Динамика сетей кинотеатров в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:49, реферат

Описание работы

Целью реферата является изучение динамики развития кинорынка и сетей кинотеатров в России.
Задачи данной работы:
- раскрыть понятия о киноиндустрии и кинопрокате;
- изучить рынок сетей кинотеатров в России;
- определить крупнейших операторов сетей кинопоказов в России;
- рассмотреть факторы развития сетей кинотеатров в России;
- определить прогнозы дальнейшего роста рынка кинопоказа;

Содержание работы

Введение…………………………………………...………………………………3
Глава 1. Общее понятие о киноиндустрии……………………………………....5
История киноиндустрии и кинопроката в мире………………………….5
Киноиндустрия в России…………….…………………………………….7
Развитие сетей кинозалов в России (2000-2010)…...…………………….9
Глава 2. Динамика рынка российских сетей кинотеатров…………...………..12
2.1. Рынок российских сетей кинотеатров ……….……………………………12
2.2. Рынок сетей кинотеатров Московского региона………………………….17
2.3.Рынок сетей кинотеатров Санкт-Петербурга………………………………19
Заключение…………………………………………...…………………………..22
Библиография………………………………………………………….…………23

Файлы: 1 файл

Статистика реферат.doc

— 2.91 Мб (Скачать файл)

Министерство  культуры Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный университет

кино и телевидения»

Кафедра экономики организации коммерческой деятельности

 

 

Реферат

по  Статистике культуры

на тему:

«Динамика сетей кинотеатров в России»

 

 

Выполнила:

студентка  2 курса ИЭУ группы 149

Васильченко Е.В.

 

Руководитель:

к.э.н., доцент

Магомедов М.Н.

 

 

 

Санкт-Петербург 2013

Содержание

Введение…………………………………………...………………………………3

Глава 1. Общее понятие о киноиндустрии……………………………………....5

    1. История киноиндустрии и кинопроката в мире………………………….5
    2. Киноиндустрия в России…………….…………………………………….7
    3. Развитие сетей кинозалов в России (2000-2010)…...…………………….9

Глава 2. Динамика рынка российских сетей кинотеатров…………...………..12

2.1. Рынок российских сетей кинотеатров ……….……………………………12

2.2. Рынок сетей кинотеатров Московского региона………………………….17

2.3.Рынок сетей кинотеатров Санкт-Петербурга………………………………19

Заключение…………………………………………...…………………………..22

Библиография………………………………………………………….…………23 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Кинотеатры  России являются одним из самых динамично  развивающихся секторов национальной экономики и социальной сферы. С 2000 года количество современных кинозалов  в России увеличилось с нескольких десятков до 3000. Кинотеатры реинвестируют в развитие и модернизацию инфраструктуры все имеющиеся ресурсы, в том числе и кредитные средства.

 

Деятельность  кинотеатрального сектора обеспечивает занятость сотен тысяч россиян  во всех регионах страны, как в самих кинотеатрах, так и в огромном количестве организаций, являющихся поставщиками товаров и услуг для кинотеатров. Большое количество рабочих мест зависит и от покупательского потока, генерируемого российскими кинотеатрами, расположенными в торговых центрах. Большинство компаний - операторов кинотеатров в России представляют малый и средний бизнес.

 

Невозможно  переоценить социально-культурные и образовательные функции, активно  выполняемые российскими кинотеатрами. Во многих городах и поселках нашей большой страны, именно кинотеатры являются единственными очагами культуры, и единственными площадками, дающей возможность гражданам проводить совместный, в частности, семейный досуг. Социализация молодежи является одной из важнейших социально-культурных функций кинотеатров, в числе которых также семейный досуг, возможность коллективного сопереживания киноискусству, приобщение к культурным ценностям, образование.

 

Экономический кризис, повлекший резкое удорожание кредитных ресурсов, существенно ограничивает потенциал интенсивного расширения кинотеатральной сети. Большинство граждан нашей страны по-прежнему не имеет возможности увидеть кинофильмы в том формате, для демонстрации в котором они были созданы, а именно на большом экране кинотеатра. Лишь менее 60% граждан России имеют доступ к услугам кинопоказа. Наша страна занимает последнее место в Европе по количеству кинозалов на 1 миллион жителей (20), уступая даже Турции (26,3). Во Франции данный показатель составляет 84.2, в Великобритании – 62.2, в Германии - 56.7, в среднем в Европе – 55.2. Исходя из данной информации, мы можем так сформулировать проблему нашего исследования: в нашей стране развитие инфраструктуры кинопоказа находится на ранней стадии развития и для достижения среднеевропейского уровня необходимо утроить количество кинозалов!

