Юридические лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

Юридические лица являются основными и наиболее распространенными субъектами экономических отношений, их существование - одно из основных условий развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию, поэтому законодательные преобразования, связанные с изменением правового положения юридического лица, вызывают всегда широкую проблематику в юридической среде.

Файлы: 1 файл

юр.лиц.docx

— 68.34 Кб (Скачать файл)

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими  орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию  его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении  уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию  этого юридического лица. С момента  назначения внешнего управляющего к  нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний  управляющий выступает от имени  юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его  на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных  документов является основанием для  государственной регистрации вновь  возникающих юридических лиц.

В случаях, установленных  законом, реорганизация юридических  лиц в форме слияния, присоединения  или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных  органов.

Юридическое лицо считается  реорганизованным, за исключением случаев  реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации  вновь возникших юридических  лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к  нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный  реестр юридических лиц записи о  прекращении деятельности присоединенного  юридического лица.

При слиянии юридических  лиц права и обязанности каждого  из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с  передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права  и обязанности присоединенного  юридического лица в соответствии с  передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности  переходят к вновь возникшим  юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава  юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому  из них переходят права и обязанности  реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

Непредставление вместе с  учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного  баланса, а также отсутствие в  них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного  юридического лица влекут отказ в  государственной регистрации вновь  возникших юридических лиц

 

.

3.3 Ликвидация юридического лица

 Ликвидация юридического  лица влечет его прекращение  без перехода прав и обязанностей  в порядке правопреемства к  другим лицам, за исключением  случаев, предусмотренных федеральным  законом.(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗПостановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 14-П положение пункта 2 статьи 61, согласно которому юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, если данное юридическое лицо осуществляет деятельность с неоднократными нарушениями закона, признано не противоречащим Конституции РФ.

Юридическое лицо может быть ликвидировано: 

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в  связи с истечением срока, на который  создано юридическое лицо, с достижением  цели, ради которой оно создано;(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ) по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.(в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ Положение пункта 3 статьи 61 во взаимосвязи с положениями подпункта 16 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ и пункта 6 статьи 35 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ, предусматривающее право налоговых органов предъявлять в суд по основаниям, указанным в законе, требования о ликвидации акционерных обществ, признано не противоречащим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 14-П. Статья 31 Налогового кодекса РФ и пункт 6 статьи 35 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ были изложены в новой редакции, в которой право налоговых органов предъявлять в суд иски о ликвидации организации не упомянуто. Указанное право предусмотрено пунктом 11 статьи 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 и пунктом 12 статьи 35 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ. 

 Требование о ликвидации  юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2ст.51 ГК РФ , может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.По вопросу, касающемуся применения пункта 4 статьи 61.

Юридическое лицо, за исключением  учреждения, казенного предприятия, политической партии и религиозной  организации, ликвидируется также  в соответствии со статьей 65 настоящего Кодекса вследствие признания его  несостоятельным (банкротом). Государственная  корпорация или государственная  компания может быть ликвидирована  вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается  федеральным законом, предусматривающим  ее создание. Фонд не может быть признан  несостоятельным (банкротом), если это  установлено законом, предусматривающим  создание и деятельность такого фонда.(в ред. Федеральных законов от 03.01.2006 N 6-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 13.05.2008 N 68-ФЗ, от 17.07.2009 N 145-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ).

 Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 настоящего Кодекса. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.(п. 1 в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ).Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ).

 С момента назначения  ликвидационной комиссии к ней  переходят полномочия по управлению  делами юридического лица. Ликвидационная  комиссия от имени ликвидируемого  юридического лица выступает  в суде.   Статья 63. Порядок ликвидации юридического лица 1. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. 

 После окончания срока  для предъявления требований  кредиторами ликвидационная комиссия  составляет промежуточный ликвидационный  баланс, который содержит сведения  о составе имущества ликвидируемого  юридического лица, перечне предъявленных  кредиторами требований, а также  о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ).

 Если имеющиеся у  ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства  недостаточны для удовлетворения  требований кредиторов, ликвидационная  комиссия осуществляет продажу  имущества юридического лица  с публичных торгов в порядке,  установленном для исполнения  судебных решений. В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица.(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ) 

 Выплата денежных сумм  кредиторам ликвидируемого юридического  лица производится ликвидационной  комиссией в порядке очередности,  установленной статьей 64 настоящего  Кодекса, в соответствии с промежуточным  ликвидационным балансом, начиная  со дня его утверждения, за  исключением кредиторов третьей  и четвертой очереди, выплаты  которым производятся по истечении  месяца со дня утверждения  промежуточного ликвидационного  баланса.(в ред. Федерального закона от 03.01.2006 N 6-ФЗ) После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.(п. 5 в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ) При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.  Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.  Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. 

 При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;(в ред. Федеральных законов от 03.01.2006 N 6-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ)( во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;(в ред. Федеральных законов от 03.01.2006 N 6-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ) в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;(в ред. Федерального закона от 03.01.2006 N 6-ФЗ в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

При ликвидации банков, привлекающих средства физических лиц, в первую очередь  удовлетворяются также требования физических лиц, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета (за исключением требований физических лиц по возмещению убытков в форме упущенной выгоды и по уплате сумм финансовых санкций и требований физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, или требований адвокатов, нотариусов, если такие счета открыты для осуществления предусмотренной законом предпринимательской или профессиональной деятельности указанных лиц), требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов физических лиц в банках и Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам физических лиц в банках в соответствии с законом.(в ред. Федерального закона от 03.01.2006 N 6-ФЗ).Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица. Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога. Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.(п. 2 в ред. Федерального закона от 03.01.2006 N 6-ФЗ) При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. 4. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.  Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано. 

Информация о работе Юридические лица