Формы, виды и способы статистического наблюдения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 21:04, реферат

Описание работы

Цель реферата – ознакомиться с видами и способами статистического наблюдения; выяснить, как собираются и группируются статистические данные, как можно представить статистическую информацию.

Файлы: 1 файл

Формы виды и способы статистического наблюдения.docx

— 50.39 Кб (Скачать файл)

б) разработка инструментария включает выбор форм документов первичного учета содержащих программу и  результаты статистического наблюдения.

Рассмотрим более подробно каждый из этапов статистического наблюдения.

Подготовительный этап статистического  наблюдения, согласно вышеизложенного, подготовительный этап представляет собой  разработку плана его проведения, который должен содержать решение  программно-методологических и организационных  вопросов.

К программно-методологическим вопросам относятся: определение цели (задачи), объекта, единиц наблюдения, совокупности и измерения; состава признаков, подлежащих регистрации; разработка программы  наблюдения и документов для сбора  данных, а также выбор места  и времени наблюдения.

Цель статистического  наблюдения – это получение достоверной  информации об исследуемом явлении  и процессе для выявления закономерностей  их развития. Исходя из общего определения  цели статистического наблюдения, можно  вывести понятие главной цели статистического наблюдения для  правоохранительных органов.

Цель наблюдения должна быть сформулирована ясно, четко и развернуто, так как неясно поставленная цель может привести к тому, что в  процессе наблюдения будут собраны  ненужные данные или недополученные данные для анализа.

Главная цель статистического  наблюдения для правоохранительных органов – это регистрация  каждого выявленного преступления и лица, его совершившего, в соответствующих  документах. Учет преступлений, преступников и избранных мер наказания  – суть статистического наблюдения преступности, основной содержание уголовно-правовой статистики.

После установления цели наблюдения необходимо четко определить, что  именно подлежит исследованию, то есть определить объект наблюдения.

Объект статистического  наблюдения – это совокупность общественных явлений, процессов, фактов или событий, подлежащих исследованию. Для четкого  определения наблюдаемой совокупности необходимо указать существенные признаки объекта наблюдения, отличающие его  от других объектов. Например, при учете  лиц, совершивших преступления, регистрации  подлежат только субъекты именно преступления, а не лица, совершившие административные или другие правонарушения.

На основе вышеизложенного  определим объекты статистического  наблюдения по трем основным отраслям правовой статистики.

Объект уголовно-правовой статистики.

Основная цель уголовно-правовой статистики – это предоставление исчерпывающей информации о количественной стороне преступности и определение  характера действия соответствующих  государственных мер социального  контроля над ней. Таким образом, можно четко определить три объекта  наблюдения уголовно-правовой статистики:

1. преступление как предусмотренное  уголовным законом виновно совершенное  общественно опасное деяние (действие  или бездействие), посягающее на  личность, права и свободы граждан,  собственность, общественный порядок  и общественную безопасность, окружающую  среду, конституционный строй  российской Федерации, мир и  безопасность человечества (ст.2, 14 УК  РФ);

2. преступник как вменяемое  физическое лицо, достигшее возраста, с которого наступает уголовная  ответственность, и совершившее  преступление (ст. 19, 20 УК РФ);

3. наказание как мера  государственного принуждения, назначаемая  по приговору суда (ст.43 УК РФ).

Необходимо заметить, что  объекты уголовно-правовой статистики отражают специфические особенности  каждой стадии уголовного процесса (возбуждение  уголовного дела, вынесение приговора  и т.д.). Количественно-качественные характеристики данных объектов уголовно-правовой статистики позволяют определить приоритетные направления контроля над ними и  их место, соответствующее значению в криминологической характеристике структуры современной преступности.

Объект гражданско-правовой статистики.

