Шпаргалка по "Радиоэлектронике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 15:41, шпаргалка

Описание работы

1 . История возникновения радио (Маркони, Попов).
2. Радио в период гражданской войны.
3. Радио в довоенные годы.(все что нашла).
4. Радио в период ВОВ.
5.Радио 50-60х годов.
....
12. Коммерческие радиостанции (Европа+, Русское радио).

Файлы: 1 файл

radio.docx

— 54.77 Кб (Скачать файл)

Корреспонденты и редакторы  радио способствовали формированию нового общественного сознания, и  прежде всего активному участию  личности в политических и социальных процессах страны. Не менее важным было и обращение к повседневным жизненным проблемам, волнующим  людей. Радиожурналисты стали показывать человека с нелегкой судьбой, реальные трудные жизненные ситуации. Это  внимание к новому герою, социально-психологический  интерес к проблемам людей, исследовательский  подход, аналитичность явились феноменом радиоэфира периода перестройки.

Наконец, обозначились существенные сдвиги в программировании: появилась  новая радиоформа – каналы (информационно-музыкальные, публицистические, литературные и др.) как самостоятельные передачи.

Многие из перечисленных  новшеств получили развитие в дальнейшем, как в государственном радиовещании, так и на негосударственных радиостанциях.

 

8. Радио 90-х.

 

Начало 90-х годов – точка отсчета нового исторического этапа в развитии радиовещания России. Политические, экономические, социальные и иные преобразования в стране привели к серьезным сдвигам в структуре средств массовой информации, в том числе и электронных: их демократизации, возникновению многообразных форм собственности (от государственной до частной), широкого спектра новых направлений вещания, появлению новых форм радиожурналистики, внедрению новейших технологий, связанных со вступлением в массовое информационное сообщество.

Прежде всего, подверглась  изменениям структура Гостелерадио СССР, казавшаяся незыблемой именно потому, что она не только соответствовала  государственным задачам в сфере  идеологии и пропаганды, но и отвечала потребностям большинства населения  огромной страны – Советского Союза. Как уже было сказано, главный удар по монополии Гостелерадио был нанесен созданием официального государственного "Радио России", которое 10 декабря 1990 года вместе с Российским телевидением образовало Всероссийскую государственную телерадиокомпанию – ВГТРК.

Кроме этого, в России на основе местных радиокомитетов, входивших  в состав Гостелерадио, создается 88 вещательных структур – телерадиокомпаний, учредителями которых стали Мининформпечати и местные власти. Их основная задача – осуществление местного вещания. Они выходили в эфир, как правило, на технических каналах "Радио России" утром и вечером с передачами, содержащими местную информацию, публицистические материалы, музыкальные программы и рекламу.

В ноябре-декабре 1991 года Гостелерадио СССР было преобразовано в Российскую государственную телерадиокомпанию "Останкино".

Так выглядело государственное  радиовещание в начале рассматриваемого периода: мощное "Останкино" и  набиравшее силу "Радио России" – две параллельные вещательные структуры, непосредственно подчинявшиеся правительству и президенту.

Надо сказать, что обе  организации в аспекте программной  политики развивались в целом  в едином русле, хотя и имели несколько  различные группы слушателей. Нестыковка же двух государственных компаний состояла главным образом в том, что "Радио-1" двигалось в направлении канала художественных программ, но не смогло развить эту, бесспорно, плодотворную тенденцию, хотя и опиралось на традиции художественного вещания и удачный  опыт радиофестиваля "Рампа у микрофона", проводившегося осенью 1995 года к 70-летию отечественного радиотеатра. Успех фестиваля был отмечен в печати; "Радио России", "Эхо Москвы" и несколько периферийных станций дали в эфир ряд фестивальных спектаклей.

Однако в целом старое государственное радио не смогло изменить сложившиеся еще в годы Советской власти привычные приемы программирования, не отвечавшие духу перемен, рутинную технологию создания передач, стереотипы прежнего вещания.

