Анализ цен и инфляции в Амурской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг, в связи с этим важную роль приобретает такой раздел статистики, как статистика цен.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.
1. Теоретические основы статистики цен
1.1. Понятие и сущность цен и инфляции
1.2. Задачи статистики цен
1.3. Система показателей статистики цен
1.4. Принципы и методы регистрации цен
1.5. Методы расчета и анализа индексов цен .
1.6. Методы оценки уровня и динамики инфляции
2. Анализ цен и инфляции в Амурской области
2.1. Расчет и анализ индексов цен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

амурск обл.docx

— 345.06 Кб (Скачать файл)

Для наиболее общей  характеристики уровня инфляции в мировой  практике используются два показателя. Индекс потребительских цен (ИПЦ) позволяет  оценить уровень инфляции на потребительском  рынке.

Дефлятор валового внутреннего продукта (ДВВП) оценивает  степень инфляции по всей совокупности благ, производимых и потребляемых в государстве, учитывает не только изменение цен товаров народного  потребления, но и цен товаров, используемых в государственных интересах, инвестиционных, экспортируемых и импортируемых  товаров и услуг. В большинстве  стран ИПЦ публикуется ежемесячно, в кризисных условиях - еженедельно. Периодичность расчета ДВВП квартальная  или годовая. Это связано с  относительной сложностью его расчета.

В России ИПЦ исчисляется  за каждый месяц и нарастающим  итогом с начала года по модифицированной формуле Ласпейреса:

(10)

где p(t-1)q0 = p0q0 × p1/p0 × p2/p1 ×…× pt/p(t-1) .

Модификация состоит  в том, что изменение цен исчисляется  на основе последовательных наблюдений цены, т. е. В каждый период времени  базовые веса умножаются на последнее  значение индекса цен.

ДВВП в большинстве  стран определяется по методу Пааше. Известная формула может быть представлена в виде:

(11)

Отечественная практика расчета ДВВП имеет некоторые  особенности: сначала с помощью  индексов цен или физического  объема (в зависимости от имеющейся  базы) производится постатейная переоценка ВВП, рассчитанного по методу конечного  использования, в ценах предыдущего  года. Затем по формуле Пааше рассчитывается цепной ДВВП. Базисный ДВВП определяется путем перемножения всех годовых ДВВП в промежутке от отчетного до - базисного года.

Основным показателем  динамики инфляции служит норма инфляции:

N=(It - It-1) / It (12)

где It и It-1 – индексы цен смежных периодов.

Норма инфляции показывает, на сколько процентов изменился  уровень инфляции за данный период времени. Если N составляет 1 – 9 %, инфляция называется «ползучей», 10 – 49 % - «галопирующей». В случае 50 % и более в месяц - экономика «больна» гиперинфляцией.

Для измерения инфляции используется индекс покупательной  способности денежной единицы, показывающей, во сколько раз обесценились деньги:

IП.С.= 1 / Ip (13)

Одной из составляющих инфляции является денежная масса, не обеспеченная соответствующим количеством  товаров и услуг. Величина денежной массы зависит от количества денег  в обращении и от скорости их обращения. Теоретически относительный рост денежной массы при замедлении оборота  денег может не привести к инфляции, например, если повышены процентные ставки на депозиты. Но, как правило, не обеспеченный товарами выпуск денег побуждает  покупателей к быстрой их реализации, что увеличивает скорость оборота  денег и усиливает разбег инфляции. Величина товарной массы, второй составляющей инфляции, зависит от ее физического  объема и цен товаров. Поскольку  товарная и денежная масса стремятся  к рыночному равновесию, то рост средних цен товарной массы определяется размером изменения ее физического  объема, массы денег в обращении  и скорости их обращения

Таким образом, общий  размер инфляции прямо пропорционален росту денежной массы и увеличению скорости обращения денег и обратно  пропорционален росту товарной массы (в постоянных ценах).

Денежная масса  рассчитывается государственной статистикой  как оборот и остатки наличных и безналичных денежных средств, сумма всех доходов с учетом размера  накоплений, взносов и платежей; товарная масса - как товарооборот и  продажа услуг, денежные расходы  населения на покупку товаров  и услуг или ВВП.

Степень соответствия товарной и денежной массы оценивается  с помощью ряда показателей:

- соотношения денежной  и товарной массы в статистике  и динамике;

- соотношения темпов  роста денежной эмиссии и цен;

- соотношения темпов  роста доходов и цен.

Изменение номинальных  доходов (p1q1-p0q0) складывается из изменения  реальных (пересчитанных в сопоставимые цены) доходов (p0q1-p0q0) и роста доходов  за счет изменения цен (p1q1-p0q1). Сопоставление  этих показателей покажет размер потерь (прироста) реальных доходов, или  насколько рост доходов населения  возмещал его потери от обесценения  денег. Аналогично осуществляется анализ реальных потерь денежных накоплений населения.

