Анализ миграционной ситуации в Белгородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы выявить статистические аспекты миграционной ситуации в Белгородской области.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
Изучить теоретические вопросы:
- понятие миграции;
- миграционные процессы в России;
- государственное регулирование миграционных процессов

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы миграционных процессов
Понятие миграции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Миграционные процессы в РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
Государственное регулирование миграционных процессов . . . . .17
Глава 2. Статистическое изучение миграционных процессов
2.1 Основные статистические показатели миграционных
процессов . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
2.2 Оценка динамики миграционных процессов . . . . . . . . . . . . . . . 21
2.3 Статистические методы изучения миграции . . . . . . . . . . . . . . . 23
Глава 3. Анализ миграционной ситуации в Белгородской области.
3.1 Мониторинг миграционных процессов в регионе . . . . . . . . . . . 25
3.2 Оценка влияния миграции на социально-экономическое
развитие региона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
3.3 Направления (выводы и предложения) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

статистика курсовая.doc

— 542.50 Кб (Скачать файл)

юристы — 2%

Зачем едут:

в поисках новой работы и реализации — 39%;

беженцы — 22%;

учиться — 20%;

женились/вышли  замуж — 15%;

остальные — 4%.

Примечание. Проценты посчитаны авторами на основе полученных у зарубежных специалистов цифр относительно тех, кто не стал возвращаться в Россию и остался за рубежом в различном статусе.

Сколько уехало:*

1991–1996 годы — 429,548 тыс. человек;

1997–2002 годы — 207,447 тыс. человек;

2003–2008 годы  — 229,579 тыс. человек (до 440 тыс. человек).**

* Приведенные значения  — данные по эмигрантам из России, подавшим, заявление на ПМЖ или гражданство, зафиксированные статистикой.

** С учетом соотечественников, уезжающих по модели «скрытой эмиграции», за последние пять лет Россию покинули в целом не менее 440 тысяч человек. Расчет проведен с включением предварительных данных по текущему году и с учетом тенденции по количеству потенциальных эмигрантов из числа уехавших по трудовым, учебным визам и приобретателей зарубежной недвижимости (когда ещё нет заявлений об изменении гражданства или вида на жительство, но возвращаться в Россию не планируют) [26].

 

1.3ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИИ

      Каждое государство старается регулировать миграционные процессы, так как заинтересовано в привлечении наиболее нужных в данный момент работников, и в то же время ни одна страна мира не хочет того, чтобы наиболее квалифицированные кадры уезжали за рубеж. В связи с этим практически во всех развитых странах мира созданы специальные органы, которые занимаются вопросами проникновения иностранных рабочих на внутренние рынки труда. Федеральные органы занимаются вопросами предоставления виз, устанавливают порядок их выдачи. Существуют службы, контролирующие въезд и пребывание иностранцев в стране, которые могут даже депортировать при нарушении закона. Кроме того, до выдачи разрешения на работу в этой стране анализируется ситуация и разрешение выдается в том случае, если действительно существует необходимость в привлечении иностранной рабочей силы.

   Целью государственного регулирования трудовой миграции является достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников. Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений.[21]

   Страны-реципиенты (принимающие) применяют следующие виды ограничений на въезд трудовых иммигрантов:

1.      профессиональная квалификация (наличие диплома, определенный стаж работы по специальности);

2.      возрастной ценз;

3.      состояние здоровья (запрет на въезд наркоманов, больных СПИДом и психическими заболеваниями);

4.      социальные и политические ограничения (не допускается иммиграция лиц, ранее осужденных за уголовные преступления, а также состоящих в рядах реакционных партий);

5.      квотирование (законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы в рамках экономики в целом, отдельных отраслей и предприятий, при этом страны устанавливают квоты на въезд иностранцев из определенных стран – Азии, Африки).

