  7,995E4

Остат.1    1,018E5       35   1,72E4

Факт.2     2,858E5        2  1,429E5

Остат.2    3,209E5       14  2,292E4

Межфакт12  8,082E4       10     8082

Остат.12   6,021E5       70     8602

Общая      1,432E6      143

 

F(фактор1)=27,49, Значимость=2,036E-7, степ.своб = 5,35

   Гипотеза 1: <Есть влияние фактора на отклик>

F(фактор2)=6,234, Значимость=0,01154, степ.своб = 2,14

   Гипотеза 1: <Есть влияние фактора на  отклик>

F(межфатор.12)=0,9395, Значимость=0,5036, степ.своб = 10,70

   Гипотеза 0: <Нет влияния фактора на  отклик>

 

  Матрица  ковариаций первого фактора

     6388      4696      2240     681,6      2018      1924

     4696      7864      4181      2462      2892      3532

     2240      4181      3912      2697      2162      3298

    681,6      2462      2697      4601      2249      3085

     2018      2892      2162      2249      3717     989,3

     1924      3532      3298      3085     989,3      5228

 

Поправочные коэффициенты: e=0,6569  e"=0,8674

 

  С учетом  поправочных коэффициентов=0,6569, 1

F(фактор1)=27,49, Значимость=3,136E-7, степ.своб = 3,285,45,99

   Гипотеза 1: <Есть влияние фактора на  отклик>

F(фактор2)=6,234, Значимость=0,01154, степ.своб = 2,14

   Гипотеза 1: <Есть влияние фактора на  отклик>

F(межфатор.)=0,9395, Значимость=0,5172, степ.своб = 6,569,45,99

   Гипотеза 0: <Нет влияния фактора на отклик>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример 3

Рассмотрим 3-ех факторный эксперимент с одним внутригрупповым.

Изучается использование  индивидуальных профилактических приемов  для предотвращения угрозы заболевания  при контактах с загрязненной средой.

 

Тренировка                           Демонстрация

До    После   6 мес. 1 год    До    После   6 мес.  1 год

7 22 13 14 0 0 0 0

25 10 17 24 69 56 14 36

50 36 49 23 5 0 0 5

16 38 34 24 4 24 0 0

33 25 24 25 35 8 0 0

10 7 23 26 7 0 9 37

13 33 27 24 51 53 8 26

22 20 21 11 25 0 0 15

4 0 12 0 59 45 11 16

17 16 20 10 40 2 33 16    мужчинки

 

 

0 6 22 26 15 28 26 15

0 16 12 15 0 0 0 0

0 8 0 0 6 0 23 0

15 14 22 8 0 0 0 0

27 18 24 37 25 28 0 16

0 0 0 0 36 22 14 48

4 27 21 3 19 22 29 2

26 9 9 12 0 0 5 14

0 0 14 1 0 0 0 0

0 0 12 0 0 0 0 0   женщины

 

Каждая строка соответствует  испытуемым.

Использовались 2 типа обучения: лекционный курс и методика индивидуальных тренировок. Каждая группа включала 10 мужчин и 10 женщин, у которых по данным опроса выяснялась частота выполнения профилактики до и после обучения, а также спустя 6 месяцев и спустя год.

 

Схема отвечает 3-ехфакторному эксперименту и одним внутригрупповым  фактором – время двумя межгрупповыми  – пол и методика.

Время имеет 4 градации.

Пол и методика – 2 градации

 

 

 

 

 

А – индивидуальная тренировка

Б – методика лекционной группы

1 – мужчинки

2 – женщины

 

ГРУППОВОЙ 1+2-ФАКТОРНЫЙ  АНАЛИЗ.  Файл: anova_b3.std

 

Источник  Сум.квадр  Ст.своб Ср.квадр

Групповая  2,149E4       39

Факт.1       274,1        3    91,36

Межфакт12     1378        3    459,3

Межфакт13    779,9        3      260

Межфак123    476,4        3    158,8

Остат.1    1,101E4      108    101,9

Факт.2       107,3        1    107,3

Межфакт23    63,76        1    63,76

Факт.3        3358        1     3358

Остат.2    1,796E4       36    498,9

Общая       3,54E4      159

 

F(фактор1)=0,8965, Значимость=0,5522, степ.своб = 3,108

   Гипотеза 0: <Нет влияния фактора на  отклик>

F(фактор2)=0,215, Значимость=0,8254, степ.своб = 36

   Гипотеза 0: <Нет влияния фактора на отклик>

F(фактор3)=6,731, Значимость=5,221E-6, степ.своб = 36

   Гипотеза 1: <Есть влияние фактора на  отклик>

F(межфатор.12)=4,507, Значимость=0,005401, степ.своб = 3,108

   Гипотеза 1: <Есть влияние фактора на  отклик>

F(межфатор.13)=2,551, Значимость=0,05832, степ.своб = 3,108

   Гипотеза 0: <Нет влияния фактора на  отклик>

F(межфатор.23)=0,1278, Значимость=0,8944, степ.своб = 36

   Гипотеза 0: <Нет влияния фактора на  отклик>

F(межфатор.123)=1,558, Значимость=0,2024, степ.своб = 3,12

   Гипотеза 0: <Нет влияния фактора на  отклик>

 

  Матрица  ковариаций

    231,4     160,7     58,71     103,8

    160,7     203,9     40,06     74,68

    58,71     40,06     83,75     41,63

    103,8     74,68     41,63     148,7

 

Поправочные коэффициенты: e=0,8809  e"=1

 

Вывод: время  и методика на влияет на отклик, а  пол влияет.