Более молодое, конкурирующее  с "Радио-1" и другими каналами "Радио России" вступает в 1992 году в новый этап своего развития. Его  вещание становится круглосуточным. "Радио России" превращается в  главный государственный канал  информации. В его рамках создаются  два подразделения: "короткое радио" – дирекция информационной службы и "длинное радио" – дирекция программного вещания. "Короткое радио" представляло собой 10-минутные выпуски новостей в начале часа и аналитические передачи. В подразделении "длинного радио" создавались литературно-художественные, детские, религиозные и развлекательные программы. "Радио России" собрало в своем коллективе лучших журналистов Всесоюзного радио, "Маяка", "Юности", иновещания (Л. Азарх, Н. Бехтина, В. Соколовская, А. Силикашвили, Д. Ушканов др.).

В основу программной концепции "Радио России" было положено деление  вещательного дня на ряд так называемых "каналов".

Здесь надо сделать терминологическое  уточнение. С конца 80-х и особенно в начале 90-х годов и в научно-учебной лексике, и в обиходе журналистов радио и телевидения началась большая путаница. Слова "канал", "передача", "программа" стали употребляться как синонимы одного и того же явления, одной и той же формы вещания. Появились и новые определения, вроде "передача на первой кнопке" или просто "третья кнопка", с явным желанием цифрой подчеркнуть социально-государственную значимость программы или уровень опеки и патроната властей. Это, мол, первая кнопка! А это – только третья... значит, менее важная. И уже не всегда можно сразу понять, что имеет в виду журналист или его начальники (приблизительность профессиональной терминологии стала чертой многих официальных документов), когда, скажем, употребляют слово "канал" – техническое обозначение эфирного диапазона, программу, которая идет по проводному (трехпрограммному) вещанию, или многочасовое обозрение – передачу, соединяющую разные по жанрам журналистские материалы, объединенные общей темой или адресом (об этом мы более подобно будем говорить в разделе о жанрах и формах радиовещания). Но слово прижилось, и, рассказывая о развитии отечественного радио на рубеже 80–90-х годов, мы вправе пользоваться им как профессиональным определением. Утром на радио "Радио России" звучал двухчасовой блок канала "Начало", включавший сообщения корреспондентов, музыку, новости, в основном неполитические. Дневной блок был отдан популярному каналу "Домашняя академия". В программах авторского канала "От первого лица" обсуждались проблемы политики и экономики. Поздно вечером выходили молодежный развлекательный канал "4/4", включавший ставшие быстро популярными джазовые программы А. Колосова, цикл программ "Корни и ветви" – о жизни и судьбах известных людей.

Передачи для детей  выходили в эфир утром под общим  названием "Детский остров". Для  подростков существовал "Шалтай-Болтай"; для старшеклассников – познавательные программы "Любопытство не порок", "Уникум, или Теория невероятности", программа психологической помощи подросткам "Счастливый билет", а также "Танцы на ужин" –дискотека с ди-джеем. Отдел религиозных программ знакомил своих слушателей с деятельностью различных религиозных конфессий на территории России. Существовали также рубрики по письмам слушателей: "Час письма", "Из России с любовью", "Преодоление" и др.

Ряд программ создавался на основе соглашения о многостороннем сотрудничестве с организацией при  Всемирной службе Британской радиовещательной корпорации ВВС-МРМ при финансовой поддержке Европейского союза TACIS, в частности образовательные программы о бизнесе, экологии, мыльная опера-сериал "Дом 7, подъезд 4" (совместно с "Эхом Москвы"). Многие из этих программ существуют и сегодня. В апреле – июне 1998 года еженедельно на волнах "Радио России" передавался вызвавший большой интерес у слушателей цикл "Коридоры четвертой власти" (о средствах массовой информации). Он был создан ВВС-МРМ совместно с "Радио России" и факультетом журналистики МГУ также при финансовой поддержке Европейского союза TACIS.