Гражданско-правовая статистика учитывает гражданские правоотношения, которые являются гражданскими правонарушениями и рассмотрены в суде, арбитраже  или подтверждены в порядке нотариального производства. Гражданско-правовая статистика призвана дать исчерпывающую количественную характеристику указанным правоотношениям – их структуре и динамике, уровню в целом и закономерностям их развития. Из всего вышеизложенного можно определить следующие объекты гражданско-правовой статистики:

1. спор о праве гражданском  (гражданское, арбитражное дело);

2. стороны в гражданском,  арбитражном процессе (истец и  ответчик);

3. судебное решение.

Одним из постоянных объектов статистического наблюдения данной отрасли правовой статистики являются денежные поступления в бюджет, полученные в результате деятельности судов  и других учреждений юстиции (помимо возмещения причиненного преступлением  ущерба), в частности суммы, полученные от удержаний из заработков осужденных к исправительным работам без лишения свободы, взысканные судами штрафы, государственная пошлина и судебные издержки.

Объект административно-правовой статистики.

Административно-правовая статистика учитывает количественную сторону  административных правоотношений и  характеризует соответствующие  мероприятия по борьбе с ними. Исходя из данного определения, можно выделить следующие объекты административно-правовой статистики:

1. административные правонарушения (проступки) – противоправные, виновные  действия (бездействие) физического  или юридического лица, за которые  КоАП или закона субъектов Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст.2.1 КоАП);

2. лица, совершившие административные  правонарушения, достигшие к моменту  его совершения шестнадцатилетнего  возраста, если они были вменяемы  и не действовали в состоянии  крайней необходимости или необходимой  обороны (ст. 2.2, 2.7, 2.8 КоАП);

3. меры административной  ответственности – административные  наказания, - применяемые за совершение  административных правонарушений (ст. 3.2 КоАП).

Полное предоставление об объекте статистического наблюдения можно получить использую такие  понятия статистики, как единицы  наблюдения (совокупности), отчетные единицы  и единицы измерения.

Единица наблюдения – это  неделимый составной элемент  изучаемой совокупности, признаки которой  регистрируются в процессе статистического  наблюдения. Иными словами, единица  наблюдения – это часть, элемент  объекта изучения, носитель регистрируемых при наблюдении признаков. Единицей наблюдения может выступать человек, факт, предмет, процесс и т.д. Применительно  к правовой статистике такими единицами  выступают преступник, преступление, гражданское дело, истец, ответчик.

Отчетная единица –  это источник, откуда поступает первичная  статистическая информация о признаках, характеризующих единицы наблюдения. Например, в уголовно-правовой статистике такими источниками являются отделение милиции, городские (районные) органы внутренних дел, районная (межрайонная) прокуратура, районный суд, исправительная колония и т.д.

Единица измерения показывает, в каких величинах учитываются  изучаемые статистикой социально-правовые явления. По теории уголовно-правовой статистики, преступность измеряется в двух взаимосвязанных единицах: преступных деяниях и субъектах (т.е. лиц их совершивших). Отсюда, зарегистрированная преступность – это данные о выявленных и официально взятых на учет фактах преступлений и лицах, их совершивших.

Выбор места проведения обследования зависит главным образом от цели наблюдения. Применительно к правовой статистике местами проведения наблюдения будут являться все правоохранительные органы РФ, уполномоченные возбуждать уголовные дела и проводить по ним уголовно-процессуальные действия.

Выбор времени наблюдения в уголовно-правовой статистике определяется единицей наблюдения. Так, система единого  учета преступлений и лиц, их совершивших, основывается на регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, совершивших преступления, - по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения.

Организационные вопросы  подготовительного этапа статистического  наблюдения.

Организационные вопросы  подготовительного этапа статистического  наблюдения – это выбор организационных  форм, вида и способа проведения статистического наблюдения, определение  круга лиц и организаций, отвечающих за проведение наблюдения, подбор, обучение и инструктаж кадров, размножение  и рассылка документов первичного учета и форма статистической отчетности, установление сроков предоставления материалов, а также другие практически важные вопросы, связанные с проведением статистического наблюдения. Правильное и своевременное решение данных вопросов обуславливает успех любого статистического наблюдения.

2. Формы статистического  наблюдения.

