Лекции по " Электроприводу и электрооборудованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:39, курс лекций

Описание работы

Начало развития ЭП было положено созданием в первой половине 19 века работоспособностью образцов ЭМ. Это стало возможным благодаря успехам в области электромагнетизма. Первый электродвигатель, с помощью которого осуществлялся ЭП, был построен в 1834…1838г. Петербургским академиком Борисом Семеновичем Якоби. В 1838г на Ниве были проведены испытания этого двигателя, установленного на катере (12…14 чел).

Файлы: 1 файл

10=лекции.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

 

В общем виде уравнение движения ЭП

±М±МС=j .                                                    (4)

Выбор знаков  зависит от режима работы двигателя и характера  момента сопротивления.

 

3   Приведение  момента сопротивления и инерции

 

Уравнение движения ЭП справедливо  только в том случае, если входящие в него  моменты или усилия  взяты для одной какой-либо скорости. Иначе говоря, моменты  должны быть приведены к одной скорости. Обычно моменты приводят к скорости электродвигателя.

Приведенный Мс (момент сопротивления рабочей машины)  к скорости  электродвигателя  выполняют, исходя из равенства мощностей

Мс ωдмωм,                                                     (5)

где  Мс – момент сопротивления механизма, приведенный к скорости

                 двигателя  ωд;

        Мм - момент сопротивления машины   при скорости механизма ωм;

откуда следует

Мс= Мм = ,                                                  (6)

где  - передаточное отношение между двигателем и рабочей

                         машиной.

С учетом потерь в передачах  коэффициентом полезного действия и нескольких промежуточных передач

Мс= Мм .                                           (7)

Последнее выражение справедливо  только в том случае, если энергия передается от двигателя к рабочей машины (двигательный режим). Когда же электрическая машина работает в режиме торможения – КПД в формуле 7 необходимо перенести в числитель.

 

В уравнении движения ЭП момент инерции  представлен одним значением, хотя  каждый  агрегат характеризуется собственным значением момента инерции. Поэтому в уравнение движения ЭП необходимо подставлять приведенный  момент инерции системы рабочая машина – двигатель.

Под приведенным моментом инерции  системы понимают такой момент инерции, который при скорости приведения обладает тем же запасом кинетической энергии,  что и момент инерции частей системы при фактической скорости их движения

При определении приведенного момента  инерции необходимо исходить из того, чтобы запас кинетической энергии системы оставался неизменным.

Запас кинетической энергии  для рисунка 1

    ,                               (8)

где jпр, jд, j1, j2 – соответственно приведенный к скорости двигателя

                              момент инерции системы, момент инерции двигателя и

                              шестерни на       его  валу, моменты инерции элементов

                              передачи, совершающих вращательное  движение со 

                              скоростями w1, w2;

        m – масса элементов, движущихся поступательно со скоростью V.

 


 

 

 

          

                                                                

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Кинематическая схема  системы двигатель –  машина

 

Решив уравнение (7) относительно jпр, получим

jпр=jд+j1 +j2 +m ,                                              (8)

 

заменив отношение скоростей соответствующими передаточными отношениями, найдем

jпр=jд+ + +m .                                               (9)

Иногда в каталогах  для электродвигателей указывается  маховой момент GD2,(кгс·м2).

В этом случае момент инерции ротора

Jротора= ,                                               (10)

где D-диаметр   инерции, м;

G-сила тяжести (вес) кгс. Момент инерции (кг·м2)  сплошного цилиндра с массой m равен

j= ,                                                   (11)

где R –радиус цилиндра.

Моментом инерции  тела относительно оси, проходящей через  центр тяжести, называют сумму произведения масс (mi) отдельных частиц тела на квадрат расстояния (R2i) от соответствующей частицы до оси вращения, взятую для всего тела

 

4 Способы   уменьшения потерь энергии в ЭП

 

При  проектировании и  эксплуатации разного рода электроприводов необходимо учитывать потребление и потери электроэнергии, влияние ЭП на сеть и другие электроприемники. Оценка этих свойств осуществляется с помощью так называемых  энергетических  показателей: коэффициента полезного действия,  коэффициента мощности, потерь мощности и энергии.

Потери мощности и  энергии в ЭП складываются из потерь в электродвигателе, механической передаче, преобразователе, системы управления, однако основными являются потери  в электродвигателе, которым и уделяется  основное внимание.

  С целью уменьшения потерь энергии в период пуска или торможения двигатели к рабочим машинам подбирают таким образом, чтобы приведенный момент инерции привода при одной и той же скорости был наименьшим. Это реализуется  за счет применения малогабаритных двигателей, имеющих пониженный J (двигатели с повышенным отношением длинны якоря к его диаметру, с полым или дисковым якорем). Целесообразно использование двух двигателей половинной мощности. Расчеты показывают; что ∑J двух двигателей половинной мощности оказывается меньше момента инерции одного двигателя на полную мощность. Например, два двигателя типа 4АН200 мощностью по 45 кВт имеющий суммарный момент инерции 2*1,38=2,76 кг*м2. Двигатель 4АН250 мощностью 90 кВт на ту же скорость имеет j=3,53 кг*м2, т.е. почти на 30% больше.