 

Пример 4

Трех факторный  эксперимент с двумя внутригрупповыми факторами.

Эксперимент по выработке у крыс условного рефлекса на болевое раздражение.

 

Цикл 1             Цикл 2         Цикл 3          Цикл 4

Фаза1 Ф2     Ф1       Ф2      Ф1       Ф2     Ф1     Ф2

1 28 22 48 22 50 14 48

21 21 16 40 15 39 11 56

15 17 13 35 22 45 1 43

30 34 55 54 37 57 57 68

11 23 12 33 10 50 8 53

16 11 18 34 11 40 5 40

7 26 29 40 25 50 14 56

0 22 23 45 18 38 15 50     Группа А

 

1 6 16 8 9 14 11 33

37 59 28 36 34 32 26 37

18 43 38 50 39 15 29 18

1 2 9 8 6 5 5 15

44 25 28 42 47 46 33 35

15 14 22 32 16 23 32 26

0 3 7 17 6 9 10 15

26 15 31 32 28 22 16 15     Группа В

 

33 43 40 52 39 52 38 48

4 35 9 42 4 46 23 51

32 39 38 47 24 44 16 40

17 34 21 41 27 50 13 40

44 52 37 48 33 53 33 43

12 16 9 39 9 59 13 45

18 42 3 62 45 49 60 57

13 29 14 44 9 50 15 48      Группа С

 

Строка – крысы, а  столбцы – последовательные уровни факторов: фаза, цикл, группа.

 

Нормально крысы научены  нажимать на педальки в своей вольере  для получения пищи. Одной группе из 8 крыс (группа А) в фазе 1 периодически подают звуковой сигнал (предупредительный), после чего на педальки поступает  слабой мощности электрический заряд  для болевого воздействия, что влечет снижение активности крыс по нажатию на педальку. В фазе 2 эту группу крыс переводят в другой вольер. Где звуковой сигнал не подкрепляется последующим электрическим шоком. Так проводят 4 последовательных цикла каждой из 2 фаз. В этой группе в результате выработанного условного рефлекса частота нажатия на педальку в фазе 2 так же должна быть ниже по сравнению с отсутствием звукового стимула, однако она должна повышаться от цикла к циклу в связи с влиянием фактора безопасности в фазе 2. У второй группы крыс (В) аналогичный рефлекс вырабатывается в фазе 1 не на звуковой, а на световой стимул, поэтому в новой вольере фазы 2 они в ответ на звуковой стимул должны менее реагировать на звук, особенно в первых двух циклах. Третья группа (С) отличалась от первой только тем, что обе фазы выполнялись в той же самой вольере, т.е. не присутствовал фактор безопасной среды. В эксперименте фиксировалось число нажатия на педальки после подачи звукового стимула. Данная схема отвечает двухфакторному плану с двумя внутригрупповыми факторами (фаза и цикл) и одни межгрупповым фактором (3 различные условно- рефлекторные методики). Нужно выбрать 2-внутригрупповой и 1-межгрупповой анализ, при этом 2 градации первого и 4 градации второго фактора.

 

С 1 по 4 цикл

 

ГРУППОВОЙ 2+1-ФАКТОРНЫЙ  АНАЛИЗ.  Файл: anova_b4.std

 

Источник  Сум.квадр  Ст.своб Ср.квадр

Групповая  2,034E4       23

Факт.1      1,17E4        1   1,17E4

Межфакт13     4054        2     2027

Остат.1       1893       21    90,12

Межфакт12    741,5        3    247,2

Межфак123     1274        6    212,3

Остат.1-3     3859       63    61,26

Факт.2        2727        3      909

Межфакт23     1047        6    174,5

Остат.2       4761       63    75,58

Факт.3        4617        2     2308

Остат.3   1,572E4       21    748,7

Общая       5,24E4      191

 

F(фактор1)=129,9, Значимость=9,533E-10, степ.своб = 21

   Гипотеза 1: <Есть влияние фактора на  отклик>

F(фактор2)=12,03, Значимость=2,471E-5, степ.своб = 3,63

   Гипотеза 1: <Есть  влияние фактора на отклик>

F(фактор3)=3,083, Значимость=0,06566, степ.своб = 2,21

   Гипотеза 0: <Нет  влияния фактора на отклик>

F(межфатор.12)=4,035, Значимость=0,01094, степ.своб = 3,63

   Гипотеза 1: <Есть  влияние фактора на отклик>

F(межфатор.13)=22,49, Значимость=3,769E-5, степ.своб = 2,21

   Гипотеза 1: <Есть  влияние фактора на отклик>

F(межфатор.23)=2,309, Значимость=0,044, степ.своб = 6,63

   Гипотеза 1: <Есть  влияние фактора на отклик>

F(межфатор.123)=3,466, Значимость=0,005304, степ.своб = 6,63

   Гипотеза 1: <Есть  влияние фактора на отклик>

 

Вывод: значимыми являются первые 2 фактора, то есть фаза (подкрепляемый  и неподкрепляемый стимул) и цикл, то есть временное дообучение тому, что фаза 2 безопасна. Фактор смены  условий между фазами и смены  сигнала оказался малозначимым. Значимыми оказались так же межфакторные взаимодействия.


Информация о работе Групповой факторный анализ