Внедрение информационных систем поддержки оказания медицинской помощи в деятельность медицинских учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе раскрыто понятие «медицинская информационная система». Проведен анализ современного состояния данной предметной области, рассмотрена конкретная медицинская информационная система, состоящая из множества специализированных модулей, которые помогают в решении диагностических, терапевтических, управленческих, финансовых, статистических задач. Так же представлены рекомендации по совершенствованию данной МИС.

Содержание работы

Введение 5
1. Анализ современного состояния предметной области 7
2. Обзор информационных систем и технологий 12
МИС «Пациент» 13
3. Проектирование новой информационной технологии 23
Заключение 28
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

kursovik.docx

— 64.86 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

Брянский государственный  технический университет

Кафедра «Компьютерные технологии и системы»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Информационные  системы в экономике»

«Внедрение информационных систем поддержки оказания медицинской  помощи в деятельность медицинских учреждений»

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент гр.08-САПР

Самсоненко А.С.

Преподаватель: д.т.н., профессор

Лозбинев Ф.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

Брянск 2012 
Аннотация

В курсовой работе раскрыто понятие «медицинская информационная система». Проведен анализ современного состояния данной предметной области, рассмотрена конкретная медицинская информационная система, состоящая из множества специализированных модулей, которые помогают в решении диагностических, терапевтических, управленческих, финансовых, статистических задач. Так же представлены рекомендации по совершенствованию данной МИС.

 

 

 

The annotation

In course work revealed the concept of "medical information system." The analysis of the current state of a given subject area, is considered specific medical information system,consisting of a set of specialized modules that help in solving diagnostic, therapeutic,administrative, financial and statistical problems. Just provide recommendations forimprovement of this MIS. 

Содержание

 

Введение 5

1. Анализ  современного состояния предметной  области 7

2. Обзор информационных  систем и технологий 12

МИС «Пациент» 13

3. Проектирование  новой информационной технологии 23

Заключение 28

Список литературы 29

 

 

 

Введение

 

Актуальность  выбранной темы, её значимость для  науки и практики

Современные медицинские  организации производят и накапливают  огромные объемы данных. От того, насколько  эффективно эта информация используется врачами, руководителями, управляющими органами, зависит качество медицинской  помощи, общий уровень жизни населения, уровень развития страны в целом  и каждого ее территориального субъекта в частности. Поэтому необходимость  использования больших, и при  этом еще постоянно растущих, объемов  информации при решении диагностических, терапевтических, статистических, управленческих и других задач, обуславливает сегодня  создание информационных систем в медицинских  учреждениях.

 

Формулировка  объекта и предмета (проблемы) исследования:

Объект исследования –  медицинское учреждение.

Предмет исследования –  информационные системы в медицинских  учреждениях.

 

Исходная  исследовательская гипотеза (основное предположение по изучаемой проблеме)

Создаваемая медицинская информационная система должна в первую очередь оптимизировать сбор информации, помогать врачу при постановке диагноза, способствовать уменьшению врачебных ошибок и устранению их негативных последствий.

 

Формулировки  цели и задач работы, представляющие логику исследовательской деятельности

Цель: рассмотреть медицинскую  информационную систему и обозначить круг преимуществ  ее внедрения в  медицинские учреждения.

Задачи:

  • необходимо проанализировать современное состояние данной предметной области;
  • рассмотреть конкретную медицинскую информационную систему и внести ряд изменений, позволяющих улучшить ее эксплуатационные свойства.

 

Формулировка  ограничений, принятых для решения  задачи

Внедрение медицинской информационной системы в ГАУЗ «БКДЦ».

 

Краткое описание методов исследования:

-Анализ представляет  собой расчленение явления или  процесса на составные части  (некоторые свойства, признаки и  т.д.) и их изучение.

- Метод обобщения. При применении этого метода научного познания делаются выводы об общих свойствах исследуемых объектов.

- Метод прогнозирования  представляет собой заключение  о тенденциях развития исследуемого  объекта.

 

Краткая характеристика теоретической и эмпирической основы курсовой работы

В курсовой работе использованы некоторые выдержки из докторской диссертации по медицине, а так же сведения, найденные  в  сети Интернет.

