Гендерная статистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:00, реферат

Описание работы

В современной России 70 % лиц, замещающих государственные должности и должности гражданской службы (чиновников), составляют женщины. С одной стороны, это много, поскольку доля женщин в населении страны составляет только 53,7 %, с другой — количество женщин-чиновников не переходит в качество их должностей, они пока мало представлены в высших эшелонах государственной власти, особенно законодательной.
Цель данного реферата — описать механизм формирования гендерной пирамиды на гражданской государственной службе и оценить перспективы изменения ситуации. Основой анализа послужили сведения государственной статистики, материалы научной периодики.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 161.85 Кб (Скачать файл)

Введение

В 90-е гг. прошлого века американские футурологи Дж. Нэйсбит и П. Эбурден выделили десять трендов современного мира, которые определят его лицо в XXI в. Одним из них является «прорыв женщин к власти». Авторы пишут: «В первые декады третьего тысячелетия мы и наши дети оглянемся назад, на вторую половину ХХ века и отметим, какими странными были дни, когда женщины были исключены из высших эшелонов бизнеса и политики, подобно тому как сегодня мы вспоминаем времена, когда женщины не имели права голоса». Спустя 20 лет можно сказать, что этот прогноз начинает сбываться. По состоянию на 30 ноября 2006 г. женщины занимали 17,2 % мест в однопалатных парламентах или нижних палатах национальных парламентов и 15,9 % мест в верхних палатах. 19 государств мира из 192 управляются женщинами. Кроме того, во власти находятся две королевы —в Великобритании и Дании, 6 женщин —премьер-министров, 8 женщин- президентов. Только в Андорре и Саудовской Аравии женщины никогда не входили в состав правительства. В 19 странах мира женщины занимают более 30 % парламентских мест, в Руанде - 48,8, Швеции - 45,3, Норвегии -37,3 %. Правда, в парламентах 11 государств женщин нет вообще, в том числе в Кыргызстане.

 В современной России 70 % лиц, замещающих государственные должности и должности гражданской службы (чиновников), составляют женщины. С одной стороны, это много, поскольку доля женщин в населении страны составляет только 53,7 %, с другой — количество женщин-чиновников не переходит в качество их должностей, они пока мало представлены в высших эшелонах государственной власти, особенно законодательной.

Цель данного реферата — описать механизм формирования гендерной пирамиды на гражданской государственной службе и оценить перспективы изменения ситуации. Основой анализа послужили сведения государственной статистики, материалы научной периодики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гендерная статистика

Одной из важных задач статистики является формирование показателей, отражающих различия в участии мужчин и женщин в социально-экономической жизни  общества. Гендерная статистика представляет собой инструмент, позволяющий учитывать особенности женщин и мужчин как специфических групп населения при разработке социально-демографической, экономической политики, реализации принципа равных прав и возможностей женщин и мужчин. При этом под равенством возможностей сегодня понимается полное официальное признание интересов

и потребностей женщин и  мужчин в социально-экономической  сфере жизнедеятельности.

Термин «гендер» («gender») переводится как «социальный пол» и акцентирует внимание на социальных, а не биологических различиях между полами, и, соответственно, гендерный анализ исследует взаимосвязи, существующие между женщинами и мужчинами, в рамках всей системы взаимоотношений социально-экономических групп населения.

В 1998 г. Госкомстат России впервые  представил систему показателей  гендерной статистики, в которой были определены перечни как действующих статистических показателей, так и показателей, которые необходимо внедрить в статистическую практику, а также требующих изменения схемы разработки информации.

Российская система гендерной статистики продолжает совершенствоваться, ее становление связано с присоединением России к «Платформе действий» IV Всемирной конференции ООН по положению женщин, проходившей в Пекине в 1995 году. Статья 206а «Платформы действий» предусматривает, что «национальные статистические службы обеспечивают сбор, обработку, анализ и презентацию статистических данных, касающихся людей, с разбивкой по признаку пола и по возрасту, с тем чтобы они отражали проблемы и вопросы, связанные с положением женщин и мужчин в обществе».

Статистические сборники по гендерной статистике выпускаются ежегодно как Росстатом РФ, так и территориальными органами статистики. Значительный объем информации в гендерном разрезе содержат и специализированные сборники. Однако в целом, несмотря на значительный прогресс в области гендерной статистики, необходимы дальнейшие усилия для развития и совершенствования системы показателей, статистической методологии и методов анализа гендерных различий с выделением в их составе тех, что обусловлены естественными половыми различиями и дискриминацией по отношению к женщинам в общественно-экономической сфере.