С тех пор как "Радио  России" стало главной государственной  компанией, оно постепенно теряло свой альтернативный имидж. Его программы  перестали принципиально отличаться от программ других государственных  каналов, выделяясь, может быть, большей  аналитичностью, большим числом материалов публицистического характера. Но в целом "Радио России" превратилось в официозный источник информации.

 

Не способствовало поднятию престижа государственных средств  массовой информации и освещение  войны в Чечне (1994–1995), где были созданы условия жесткой информационной блокады. В эфир шла однобокая, выхолощенная информация, сообщения из чеченских  источников давались крайне редко. На характер показа событий повлияло и  то обстоятельство, что и федеральная, и чеченская стороны искажали факты.

 

9. Современное радио.

 

 

 
Радио XXI века все чаще обращается к лучшим традициям отечественного вещания. Это касается всех направлений вещания и в информационной деятельности радио, и в публицистике, и в организации просветительских и развлекательных передач.

В развитии современного российского  радиорынка можно выделить несколько основных тенденций, которые определяют поведение ключевых игроков. 
  Концентрация рынка, создание и развитие холдингов. В условиях жесткой конкуренции радиостанциям очень сложно выжить в одиночку. С одной стороны, создание холдингов позволяет снизить ряд затрат. Радиостанции одного холдинга могут иметь объединенные отделы, например, отделы маркетинга и рекламы. С другой стороны, объединение в холдинги позволяет занять большую долю на рынке и еще больше увеличить объем привлеченных рекламных средств. Рекламодателям предоставляется доступ не к одной, а нескольким аудиториям, своеобразному комплекту. Например, в состав Русской МедиаГруппы уже входят радиостанции «Русское Радио» «Русское Радио-2», «Динамит FM», «Монте-Карло», «Танго». В 2005 году эта медиагруппа купила еще радио «Максимум» и радиостанцию «ХИТ-FM». 
  Необходимость все большей сегментации радиостанций в рамках холдингов. Сегодня уже не имеет смысла делать станции общего формата, они становятся дублерами существующих, отнимают деньги, а сами не зарабатывают. Поэтому происходит все большее дробление на ниши. В рамках одного холдинга появляются радиостанции, ориентированные на совершенно разные аудитории. Широкоформатная станция привлекает большую аудиторию, но она уязвима и может потерять рейтинг при появлении другой успешной широкоформатной станции. Рассчитанные на определенную аудиторию станции, которыми чаще всего и прирастают холдинги, - менее доходный, но более стабильный бизнес.

 

10. Радио «Маяк».

 

К середине 60-х  количество выпусков «Последних известий»  по основным программам Всесоюзного  радио дошло до 50. Но и при этом слушатели получали недостаточно информации - это понимали даже радионачальники.  Нужны были новые программы передач и новые информационные скорости. 24 июня 1964 года выходит постановление ЦК КПСС «Об улучшении информации на радио». Так начинается история радиостанции «Маяк», которая была создана для улучшения подачи информации. 
В постановлении партии говорилось: «Программа передач радио «Маяк» должна содержать оперативную информацию (не реже двух выпусков в час) о важнейших событиях экономической, политической, культурной жизни в СССР и зарубежных странах, краткие комментарии на тему дня, новости спорта, репортажи, интервью, создавать путем тщательного отбора и продуманного повторения наиболее важных новостей политически верную картину событий внутренней и международной жизни. Репертуар радиопрограммы «Маяк» должен состоять также из коротких передач симфонической и эстрадной музыки, народных, советских и зарубежных песен, номеров эстрады, коротких рассказов и композиций».  
Работа радио станции «Маяк» началась уже 1 августа. Структура его вещания поначалу была непривычной для советского слушателя: часовой отрезок с двумя новостными выпусками в начале и в середине каждого часа. Новым был и ритм новой радиостанции, быстрый и напряженный.  Но уже очень скоро мелодия «Подмосковных вечеров», позывные радиостанции «Маяка», стали ассоциироваться с радиоприемником.