   Экономическое регулирование трудовой миграции включает:

¨      уплату иммигрантом пошлины за трудоустройство;

¨      первоочередной прием иммигрантов, осуществляющих инвестиции в экономику страны-реципиента;

¨      налог на предпринимателей, использующих труд иммигрантов;

¨      ограничение времени пребывания иностранных рабочих в данной стране.

   В странах могут действовать профессиональные и отраслевые ограничения на использование иностранной рабочей силы в форме запретов. Явные запреты прямо указывают профессии, которыми иностранцам заниматься нельзя.

   Что касается эмиграционной политики России, то здесь выделены ее основные направления: сокращение безработицы, привлечение средств за счет денежных переводов эмигрантов на свою родину, обеспечение прав и поддержки россиян, работающих за границей, получение ими новых навыков и их применение в дальнейшем после возвращения.

   Большое значение имеет создание благоприятных условий для тех граждан, которые решили вернуться в нашу страну. Необходимо создать специальные структуры, которые могли бы оказывать реальную помощь таким людям, давали бы возможность получения налоговых льгот и использования в отношении этих лиц льготной схемы кредитования. Важно предоставить возможность беспошлинного ввоза средств производства, чтобы мигранты могли осуществлять производственную деятельность на территории нашей страны [19].

   Таким образом, последствия трудовой миграции неоднозначны. Решать проблемы, возникающие в этой сфере, должно государство с помощью проведения миграционной политики. Но для эффективного результата необходимо взаимодействие как отдельных стран, так и всего мирового сообщества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

2.1 ОСНОВНЫЕ  СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ МИГРАЦИОННЫХ  ПРОЦЕССОВ

   Количество прибывших мигрантов (П) - число мигрантов прибывших в данный регион или страну на постоянное место жительства (зарегистрировавшихся по месту проживания) за определенный период (обычно год).

Количество  выбывших мигрантов (В) - число мигрантов выбывших из данного региона или страны на постоянное место жительства (снявшихся с учета по месту жительства) за определенный период (обычно год).

  

2.2 ОЦЕНКА  ДИНАМИКИ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

 

    Миграционные процессы характеризуются рядом количественных показателей: числом прибывших в данный пункт (город, село), регион, страну и выбывших оттуда за определенный отрезок времени (например, за год), а также разностью между числом прибывших и числом выбывших (сальдо миграций). Последний показатель может быть выражен в абсолютных и относительных цифрах. Разность чисел прибывших и выбывших в расчете на тысячу человек населения называется коэффициентом сальдо миграций (или, по определению Росстата, коэффициентом миграционного прироста). Его сравнение с коэффициентом естественного прироста населения показывает динамику населения данной территории. Если алгебраическая сумма (то есть сумма с учетом знаков каждого из слагаемых) обоих коэффициентов больше нуля, то численность населения увеличится, если же меньше — сократится. 
  Географическое изучение миграций включает анализ миграционных потоков (их масштабы, интенсивность, направления), половозрастной, социальной и этнической структуры мигрантов, побудительных причин и социально-экономических следствий перемещения населения по территории.      Особого внимания заслуживает исследование международной и внутригосударственной миграционной подвижности рабочей силы, поскольку она оказывает наибольшее влияние на развитие современного общества. 
   Исходной информационной базой для количественных расчетов и анализа служат данные переписей населения, официальные статистические материалы текущего учета движения населения, другие источники.

 

Оценка миграции проводится по следующим показателям :

      1. абсолютные показатели
  • Абсолютный механический прирост населения (Вмех = П – В )
  • Объем миграции ( V = П + В )
      1. относительные показатели
    • Коэффициент прибытия

КП = прибывшие/среднегодовую численность × 1000‰

 

    • Коэффициент выбытия

КВ = выбывшие/среднегодовую численность × 1000‰

 

    • Коэффициент механического прироста

( коэффициент  интенсивности миграции)

КП-В = (прибывшие – выбывшие)/среднегодовую численность × 1000‰

 