Одна из основных гендерных проблем в сфере занятости заключается в существовании сегрегации по профессиям. Во многих странах мира такие профессии, как медсестра, секретарь, продавец, уборщица и др., — традиционно плохо оплачиваемые и менее престижные  на 90–100 % принадлежат женщинам. Даже в рамках одной и той же профессиональной группы женщины занимают менее престижные и хуже оплачиваемые должности, что является, как правило, следствием дискриминации работодателей. В настоящее время, помимо многочисленных действий и мероприятий, направленных на улучшение положения женщин на рынке труда, рост рождаемости и др., законодательными и исполнительными органами власти все больше осознается необходимость выделения гендерной проблематики в отдельный блок социально-экономической политики.

Итак, в данном реферате мы бы хотели более подробно рассмотреть  проблемы и сущность гендерной статистики в политическом аспекте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гендерная статистика в политическом аспекте

В России начала XXI в. женщины  имеют достаточно ограниченный доступ в высшие эшелоны законодательной  и исполнительной власти.

Россия занимает невысокое  – 51-е место в рейтинге равноправия  полов, опускаясь все ниже (за все  время не выше 42-го места), при этом у нее 24-е место в рейтинге стран  по экономической активности женщин, 29-е место – по образовательным  возможностям, 41-е – по здоровью, 99-е – по уровню участия женщин в политическом процессе (из 128 стран).

В Государственной думе шестого созыва, избранной в декабре 2011 г., 61 женщины-депутата (13,5 %), наибольшее число женщин в составе фракции Единой России – 43 депутата, что составляет 18% от общего числа депутатов-единороссов. Так же по 4 депутата-женщины от КПРФ и ЛДПР (соответственно -4,3% и 7,4%). 10 депутатов-женщин в составе фракции Справедливая Россия -15,6%.

Отметим что в государственной  думе пятого созыва, избранной в  декабре 2007 число женщин-депутатов  составило 63 (14%)  это самое большое количество женщин за всю историю данного представительного органа власти России. Даже в Думе первого созыва (1993 г.) их было только 13,5 %. Хотя на выборах в эту Думу общественное движение ≪Женщины России≫ смогло преодолеть 5 %-й барьер и создать в парламенте свою женскую фракцию, чего больше не было ни в одной из дум следующих созывов. (таб.2)

Вернемся к 2012 году в новом правительстве всего две женщины – на одну меньше, чем было в предыдущем. В 2012 г. в составе Правительства Российской Федерации среди его 21 членов одна женщина-министра (12 %), и одна женщина среди восьми заместителей Председателя Правительства РФ.

В Федеральном собрании из 162 депутатов 9 женщин и 153 мужчины.(таб.1)

 Из 83 руководителей субъектов  федерации два губернатора-женщины (2,4 %). Среди девяти помощников президента 3 женщины и 6 мужчин. Нет женщин среди десяти советников Президента и среди его восьми полномочных представителей в органах государственной власти и федеральных округах. Так же нет женщин среди оставшихся 13 основных должностных лиц Администрации Президента России.

Надо отметить, что соотношение  мужчин и женщин, замещающих должности  государственной гражданской службы, остается практически неизменным на протяжении, как минимум, последних 8 лет: 70 % женщин на 30 % мужчин. В 2001 г. уровень  феминизации был выше всего в  органах исполнительной власти (72,2 %). В 2007 г. наиболее феминизированными  стали органы судебной власти и прокуратуры (78,2 %). В целом за рассматриваемый период доля женщин — гражданских служащих увеличилась незначительно — на 0,4 % (с 70,7 % до 71,1 %). Уровень феминизации несколько ниже в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, чем в федеральных органах, но всего на 0,5—1 %.

Самая высокая доля мужчин (41 %) в 2006 г. была зафиксирована в  федеральных органах государственной  власти на федеральном уровне (например, министерства, службы, агентства), но эта  категория чиновников составляет только 4 % всех гражданских служащих страны.

 

 

 

Заключение

По российским законам женщина может занимать любую должность, но на практике все-таки предпочтение отдается мужчинам. «Но ситуация меняется», – утверждает спикер и подчеркивает, что в первую очередь, нужно оценивать профессионализм человека, а не смотреть на его пол. Сейчас во многих странах женщинам запрещено учувствовать в политической жизни страны, но многие организации, такие как ООН, борются с этим. Есть и страны, в которых женщины занимают уже одну четверть мест в аппарате. Время когда только мужчины занимались политикой давно уже прошло, мы живем в современном мире, где мнения и права любого человека должны быть равны. 


Информация о работе Гендерная статистика