Создание базы данных для парикмахерской

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:28, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящего дипломного проекта является реализация автоматизированной информационной системы, позволяющей осуществлять регистрацию и учет предоставления услуг, управление рабочим временем сотрудников и формирование их индивидуального расписания.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:
провести анализ процесса функционирования парикмахерской;
исследовать информационные потоки, возникающие на регистрации услуг;
разработать концептуальную и логическую модели данных;
разработать программное обеспечение для АИС парикмахерской;
провести оценку экономической эффективности информационной системы.

Содержание работы

Вступление…..………………………………………………………..
9
1
РАЗРАБОТКА ТРЕБОВАНИЙ К ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ………...................................................................

10
1.1
Анализ существующих решений ......................................................
10
1.2
Анализ предметной области ………………………………………....
11
1.3
Варианты использования системы…………………………………..
14
1.4
Сбор требований………………………………………………………
15

1.5
Аттестация требований……………………………………………….
17
1.6
Выбор методологии проектирования информационной системы…
18
2
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ……….
20
2.1
Архитектурное проектирование ……………………………………..
20
2.2
Проектирование интерфейса информационной системы …………
23
2.3
Пользовательский интерфейс управляющей программы ………….
24
2.4
Проектирование баз данных …………………………………………
27
3
РЕАЛИЗАЦИЯ И АТТЕСТАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ…………………………………………………………….
30
3.1
Реализация приложения ……………………………………………...
30
3.2
Тестирование приложения …………………………………………..
34
4
УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМ ПРОЕКТОМ ……………
36
4.1
Выбор жизненного цикла разработки……………………………….
36
4.2
Определение цели и области действия программного проекта…...
38

Выводы………………………………………………………………..
39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….....

Файлы: 1 файл

Дипломна робота бакалавра!!11!.doc

— 2.38 Мб (Скачать файл)

АИС «Парикмахерская» разрабатывается как приложение использующее технологию клиент-сервер.

 

 

2.3 Пользовательский интерфейс  управляющей программы

 

Основным модулем АИС «Парикмахерская» является модуль Hairdressing.exe, обеспечивающий реализацию основной функциональности диаграммы вариантов использования, представленной на рисунке 1.1 раздела 1.

При разработке информационной системой одной из главных задач, является создание наиболее простого и не загруженного интерфейса. Именно интерфейс программного продукта, помогает пользователям «общаться» с информационной системой, выступая как диалог общения пользователя и системой.

Пользовательские интерфейсы компонентов  управления

Программа имеет интуитивно понятный графический интерфейс пользователя. На главной форме присутствуют три  кнопки, управляющие работой с  общим и личным расписаниями сотрудников организации, и добавлением новых записей в таблицу заказов услуг, а также главное меню (рис. 2.1).

Рис. 2.1 Главное окно программы

 

Главное меню содержит следующие пункты «Мастера» и  «Каталог», и  вызывают справочники по сотрудникам и  услугам организации.

В нижней части формы расположена  таблица, отображающая общее расписание по парикмахерской на дату, указанную  в полевода в верхнем левом  углу формы.

Форма «График мастеров» (рис. 2.2) содержит выпадающий календарь для выбора даты, и поле вывода результатов в виде таблицы. Здесь можно узнать, у кого из сотрудников есть свободное время для обслуживания клиентов на указанную дату.

Рис.2.2 График свободных часов сотрудников

 

Форма «Личное расписание» (рис. 2.3) содержит два табличных поля вывода информации, поле текстового ввода, выпадающий календарь и кнопку. Указав номер интересующего сотрудника (или просто выделив его курсором в таблице слева), дату и нажав кнопку, в табличном поле справа пользователь получит расписание данного сотрудника на интересующий день с указанием времени и типа оказываемой им услуги.

Рис. 2.3 Отображение личного расписания сотрудников

Форма «Добавить запись» (рис. 2.4) содержит два выпадающих календаря, три одностроковых поля для текстового ввода, кнопку и таблицу-справочник графика сотрудников. Данная форма служит для внесения информации о новом заказе либо уже произведенной операции.

Рис. 2.4 Добавление новой записи

2.4 Проектирование баз  данных

 

В качестве первоначальной основы при  определении перечня таблиц базы данных и связей между ними используется перечень выделенных объектов-сущностей и отношений концептуальной схемы банка данных. Иначе говоря, для каждого объекта-сущности в реляционных СУБД осуществляется проектирование соответствующей таблицы.

Поля таблиц определяются на основе первоначально отработанных атрибутов информационных объектов концептуальной схемы базы данных. При этом дополнительно к основным базисным характеристикам (домен, поле-атрибут, кортеж, отношение, ключ, внешний ключ) в СУБД используется тип поля. По своему смыслу тип поля совпадает с понятием типа данных в языках программирования. Традиционные СУБД поддерживают лишь ограниченный набор простых типов полей —числовые, символьные, темпоральные (время, дата), булевы (логические). Современные СУБД оперируют также и со специализированными типами полей (денежные величины), а также со сложными типами полей, заимствованными из языков программирования высокого уровня.

Логическая модель разработанной  базы данных представлена на рис. 2.5.

Рис. 2.5 Логическая модель базы данных

Физическая модель данных зависит от конкретной СУБД, фактически являясь отображением системного каталога. В физическом уровне модели содержится информация обо всех объектах базы данных. Поскольку стандартов на объекты базы данных не существует (например, нет стандарта на типы данных), физический уровень модели зависит от конкретной реализации СУБД. Следовательно, одному и тому же логическому уровню модели могут соответствовать несколько разных физических уровней различных моделей. Если на логическом уровне модели не имеет большего значения, какой конкретно тип данных у атрибута (хотя и поддерживаются абстрактные типы данных), то на физическом уровне модели важно описать всю информацию о конкретных физических объектах – таблицах, колонках, индексах, процедурах и т.д.

Для реализации АИС «Парикмахерская» была создана одноименная реляционная  база данных под управлением СУБД MySQL. Физическая модель базы данных представлена на рис. 2.6

 

 

 

  Рис. 2.6  Физическая модель базы данных

 

 

 

 

 

 

3. Реализация и аттестация  информационной системы

3.1 Реализация приложения

 

Реализация приложения по своей  сути, является одним из трудоемких этапов для разработчика информационной системы, потому что, те требования, которые выдвигает заказчик, должны быть четко и корректно интегрированы в систему. Пока нет таких программных продуктов, которые могли бы «подстраиваться» под требования так называемого заказчика и выдавать определенный набор функций для реализации системы, которые будут соответствовать этим требованиям. Поэтому каждый разработчик должен выбрать для себя оптимальную среду для разработки системы, но следует заметить, что при реализации приложения никак не обойтись без написания программного кода. