Банки и их роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о том, что такое банк, не является таким простым, как это кажется на первый взгляд. В обиходе банки — это хранилище денег. Вместе с тем данное или подобное ему житейское толкование банка не только не раскрывает его сути, но и скрывает его подлинное назначение в народном хозяйстве. Еще более запутывает дело само терминологическое значение слова банк, а также такие современные выражения, как банк данных, банк растений, книжный банк, которые к банку, как таковому, не имеют никакого отношения. Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается действительно неопределенной.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................... 3
1. СПЕЦИФИКА БАНКА, КАК ПРЕДПРИЯТИЯ............................................ 8
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.. 11
3. РОЛЬ БАНКОВ В ПРИВЛЕЧЕНИИ ИНВЕСТИЦИЙ.................................. 18
4. РОЛЬ, ЗАНИМАЕМАЯ БАНКАМИ В РОССИИ........................................ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 25
ЛИТЕРАТУРА................................................................................................... 26

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 46.23 Кб (Скачать файл)

Реализация таких мер  должна вестись по трем направлениям.

Первым направлением должна стать активизация роли государства  в обеспечении инвестиционного  процесса. Это не означает примитивного увеличения доли государственных расходов на инвестиции, хотя объемы таких расходов надо увеличивать. Прежде всего, имеется  в виду развитие механизма государственных  гарантий, а также повышение координирующей доли государства в создании организационных  и институциональных предпосылок  инвестиционной деятельности.

Вторым направлением деятельности должно стать непосредственно создание этих организационных и институциональных  предпосылок в сферах банковской и инвестиционной деятельности.

Третье направление заключается  в адекватном законодательном закреплении  условий, благоприятствующих инвестициям

В развитии перечисленных  направлений необходимо:

Задействовать инвестиционные ресурсы государственного сектора  экономики и естественных монополий, обратив их на нужды федеральной  инвестиционной программы.

Осуществить переориентацию кредитной политики Сбербанка с  преимущественного вложения своих  активов в государственные ценные бумаги на кредитование инвестиционной сферы. Вероятно, целесообразно рассмотреть  вопрос о выдаче Сбербанком межбанковских  кредитов специально отобранными государством банкам, связанных с кредитованием эффективных инвестиционных проектов.

Перейти к практике долгосрочных целевых инвестиционных вкладов  под гарантии государства с возможным  выпуском валютного займа для  реконструкции народного хозяйства.

Осуществить страховой заем, ориентированный на страхование  и перестрахование инвестиционных и предпринимательских проектов.

Пересмотреть нормы обязательного  резервирования по вкладам населения  с относительно длинным сроком хранения в увязке с объемом выданных инвестиционных кредитов, что позволит сделать инвестиционные кредиты более дешевыми для предприятий.

Развивать институты коллективного  финансирования (для населения) и  проектного финансирования (для юридических  лиц), позволяющие аккумулировать ресурсы  и снижать инвестиционные риски.

Установить повышенные нормативы  привлечения сбережений населения  для банков, участвующих в финансировании федеральных программ под частичные  гарантии правительства.

Предусмотреть в Налоговом  кодексе освобождение банков и других кредитных организаций от уплаты налогов на прибыль, получаемую от предоставления долгосрочных кредитов (на 3 года и более ) для реализации операций финансового лизинга.

Сохранить в Налоговом  кодексе норму, предусматривающую  включение в затраты предприятий  расходов, связанных со страхованием ОПФ, что будет способствовать снижению инвестиционных рисков.

Упорядочить процесс слияний, поглощений и банкротств кредитных  организаций ,направив его на формирование такой структуры банковской системы, которая бы отвечала требованиям оживления инвестиций и экономического роста.

Законодательно установить и отработать процедуру отбора банков, призванных осуществить крупные  инвестиционные проекты с участием государства. Возможно, следует вернуться  к вопросу о придании им специального статуса (инвестиционные банки, банки  развития).

Банки должны найти свое место в инвестиционном процессе, что будет залогом экономического роста в стране. Основой взаимодействия промышленных предприятий и банков должна служить реализация законченного инвестиционного цикла; их взаимодействие позволяет увеличить эффективность  и масштабность инвестиционных процессов, расширить направления инвестиционных процессов.

4.   РОЛЬ, ЗАНИМАЕМАЯ БАНКАМИ В РОССИИ.

На данный момент, банковская система является важным звеном отечественной  экономики. Именно вследствие значительной аккумуляции денежных средств, банки  могут оказывать значительное влияние  на курс национальной валюты, и на приток денег в казну, путем операций с государственными ценными бумагами. В условиях непрекращающегося кризиса  неплатежей банковская система призвана удерживать объем денежной массы  в рамках, обеспечивающих функционирование экономики.

Стабилизационная роль банковского  сообщества на данном этапе развития экономики очень важна. Попытки стихийного (чисто рыночного) перелива средств из одной отрасли в другую не привели к желаемым результатам, более того, капитал банковской системы по данным Г. Ханина абсолютно сократился с 1991 года в 3-4 раза, по отношению к ВВП он находится на уровне Англии 80-х годов XVIII века.[5] Это наводит на мысль о том, что эффективное перераспределение средств в отечественной экономике на данном этапе способна обеспечить только государственная программа, разработанная с учетом мирового опыта и отечественных реалий. Как это, к примеру было в США в 40-50-х годах, когда там была, принята программа поддержки приоритетных отраслей в науке и экономике.