 

Формулировка  положений, выносимых на защиту

Предложение по совершенствованию изучаемого процесса.

 

 

 

1. Анализ современного состояния предметной области

 

Объектом исследования является государственное автономное учреждение здравоохранения «Брянский клинико-диагностический центр». ГАУЗ «БКДЦ» организован в 1993 г. для обследования населения на основе концентрации и интенсивного использования новейших средств и методов диагностики и лечения больных. В отделениях работают квалифицированные специалисты, прошедшие обучения в ведущих медицинских центрах России, Австрии, Англии, Германии, Голландии, Японии.

ГАУЗ «БКДЦ» является членом международной ассоциации диагностических  центров и в своей работе руководствуется  идеологией и технологией ведущих  диагностических центров России.

Предмет и цели деятельности: оказание высококвалифицированной и специализированной медицинской помощи населению Брянской области за счет обеспечения доступности современных методов диагностики, эффективного использования уникального оборудования.    

Перечень основных видов деятельности (функций), закрепленных в уставе и  осуществляемых учреждением: при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: акушерскому делу, анестезиологии и реаниматологии, лабораторной диагностике, медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинской статистике, медицинскому массажу, операционному делу, организации сестринского дела, рентгенологии, сестринскому делу, физиотерапии, функциональной диагностики. При осуществлении амбулаторно-поликлинической помощи: по акушерству и гинекологии, аллергологии и иммунологии, анестезиологии и реаниматологии, гастроэнтерологии, генетике, дерматовенерологии, инфекционным болезням, кардиологии, клинической лабораторной диагностике, колопроктологии, контролю качества медицинской помощи, косметологии (терапевтической), лабораторной генетике, мануальной терапии, медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), неврологии, нефрологии, онкологии, оториноларингологии, общественному здоровью и организации здравоохранения, офтальмологии, применению методов традиционной медицины, пульмонологии, радиологии, ревматологии, рентгенологии, рефлексотерапии, стоматологии, терапии, ультразвуковой диагностике, урологии, физиотерапии, функциональной диагностике, хирургии, челюстно-лицевой хирургии, экспертизе временной нетрудоспособности, экспертизе на право владения оружием, эндокринологии, эндоскопии.

Для удобства прохождения  медицинского обследования населения с 4 мая 1998 г. согласно приказа МЗ РФ №336  «О совершенствовании деятельности диагностических центров” введена талонная система предварительной записи. Так же для организации плановой работы врачей консультантов в целях более рационального использования времени необходимо предварительно записываться на прием к врачам-консультантам по телефону.

Считаю, что талонная система предварительной записи и предварительная запись на прием к врачам-консультантам по телефону является не достаточно удобной и не отвечающей современным тенденциям развития IT- технологий. В настоящее время актуальным было бы внедрение информационной системы в медицину, с целью создания не только электронной предварительной записи (электронная регистратура), которую население может обеспечить со своих персональных компьютеров в любое время суток, но и «медицинского интернета», который будет содержать базы медицинских данных, мультимедийные учебные серверы, виртуальные атласы и учебники, демонстрации клинических случаев, медицинские библиотеки, электронные версии журналов, описания научно-исследовательских проектов, программное обеспечение для обработки изображений и многое другое. Так же актуальным было бы внедрение медицинской информационной системы по ведению электронной истории болезни.

Внедрение информационной системы поддержки оказания медицинской помощи в деятельности медицинских учреждений приведет к обеспечению высококвалифицированной, современной, удобной, а главное быстрой медицинской помощи населению. Поход в больницу перестанет ассоциироваться с постоянными и бесконечными очередями, тяжелыми для пенсионеров, инвалидов, будущих материй и просто для людей, умеющих ценить время. Все эти нововведения давно назрели и их необходимо воплощать в жизнь. Медицина должна быть качественной и современной.

Главной целью разработчиков медицинских информационных систем (МИС) является  комплексное решение проблем сбора и анализа информации, а также задач управления лечебно-профилактической и финансовой деятельностью учреждения.