К основным организационным  формам статистического наблюдения относят:

· статистическая отчетность;

· специально организованное наблюдение;

Важнейшей формой статистического  наблюдения является отчетность.

Отчетность – это форма  статистического наблюдения, при  которой в соответствующие статистические органы поступают в определенные сроки сведения от предприятий и  организация, которые осуществляют экономическую деятельность. Сведения должны подаваться в установленном  законом порядке отчетных документов.

Отчетные документы должны быть заполнены на основании данных первичного учета и подписаны  лицами, ответственными за предоставленные  сведения. Органами государственной  статистики утверждаются формы статистической отчетности.

В коммерческой деятельности отчетность подразделяется на:

1) общегосударственную – обязательна для всех организаций и представляется в сводном виде в органы государственной статистики;

2) внутриведомственную –  эта отчетность действует в  пределах ведомств и министерств.  Существуют следующие формы отчетности:

1) типовой называют отчетность, которая содержит показатели, одинаковые  для всех предприятий, учреждений  различных организационных форм, а также для иных видов деятельности;

2) если предприятие имеет  свои определенные особенности,  то в эту организацию вводится  специализированная отчетность;

3) отчетность, предоставляемая  каждым предприятием в одинаковые  промежутки времени, называется  периодической;

4) отчетность, которая поступает  в органы статистики по мере  необходимости, называется единовременной  отчетностью. Каждая организация  вправе выбирать, по какому способу  ей предоставить отчетные данные.

В настоящее время существует большое множество способов поступления  статистических данных в органы статистики, например почтовая и срочная предоставляется  по телеграфу, телетайпу факсу и  другими способами. Специально организованное статистическое наблюдение – это  сбор сведений посредством переписей, единовременных обследований и учета. Примером специально организованного  статистического наблюдения может  служить инвентаризация на предприятии.

Все формы статистической отчетности утверждаются Росстатом.

В правовой статистике наблюдение проводится главным образом в  форме государственной статистической отчетности, которая поступает в  отделы статистики соответствующих  органов МВД России, Прокуратуры  РФ, Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Минюста России. Например, в целях совершенствования показателей статистического учета, в связи с изменением законодательства и необходимостью анализа практики его применения, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ с 20 мая 2009 г. N 97 был введен и утвержден табель форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, образцы формы статистической отчетности.

Генеральная прокуратура  Российской Федерации совместно  с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами разрабатывает  систему и методику единого учета  и статистической отчетности о состоянии  преступности, раскрываемости преступлений, следственной работе и прокурорском надзоре, а также устанавливает  единый порядок формирования и представления  отчетности в органах прокуратуры. В этих целях используются формы  статистической отчетности.

Данные статистической отчетности могут служить эффективным средством  управления социальными процессами лишь при соблюдении следующих общих  требований к отчетности:

· отчетные данные должны быть достоверными, полными, точными и  своевременными;

· данные отчетности должны быть сопоставимы, то есть, единообразны по своим качественным признакам  и отрезкам времени.

Следующая форма статистического  наблюдения – специально организованное статистическое наблюдение. Данная форма  наблюдения применяется при необходимости  получения показателей, не охваченные официальной статистической отчетностью. Наиболее простым примером данного  наблюдения является перепись. Перепись – это специально организованное наблюдение, повторяющееся, как правило, через равные промежутки времени, с  целью получения данных о численности, составе и состоянии объекта  наблюдения по ряду признаков. Из всех переписей наиболее известны переписи населения.

В правовой статистике данная форма наблюдения используется редко. Например, при изучении эффективности  мер борьбы с преступностью может  возникнуть необходимость изучить  участие сотрудников правоохранительных органов в правовой пропаганде, работу по повышению их квалификации. В  этих целях соответствующими подразделениями  органами внутренних проводятся специально организованные плановые и внеплановые  проверки (обследования).

Регистровая форма наблюдения – это форма непрерывного статистического  наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец. В практике статистики различают  регистры населения и регистры предприятий. В правовой статистике данная форма  наблюдения не применяется.

Информация о работе Формы, виды и способы статистического наблюдения