 

В настоящее  время, в условиях фактически неограниченного  нелегального использования аудиовизуальных  произведений в цифровой среде, доходы кинопродюсеров от всех видов использования  кинофильмов, таких как DVD и реализация телевизионных прав, неуклонно сокращаются. И только кинотеатральный прокат, в силу уникальности преимуществ, которые дает просмотр фильмов в кинотеатре, является важнейшим источником внебюджетного финансирования отечественного кино.          

В работе будут  рассмотрены вопросы, связанные  с местом и ролью именно кинотеатрального сектора, который  в настоящее  время является локомотивом развития всей российской киноиндустрии.

Можно сделать  вывод, что тема данной работы актуальна, т.к. без анализа по реализации определенных мер, направленных на стимулирование развития кинотеатров и создания условий для предоставления услуг кинопоказа для граждан России, невозможно будет обеспечить эффективное использование значительных государственных инвестиций, направляемых в настоящее время в развитие национального кинопроизводства.

Целью реферата  является изучение динамики развития кинорынка и сетей кинотеатров в России.

Задачи данной работы:

- раскрыть понятия о киноиндустрии и кинопрокате;

- изучить рынок сетей кинотеатров в России;

- определить крупнейших операторов сетей кинопоказов в России;

- рассмотреть  факторы развития сетей кинотеатров в России;

- определить прогнозы дальнейшего роста рынка кинопоказа;

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общее понятие о киноиндустрии.

    1. История кинопроката в мире

Понятие кинематограф появилось впервые в его французском  варианте – "синематограф", обозначавшем систему создания и показа фильма, разработанную братьями Луи Жаном  и Огюстом Люмьер.

Кинематограф – вид современного изобразительного искусства, изобретённый в XIX веке и ставший самым популярным в XX веке.

В России первая демонстрация кинематографа состоялась 9 января 1894 года на IX съезде русских  естествоиспытателей и врачей в  Москве, за два года до своего "официального" рождения.

Влияние кинематографа  на культуру и искусство бесспорно, высказываются даже предположения  о значимости влияния кинематографа  на политику и экономику. Во многих странах киноиндустрия является значимой отраслью экономики. Через  кино, через информационные институты производится оформление человека в том направлении, которое удобно власти.

Распространение кино в большинстве стран, в том  числе и в России, начиналось с  кинопроката, демонстрировавшего фильмы, сделанные в других странах. Очень  быстро в дополнение к переоборудованным театрам и кафе стали открываться специализированные кинотеатры, образовались киносети.

В этой области  лидировали США, где уже к 1908 году появилось 3000 кинотеатров (англ. nickelodeon, от слов англ. nickel (пятицентовая монета) и «одеон» (греческий театр). Этому быстрое становление кинопрокатной сети привело к развитию американской киноиндустрии и созданию Голливуда в конце 1910-х годов.

В России в 1913 году было 1412 кинотеатров, из них 67 в Москве и 137 в Санкт-Петербурге. За время Октябрьской революции и Гражданской войны количество кинотеатров упало вдвое, но в СССР стало быстро увеличиваться, в основном за счёт кинопередвижек (портативная киноустановка для демонстрации узкопленочных (16мм) кинофильмов в помещениях, не оборудованных стационарными кинопроекционными установками):

  • в 1925 году — 2000
  • в 1928 году — 9800
  • в 1934 году — 29200
  • в 1951 году — 42000
  • в 1960 году — 103387
  • в 1972 году — 156913
  • в 1982 году — 151753
  • в 1987 году — 153017 (из них лишь 4865 стационарных кинотеатров).

Кинопрокат испытал три периода потенциально массового оттока зрителей из кинотеатров:

  • широкое распространение телевидения (1950-е годы в США);
  • появление потребительской видеозаписи (рубеж 1970—1980-х годов);
  • распространение технологии просмотра фильмов через интернет (начало XXI века).

Кинопрокат борется  с тенденцией индивидуального просмотра, совершенствуя кинотеатры и улучшая  технологию. Заметным событием стало  появление многозальных кинотеатров. Однако уже в середине 1980-х годов  доходы кинематографических компаний от продажи видеокассет в США превзошли кассовые сборы в американских кинотеатрах.

Кинопрокату США в  последнее время удалось удерживать посещаемость на уровне более 1 миллиарда  посещений в год; кассовые сборы  за 2010 год (вместе с Канадой) составили около 11 миллиардов долларов. Основную массу выручки в США приносят новые фильмы.

Экономика кинопроката  в СССР сильно отличалась от американского  варианта из-за большой доли дохода от продажи билетов на старые («повторные») фильмы (до 60 % в конце 1980-х годов). Цены на билеты в СССР были очень низкими — 30-40 копеек; резкий рост цен начался в 1990-е годы.