Соответственно, для каждого подразделения лечебно- профилактического учреждения (ЛПУ) необходимо решать конкретные задачи, не забывая об интеграции прикладных проектов в единое целое.

Однако сложности с определением приоритетного направления деятельности ЛПУ существенно осложняют разработку и внедрение медицинских информационных систем.

Например, создаваемая медицинская информационная система должна в первую очередь оптимизировать сбор информации, помогать врачу при постановке диагноза, способствовать уменьшению врачебных ошибок и устранению их негативных последствий.

Однако в реальных условиях на лечебно-профилактическую деятельность существенно влияет эффективность управления учреждением в целом. Особенно хорошо это заметно в российских стационарах, где ситуация осложняется социально-экономическими факторами.

Таким образом, автоматизация ЛПУ должна проходить на всех уровнях каждого подразделения. В связи с этим, при внедрении медицинских информационных систем необходимо уделять внимание и диагностической составляющей (в том числе функции поддержки принятия решений), и статистической (анализ разнородных данных, составление отчетов для страховых компаний), и экономической (оптимизация финансовой деятельности организации).

Автоматизация деятельности ЛПУ - это перспективный подход не только для организации документооборота, но и при оптимизации всей деятельности медицинской организации.

Однако, несмотря на очевидные преимущества медицинских информационных систем, а также существенный опыт их успешного применения в западных и европейских клиниках, в России автоматизация ЛПУ происходит медленнее, чем можно было бы ожидать.

Основной причиной такого положения дел многие эксперты считают недостаточную информированность врачей и руководителей медицинских учреждений о МИС и результатах их использования в медицине.

Вторым по значимости фактором, негативно влияющим на внедрение медицинских информационных систем в российских лечебно-профилактических учреждениях, является слабая техническая база ЛПУ. Невозможно применять современные технологии там, где отсутствуют компьютеры или персонал не владеет необходимыми техническими данными для их использования.

Следует отметить, что хотя эксперты и говорят о недостаточно эффективном применении компьютерных технологии в российских медицинских учреждениях, многие из них утверждают, что в настоящее время ситуация меняется к лучшему.

 

Выводы:

1. Для внедрения в российские медицинские учреждения МИС должна обладать многофункциональностью. Она должна легко адаптироваться к профилю деятельности подразделения, а также содержать обширный инструментарий в пределах определенной сферы ЛПУ.

2. МИС должна обладать многокомпонентностью и быть эффективной. Качественная медицинская информационная система должна содержать значительный объем справочной информации, в том числе словари, списки препаратов, диагностические каталоги и многое другое.

3.Так же быть надежной и иметь умеренную стоимость. Любая система, содержащая клиническую информацию, должна быть не только стабильна в работе, но и защищена от несанкционированного доступа.

4.Внедрение информационной системы поддержки оказания медицинской помощи в деятельности медицинских учреждений приведет к обеспечению высококвалифицированной, современной, удобной, а главное быстрой медицинской помощи населению.

 

 

2. Обзор информационных систем и технологий

 

Внедрение информационной системы  поддержки оказания медицинской  помощи в деятельности медицинских  учреждений приведет к обеспечению  высококвалифицированной, современной, удобной, а главное быстрой медицинской  помощи населению.

Главной целью разработчиков  медицинских информационных систем (МИС) является  комплексное решение  проблем сбора и анализа информации, а также задач управления лечебно-профилактической и финансовой деятельностью учреждения. Для модернизации государственного автономного учреждения здравоохранения  «Брянский клинико-диагностический  центр» можно реализовать следующие  программы:

1.Создание электронной предварительной записи,  (электронная регистратура), данный сервис позволяет планировать врачебные приемы и вызовы врачей на дом через Интернет, мобильный Интернет, бесплатный телефонный номер Контакт-центра;

2.Создание «медицинского интернета», который будет содержать базы медицинских данных, мультимедийные учебные серверы, виртуальные атласы и учебники, демонстрации клинических случаев, медицинские библиотеки, электронные версии журналов, описания научно-исследовательских проектов, программное обеспечение для обработки изображений и многое другое;

Информация о работе Внедрение информационных систем поддержки оказания медицинской помощи в деятельность медицинских учреждений