В качестве информационной базы для анализа инфляции используются различные источники. Цены на товары и услуги-представители собираются статистикой методом выборочного наблюдения; структура потребительских расходов определяется статистикой семейных бюджетов в ходе регулярных обследований; система статистической отчетности получает данные о товарообороте; сведения о денежной массе статистические органы получают от банков; баланс денежных доходов и расходов населения позволяет определять затраты на приобретение товаров и услуг.

 

.

  1. АНАЛИЗ ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

2.1. Р а с ч е т и а н а л и з и н д е к с о в ц е н

Для применения на практике представленной в первой части информации рассмотрим цены в Амурской области за период с 1998 по 2002 годы.

Большой интерес  для статистического анализа  представляют данные о средних ценах  в Амурской области. В табл. 2 представлены данные о средних ценах на некоторые  продовольственные и непродовольственные  товары.

Таблица 2. – Средние  цены на некоторые продовольственные  и непродовольственные товары.

Рублей за килограмм, литр, штуку

 

1995 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Продовольственные товары:

мясо и птица

36,03

39,67

43,24

49,27

74,95

колбасные изделия

44,20

53,22

72,14

74,01

93,29

рыбопродукты

23,90

25,00

32,76

42,86

46,18

молоко и молочная продукция

9,28

10,93

17,61

17,48

12,62

сыр

51,89

53,84

77,12

90,10

113,79

яйца

16,45

17,12

13,59

17,41

22,42

сахар-песок

15,45

17,04

10,70

17,39

15,89

хлебобулочные изделия

3,99

4,87

9,38

9,61

10,57

Непродовольственные товары:

костюм мужской

817,34

833,50

1461,03

1530,73

1730,88

ботинки кожаные

663,76

735,59

806,58

1095,02

1238,89

моющие  средства

(за кг.)

25,82

35,09

49,61

50,82

53,61

табачные изделия

4,60

5,99

6,73

7,02

7,22

электропылесос

935,37

1170,00

2086,65

1982,26

2113,00

пиломатериалы (за м3)

540,46

600,00

115,00

1445,00

1900,00

Эритромецин (за 10 таблеток)

9,34

10,43

16,77

22,35

21,83

бензин

3,06

3,23

7,85

9,53

9,77


 

Кроме потребительских  цен, для статистического анализа  важны цены производителей промышленной продукции (табл. 3).

Таблица 3. – Средние  цены производителей на основные виды промышленной продукции.

В рублях

 

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Электроэнергия,

тыс. кВт час.

457,61

463,62

449,06

649,31

Уголь бурый, т.

200,00

200,00

200,00

291,70

Древесина деловая, м3.

612,34

644,22

736,80

861,57

Железобетонные  конструкции, м3

1525,85

1665,57

1787,64

2092,62

Кирпич, тыс. усл. кирп.

1131,25

1261,24

1998,00

2066,53

Макаронные изделия, т.

9532,25

9958,00

9958,00

9812,87

Спирт этиловый, дкл.

102,36

118,15

175,00

182,45

Мясо, т.

37225,58

38004,43

39003,43

43716,49

Молочная продукция, т.

19258,63

20379,11

16653,89

18529,77

Мука, т.

5124,25

5399,95

4819,51

5648,79

Комбикорма, т.

2032,78

2065,00

4500,00

3800,00


 

Средние цены являются показателями, на основе которых вычисляют  индексы цен, показывающие изменение  цены.Рассмотрим динамику индексов цен по секторам экономики (табл. 4).

Таблица 4. – Динамика индексов цен по секторам экономики  в 1995 – 2001 гг. в Амурской области.

в процентах

 

Индексы

Потребитель-ских цен

цен произво-дителей про-мышленной продукции

цен произво-дителей в строительстве

тарифов на грузовые перевозки автомобильным  транспортом

1995 г.

220,4

251,2

262,0

210,9

1996 г.

122,1

142,1

147,1

132,0

1997 г.

112,0

115,3

113,7

100,0

1998 г.

171,5

111,2

105,8

100,0

1999 г.

124,0

121,4

134,1

131,0

2000 г.

118,0

108,4

130,5

181,7

2001 г.

119,7

134,8

133,8

150,9


 

Вычисления произведены  на основании ежемесячных данных об индексах цен по секторам экономики.

Анализируя полученные результаты можно сделать следующие  выводы в период с 1995 по 1997 г. наблюдалось  заметное снижение индексов цен во всех секторах экономики. Кризис 1998 г. вызвал резкое увеличение потребительских  цен на 71,5 %. В других секторах экономики  наблюдалось, наметившееся в предыдущие годы снижение темпов роста цен. Но уже в следующем 1999 г. произошел  скачек роста цен, и индексы цен  составили 121,4 % (производители промышленной продукции) до 134,1 % (производители в  строительстве). В 2000 г. наблюдалось  снижение индексов цен во всех секторах экономики, кроме тарифов на грузовые перевозки (181,7 %). В 2001 г. вновь наблюдался заметный скачек цен.