В 1960-е годы кинопосещаемость в СССР была высокой . В год продавалось свыше 4,5 миллиардов билетов — 20 билетов на одного жителя страны. Из-за развития телевидения и утраты интереса к кино к 1987 посещаемость в расчёте на одного жителя упала до 12—13 раз в год. При этом общее количество зрителей в 1987 году составило 3,8 миллиарда, из них новые фильмы собрали 1,6 миллиарда посетителей, кассовые сборы были около 1 миллиарда рублей.

Разрушение экономики  после распада СССР, и резко  возросшая доступность фильмов  на видеокассетах привели к падению числа кинотеатров на 30 % уже в 1991—1992 годах, положение ухудшалось в последующие годы. Положение многочисленных однозальных кинотеатров в «спальных районах» городов стало катастрофическим (даже в советское время из 4865 постоянных кинотеатров лишь около 800 были неубыточными).

Динамика продажи билетов  отразила крах российской системы кинопроката:

  • 1990 год — продано 1,5 млрд билетов;
  • 1992 год — 600 миллионов;
  • 1993 год — 300 миллионов (всего 2 посещения на человека в год).

 

    1. Киноиндустрия в России

В начале 1990-х рынок  кинотеатров в России пережил  серьёзное падение, количество посетивших кинотеатры за пять лет, с 1990 по 1995 год, сократилось в 20 раз с 1 млрд 609 млн  до 86 млн зрителей. Свою роль здесь сыграли как общеэкономические факторы - например, поставленные перед необходимостью самоокупаемости, многие кинотеатры сокращали количество сеансов и занимались сдачей площадей в аренду, - так и развитие видеорынка, из-за которого зрители предпочитали походу в кинотеатр просмотр VHS-видеокассет на дому.

Сказывалось и отсутствие кинотеатров, способных привлечь зрителя. Председатель Союза кинематографистов России Сергей Соловьёв неоднократно предпринимал попытки создания сети современных кинотеатров сначала на федеральном уровне, а затем и в одной только Москве, но все они не увенчались успехом. 

К 1996 году в России функционировало  только два относительно современных  кинозала, они располагались в  отелях «Рэдиссон SAS Славянская» и «Олимпик Пента Ренессанс». Однако как законченный бизнес своими владельцами они не рассматривались. 


Период 1996-2000:

Началом развития современного рынка кинопоказа в  России можно считать 17 октября 1996 года, когда в Москве был открыт однозальный кинотеатр «Кодак Киномир»(Рис.1). Кинотеатр был оснащён революционными на тот момент звуковыми              Рис.1  Кинотеатр «Кодак

системами Dolby Surround и Sony .                                Киномир» в Москве    

                                                                                                          (1997)Фото:ИТАР-ТАСС

Согласно бизнес-плану, «Кодак Киномир» должен был окупить себя в течение 5 лет при стоимости билета в $ 4. Однако в достаточно скором времени, ввиду огромного спроса, цена поднялась до $ 20, а в дни премьеры до $ 50, и кинотеатр окупил себя менее чем за год. Основу его репертуара составляли голливудские блокбастеры, показ же российских картин прибыли не приносил. 

Первым конкурентом  «Кодак-Киномиру» стал кинотеатр  «Пушкинский», открытый в 1997 году на месте  бывшего кинотеатра «Россия» и впоследствии ставший флагманом сети «Каро фильм».  «Пушкинский» имел большую вместимость (2500 мест против 700 у « Кодак-Киномира ») и, следовательно, мог устанавливать более низкие цены на билеты. Оба кинотеатра избрали политику эксклюзивного показа, от которой отказывались только в исключительных случаях. 

В сентябре 1998 года в Москве был  открыт ещё один кинотеатр подобного  уровня под названием «Стрела». Его владельцы, Артур Прашкович и Юрий Гагарин, вскоре приняли решение о создании первой в России киносети, и к концу 2000 года в составе «Империи Кино» - такое название получила сеть - было уже семь кинотеатров: «Стрела», «Витязь», « Прага », « Мечта », «Горизонт »,« Тбилиси »и« Солнцево ».  Президент «Империи Кино» Артур Прашкович подчёркивал, что будущее российского кинопроката именно за сетями, а не за одиночными кинотеатрами: 

«Мы сначала не думали создавать киносеть, а решили построить один кинотеатр. Потом поняли, что одиночный кинотеатр, такой небольшой как «Стрела», никогда не сможет конкурировать с другими. Единственный выход - создание сети. Одни кинотеатры работают лучше, другие хуже, но в среднем получается более или менее рентабельное предприятие.  
Перспектива именно за ней, а кинотеатры, многозальные и однозальные - всего лишь составляющая этой сети. Кинотеатров становится больше, а количество зрителей не растёт в такой же прогрессии, как суммарное число посадочных мест в кинозалах, поэтому посещаемость падает. В таких условиях может выжить только киносеть, а одиночные кинотеатры нерентабельны».

Информация о работе Динамика сетей кинотеатров в России