Долгие годы "Маяк" был единственным оперативным средством  информирования населения о самых  важных событиях в стране. Обновленный  формат станции сохранил основные принципы вещания. Выпуски новостей по-прежнему выходят с интервалом в полчаса. Остальное время занимают ток-шоу, познавательные программы, специальные  авторские проекты, интерактивные  развлекательные проекты и, конечно, музыка. Разговоры ведущих затрагивают  важные и актуальные темы, ведутся  на простом и понятном слушателям языке. На "Маяке" практически  нет программ в записи, поэтому  в любой момент радиослушатели могут  высказать свою точку зрения в  прямом эфире.

Одна из особенностей насыщенного и увлекательного эфира - интересные диалоги с гостями  станции: известными политиками, музыкантами, деятелями культуры и спорта. Они  приходят не только чтобы обсудить самые горячие новости, они готовы раскрыться перед слушателями "Маяка" совсем с неожиданных сторон - рассказать о своем любимом хобби, забавной коллекции или необычных путешествиях. В общем, им всегда есть что обсудить. Музыкальный формат станции строится по принципу «лучшие песни последних 20 лет». Это самые любимые отечественные  композиции и западные хиты. Радиостанция "Маяк" появилась благодаря специальному решению Советского правительства в противовес «западным» станциям. Первый эфир состоялся в студии на улице Пятницкая 1 августа 1964 году. Изначальный формат станции – это выпуски новостей каждые полчаса и музыкальные программы. В качестве позывных была выбрана мелодия «Подмосковные вечера», которая используется и по сей день.

11. Радио «России».

Значительным событием этого  периода стало образование "Радио  России", которое начало вещание 10 декабря 1990 года. Его передачи регулярно  звучали в эфире по два часа утром, днем и вечером на трех программах Всесоюзного радио. С первых дней существования "Радио России" оказалось в положении альтернативного, оппозиционного источника информации, политически острого, противостоящего  официальному Гостелерадио СССР.

Почти вся работа новой  редакции, основу которой составили  журналисты, пришедшие в штат нового подразделения из "Юности", велась в прямом эфире. Сетка вещания  включала выпуски информации и авторского канала "От первого лица". В  основном принципы работы основывались на опыте программ "Юности", "Молодежного  канала" и "Вечернего курьера", содержание каждого выпуска определялось не только набором событий, но и личностью  ведущего.

Во время попытки государственного переворота 19 августа 1991 года ГКЧП (Государственный  комитет по чрезвычайному положению) издал указ о ликвидации наиболее прогрессивных и демократических  средств массовой информации. Был  запрещен выход в эфир и "Радио  России". Его журналистов и  техников не допустили к своим  рабочим местам в Останкинском телерадиоцентре. Но "Радио России" продолжало работать. Радиожурналисты наладили в здании Всероссийской телерадиокомпании  подготовку информационных выпусков с  изложением указов президента Б.Н. Ельцина, его обращений к народам страны. Сводки о событиях рассылались с  помощью редакционных факсов, изготавливались  и расклеивались листовки в людных местах столицы, кассеты с записями программ развозили по вокзалам и  аэропортам, адресуя в местные телерадиокомитеты.

"Радио России" выходило  в эфир через телефонную станцию,  затем из осажденного "Белого  дома" – сначала на коротких волнах радиолюбительского передатчика "Радио-3 Анна", а затем на средних волнах. Отклики поступали со всей планеты, даже из Италии и Бразилии.

Сегодня Радио России обладает уникальными возможностями распространения  сигнала. Это единственная российская станция, использующая все возможные  каналы подачи своих программ радиослушателю. По всей стране Радио России работает на первой кнопке проводной сети. Позывные радиостанции можно услышать во всех диапазонах, от длинных до ультракоротких волн. Однако отсутствие в FM-диапазоне во многих городах страны делает радиостанцию недоступной для тех, кто пользуется исключительно современными радиоприёмниками без отечественного УКВ-диапазона. Радио России должно войти в гарантированный бесплатный пакет государственных радиостанций при переходе на цифровое телевидение.

Информация о работе Шпаргалка по "Радиоэлектронике"