Цены производителей промышленной продукции за последние  годы значительно выросли (табл. 5). Более  всего подорожала продукция мясной промышленности, электроэнергетики, топливной, молочной и кондитерской промышленности.

Таблица 5. – Индексы  цен производителей промышленной продукции.

В процентах

 
Годы
 

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Индексы цен производителей промышленной продукции

251,2

142,1

115,3

111,2

121,4

108,4

134,8

в том числе:

средства производства

234,7

112,7

100,9

100,1

100,9

194,0

104,0

промежуточные товары

222,4

124,8

100,2

100,4

126,9

103,0

136,8

потребительские товары

274,8

158,1

161,4

158,2

135,6

117,0

113,6


 

Как видим из анализа  таблицы, до 2000 г. темп роста цен на потребительские товары промышленности опережал темпы роста цен на средства производства и промежуточные товары. В 2000 г. произошел скачок цен на средства производства, а в 2001 г. наибольшим был  индекс цен на промежуточные товары.

Изменение курса  доллара по отношению к рублю  определяет динамику цен на потребительском  рынке. На протяжении рядя лет курс российского рубля был нестабильным, не прекращался и рост потребительских цен на товары.

В табл. 6 представлены индексы цен на основные группы продовольственных  и непродовольственных товаров, вычисленные на основании формулы (1), с использование данных табл. 2.

Табл. 6. – Изменения  цен на основные группы товаров на потребительском рынке.

В процентах

 

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Все товары

182,1

125.2

115,6

114,6

Продовольственные товары

186,1

122,2

115,7

115,8

В том числе:

 

мясо и птица

223,2

115,5

120,4

132,1

колбасные изделия

182,0

138,2

104,3

120,2

рыбопродукты

210,3

117,1

126,5

128,7

молоко и молочная продукция

174,3

126,3

112,4

115,5

Сыр

169.9

135,7

113,6

118,6

Яйца

174,9

79,8

128,1

128,2

сахар-песок

231,9

63,8

161,5

91,3

хлебобулочные изделия

109,5

118,1

102,7

108,8

Непродовольственные товары

117,8

133,4

115,4

111,8

в том числе:

 

одежда

168,9

141,4

116,5

112,6

обувь

192,4

120,2

121,5

114,4

моющие средства

210,9

140,1

102,0

104,5

табачные изделия

200,7

114,5

103,1

102,5

электротовары

188,6

125,4

111,7

108,7

стройматериалы

113,5

155,5

134,1

115,5

медикаменты

189,3

140,0

118,1

99,1

топливо

107,3

104,8

120,7

142,8


 

Как можно заключить  из анализа таблицы, до 2000 г. цены на продовольственные товары росли  быстрее, чем на непродовольственные (за исключением 1998 г.), но в 2001 г. индексы  цен непродовольственных товаров  незначительно превысили индексы  цен продовольственных товаров.

Среди непродовольственных  товаров больше всего за последние  годы выросли цены на мясо и птицу, колбасные изделия и рыбопродукты. Среди непродовольственных товаров  наибольший рост цен наблюдался на топливо и стройматериалы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Статистика цен  образует самостоятельный блок в  статистике рынка. Ее показатели помогают исследовать действие

рыночного механизма и  вместе с тем органично входят в систему показателей уровня жизни, финансовой деятельности, служат в качестве дефляторов любых стоимостных  показателей. Анализ цен - важное условие  статистического обеспечения ценообразования  в маркетинге.

Основная задача статистики цен - отразить и проанализировать состояние  и поведение цен, т. е. их уровень, колеблемость и динамику. Этой цели соответствует и система показателей статистики цен.

Современная методология  регистрации цен соответствует  международной статистической практике и базируется на использовании выборочного  метода. Регистрируются цены товаров-представителей, входящих в стандартизованный набор - потребительскую корзину. Цены регистрируются в отобранных поселениях, а в их пределах - по выборочной сети предприятий.

Раскрыта методология  изучения уровня и структуры цен. Наряду с расчетом средних цен  вводится показатель отношения цены к среднему доходу потребителя как  наиболее обобщающий и объективный  показатель уровня цен, позволяющий  к тому же дифференцировать понятие  «уровень цен» по социальным группам  населения.

Центральным моментом в анализе  цен остается использование индексного метода. Проведено изучение различных  концепций индексов цен, раскрывают современную методологию построения индексов цен, соответствующую международной  практике, объясняют преимущества и  недостатки индексов Пааше и Ласпейреса, показывают потенциальные возможности других индексных систем.

Анализ динамики цен увязан с задачами оценки инфляционного  процесса, показаны методы изучения инфляции.

В целях создания инструмента  ценообразования и регулирования  цен предпринято моделирование  влияния комплекса факторов на уровень  и динамику цен. На этой основе разрабатываются  методы изучения тенденций и прогнозирования  цен.

Все вышеперечисленное применено  на практике при анализе цен и  инфляции в Амурской области.

Информация о работе Анализ цен и инфляции в Амурской области