Привлечение зарубежных кредитных  ресурсов затруднено по нескольким причинам:

Во-первых, Россия и так  уже является довольно крупным должником.

Во-вторых, коррупционные  процессы в государственном аппарате, который собственно и должен заведовать распределением зарубежных кредитов, серьезно подрывают доверие иностранных  кредиторов и не дают гарантий направления  выделенных средств в экономику  страны.

В-третьих, до сих пор в  России очень высоки инвестиционные риски, частично из-за отсутствия подобной программы.

В-четвертых, иностранные  кредиторы зачастую не заинтересованы в развитии определенных отраслей нашей  экономики, и никогда не будут  выделять на это кредитные ресурсы.

Кроме того, не стоит забывать, что России и так предоставляются  кредиты МБРР.

Все это указывает на необходимость  создания такой системы государственного взаимодействия с банками в области  кредитной политики, которая обеспечивала бы не на словах, а на деле эффективное  выполнение банками свойственных им функций.

Принятие программы призвано определить наиболее приоритетные направления  кредитования, но не стоит забывать, что у многих предприятий нет ни приемлемого залогового обеспечения, ни гарантий. Таким образом, кредитование этих предприятий значительно ухудшает совокупный кредитный портфель российских банков с точки зрения рисков. А это на сегодняшний момент недопустимо, ибо он и так перегружен сомнительными кредитами. Значит, необходимо разработать систему гарантий и поручительств, которые должны обеспечить приемлемые кредитные риски вложений в эти предприятия.

Отдельные шаги по упорядочению роли коммерческих банков уже принимаются. К примеру принятие указа “О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета” должно сократить до минимума число уполномоченных банков.

А пока, банковская система  является не полностью используемым экономическим инструментом, к тому же не слишком развитым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на то, что с  конца 80-х годов отечественная  экономика переживает не лучшие времена, именно за этот период сформировалась банковская система. Конечно, ее нельзя назвать сильной, полностью отвечающей принципам рыночной экономики, но она  доказала свою жизнеспособность. Кроме  того, она сыграла не последнюю  роль в самом процессе реформирования экономики.

На сегодняшний момент, когда отечественная экономика  находится в не в лучшем положении, к примеру опасность эмиссии, грядущий секвестр бюджета, неплатежи банковская система продолжает успешно функционировать. Конечно, это во многом обусловлено состоянием валютного и фондового рынка, о чем было сказано выше, но с течением времени, объем спекулятивных операций в структуре банковских доходов неуклонно уменьшается. Это во многом связано с проведением Центробанком политики низкой процентной ставки, а также курсом правительства на снижение инфляции.

Следует надеяться на то, что все то позитивное влияние на экономические преобразования в стране, которое банковская система оказывала на протяжении последних лет продолжится и в будущем.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Алехин Б.И. Рынок  ценных бумаг-М., Финансы и статистика 1998.

2. Борисов С.М., Коротков  П.А. Банковская система России: состояние и перспективы// Деньги  и кредит 1996.-№8.-с.5.

3. Бубнов Л.Н. Одна из  возможностей стабилизации Российского  денежного рынка//Бухгалтерия и  банки 2001.-№1.-с.4-9.

4. «Вопросы экономики»/ Институт  экономики РАН – М. :  № 2, 1998

5. «Вопросы экономики»/ Институт  экономики РАН – М. :  № 3, 2002

6. «Вопросы экономики»/ Институт  экономики РАН – М. :  № 5, 2003

7. Егоров А.Е. Проблемы  деятельности коммерческих банков  на современном этапе развития  экономики// Деньги и кредит 1995.-№6.-с.4.

8. Лаврушин О.И. Банковское  дело-М., Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 2002.

9. Общая теория денег  и кредита: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.

10. Парамонова Т.В. Принципы  регулирования банковской сферы// Деньги и кредит 1995.-№6.-с.10.

11. Полищук А.И. К вопросу  о переводе Российских банков  на международные стандарты//Бухгалтерия  и банки  1999.-№2.-с.6-11.

12. Симановский А.Ю. Банковский  сектор в переходной экономике  России// Деньги и кредит 1999.-№11.-с.26.

13. Тимоти У. Кох. Управление банком. -Уфа: Cпектр. Часть  V,1993.

14. Финансы. Денежное обращение.  Кредит: Учебник для вузов/ Л.А.  Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

15. Хоминич И.П. “Интеграция банковского и промышленного капитала в ходе структурной перестройки экономики”, Финансы, №10, 2002

16. Эдвин Долан, «Микроэкономика».- С.-Петербург: 2002.

 
 

 

[1] [9] Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.

 

[2] [10] Парамонова Т.В. Принципы регулирования банковской сферы// Деньги и кредит 1995.-№6.-с.10.

[3] [8] Лаврушин О.И. Банковское дело-М., Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 2002

[4] [15] Хоминич И.П. “Интеграция банковского и промышленного капитала в ходе структурной перестройки экономики”, Финансы, №10, 2002

[5] [15] Хоминич И.П. “Интеграция банковского и промышленного капитала в ходе структурной перестройки экономики”, Финансы, №10, 2002


Информация о работе Банки и их роль в экономике