  Другой способ уменьшения  потерь ЭП – регулирование  скорости  идеального  холостого  хода,  что хорошо реализуется  в ступенчатом пуске ЭП (для АД – регулирование частоты вращения с помощью частоты питающего тока или числа пар полюсов; для ДПТ – регулирование частоты вращения с помощью напряжения).

При ступенчатом пуске отмечается снижение потерь электрической энергии  в 2 раза.

  За счет изменения в переходном процессе w0 снижаются потери энергии в роторе АД. Уменьшение потерь энергии в роторе вызовет и снижение потерь в статоре и полных потерь в АД. Приведенный момент инерции ЭП зависит не только от момента инерции двигателя или рабочей машины, но и от передачи отношения между ними. Для уменьшение потерь энергии при пуске, передаточное отношение – i следует выбирать исходя из получения минимального приведенного момента инерции ЭП и проверять экономическим расчетом.

5  КПД  ЭП

 

В общем случае, когда ЭП работает с различными скоростями и нагрузками на валу

,                              (13)

где Апол, Апотр – полезная и потребляемая энергия,

       ∆А  – потери энергии в  ЭП,

       Рполi – полезная механическая мощность ЭП на i-ом участке цикла,

       ∆Р  – потери мощности в ЭП на i-ом участке цикла,

       n – число участков работы ЭП.

Такой КПД называют цикловым или средневзвешенным.

 Если ЭП работает  в неизменном режиме с постоянной  мощностью

.                                                 (14)

   КПД ЭП, как электромеханическая система определяется произведением преобразователя, управляющего устройства, электродвигателя и механической передачи  ηэппууэдмп.

Наиболее значимой величиной  является  КПД двигателя, который  растет с увеличением мощности и  частоты вращения (рисунок 2).


 

 

 

 

 

 

   

 

КПД зависит также от развиваемой  им полезной механической мощности на валу (рисунок 3).

Способы повышения КПД:

-    ограничение  времени работы на холостом  ходу;

  • обеспечение нагрузки близкой к номинальной (в том числе путем замены малонагруженного двигателя на двигатель меньшей мощности (должно быть экономически обоснованно));
  • выбор высокочастотных электродвигателей.

 

 

 


 

 


 

 

 

 

 

 

 

Cos ЭП. ЭП, подключаемый к сети переменного тока, потребляют активную Р и реактивную Q мощность. Активная мощность расходуется на осуществление электроприводом полезной работы и покрытие потерь в нем, а реактивная мощность обеспечивает создание электромагнитного поля двигателя и непосредственно полезной  работы не производит.

  Работа ЭП,  как  и любого другого потребителя характеризуется коэффициентом мощности

сos = ,                                         (15)

  где  S – полная мощность.

  Если Q не потребляется, то   сos =1 (т.к. сдвиг фаз =0). Потребляя Q   ЭП дополнительно загружает систему электроснабжения, вызывая дополнительные потери напряжения и энергии, поэтому cos должен стремится к единице. Достаточно часто, коэффициент мощности повышают  компенсацией реактивной мощности статическими конденсаторами (в данном случае  реактивная мощность для создания электромагнитного поля  осуществляется от конденсаторов, расположенных непосредственно у АД).

Значение коэффициента мощности в значительной степени зависит  от мощности, частоты вращения и загрузки электродвигателя (рисунок 4,5).

Таким образом,  основными мероприятиями  по повышению  cos являются

  • естественные:
  1. выбор двигателя в строгом соответствии с потребляемой мощностью рабочей машины;
  1. выбор высокоскоростных двигателей;
  2. при эксплуатации, уменьшение времени холостого хода;

-   искусственные:

    1)   использование  статических конденсаторов и  синхронных компенсаторов.

 

 

 


 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Лекция  4

Механические  и  электромеханические  характеристики  двигателя постоянного тока параллельного (независимого) возбуждения (ДПТ НВ)

Вопросы

1) Общие сведения, способы подключения ДПТ НВ (достоинства,  недостатки двигателя)

2) Выводы уравнений механических  и электромеханических характеристик ДПТ НВ

  1. Способы регулирования частоты вращения ДПТ НВ

4) Механические характеристики  в тормозных режимах

 

 

    1. Общие сведения по ДПТ НВ, достоинства и недостатки

 

Электропривода с ДПТ НВ являлись до недавнего времени основным видом регулируемого ЭП с достаточно высокими показателями качества.

Наиболее распространенной серией двигателя постоянного тока остается серия – 2П в диапазоне мощностей от 0,13 до 200 кВт различного исполнения. Усовершенствование  двигателей привело к  разработке новой серии – 4П с улучшенными удельными показателями, где по сравнению с серией 2П снижена трудоемкость изготовления в 3 раза при уменьшении расхода меди на 30%. Для крановых механизмов выпускаются двигатели серии Д,  для металлорежущих станков серии – ПБСТ, ПГТ.

Схемы включения ДПТ  параллельного и независимого возбуждения  представлены на рисунке 1.


          

                                                                                                                                           

                                                                 

                    

 

                                                                        

                                                                                         

                                

Рисунок 1 – Схемы подключения  ДПТ параллельного и независимого возбуждения

 

Питание может осуществляться как  от общего источника питания, так  и независимо.

 Способ возбуждения определяет  электромеханические свойства двигателя.

Информация о работе Лекции по " Электроприводу и электрооборудованию"