    • Коэффициент интенсивности миграционного оборота

КП+В = (прибывшие + выбывшие)/среднегодовую численность × 1000‰

 

    • Коэффициент эффективности миграции

К эф. миг. = (прибывшие – выбывшие) / (прибывшие + выбывшие) × 100%

 

2.3 СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ МИГРАЦИИ

 

   Основной статистический метод изучения миграции заключается в непосредственной регистрации каждого отдельного случая передвижения,  как в месте выбытия мигрантов, так и в месте их прибытия. Этим путем определяется число прибывших и выбывших для поселения за определенный период, с характеристикой состава мигрантов и направлений миграции.           Наряду с применением прямого метода учета миграционных процессов используются и косвенные, расчетные, методы. Например, с помощью статистики так называемого естественного движения можно рассчитать сальдо миграции за определенный период по территориальным единицам путем вычитания естественного прироста из общего прироста населения.

   Другой метод основывается на регистрации места рождения каждого лица при проведении переписей населения. При сопоставлении данных о местах рождения и проживания определяется численность неместных уроженцев, которая косвенно характеризует сальдо миграции. Нехозяйственный метод учета населения сельской местности позволяет рассчитать сальдо миграции сельского населения. Косвенные метода расчета размеров и направлений миграции предполагают использование материалов статистики труда. К статистическим методам изучения миграции относятся также методы измерения миграции по данным о продолжительности проживания в определенном месте, о предыдущем месте жительства, методы расчета коэффициентов дожития и изучения миграции из сельской местности в города. Прямые и косвенные методы дополняют друг друга, их использование расширяет возможности анализа миграции населения. В дополнение к названным применяются методы выборочного статистического изучения безвозвратной и особенно возвратной (сезонной, маятниковой) миграции. При репрезентативности выборки полученные результаты распространяются на всю совокупность объектов[8].

   Для углубленного изучения миграции привлекаются методы математической статистики (дисперсионный и корреляционный анализ, теория выборки, расчет динамических рядов и относительных величин и др.), теория игр, моделирования, системный анализ и др. Для предоставления данных о миграционных балансах или потоках используются смешанные статистические и картографические методы.

   Любое исследование миграции населения начинается с определения единиц обследования, которое может быть сплошным или выборочным. После этого начинается сбор первичной информации, который осуществляется посредством наблюдения, изучения документов, опроса. Метод наблюдения или прямой регистрации событий очевидцем используется, например, при изучении процессов миграции в масштабах отдельной организации (включенный анализ), при изучении маятниковой миграции. Метод изучения документов – сбор необходимой информации в различных формах статистической отчётности. При социологическом изучении миграции применяется интервьюирование и анкетирование мигрирующих. Сбор информации о миграции населения носит единовременный характер, между тем миграция – это процесс, протекающий во времени. Для устранения данного противоречия используются методы повторного исследования и экспертных оценок. Обработка первичной информации о миграции предусматривает выбор адекватных математических методов, технических средств, способа группировки и представления полученных результатов.

    В нашей работе для проведения  анализа мы использовали метод статистических группировок и таблиц метод обобщающих показателей.

Метод статистических группировок и таблиц.  Статистическая сводка включает в себя распределение исходных данных по группам, качественно однородным по одному или нескольким признакам, и получение групповых итогов. На правильность  выводов, получаемых в результате исследования, оказывает существенное влияние обоснованный выбор группировочных признаков.

Результаты  статистической группировки и сводки излагаются в виде статистических таблиц, являющихся наиболее рациональной, систематизированной, компактной и наглядной формой представления  массовых данных.

Методы  анализа с помощью обобщающих показателей. Характерным для статистических методов на этой стадии является применение обобщающих показателей: абсолютных, относительных, средних величин и индексных систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ МИГРАЦИОННОЙ СИТУАЦИИ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

3.1 МОНИТОРИНГ  МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕГИОНЕ

Информация о работе Анализ миграционной ситуации в Белгородской области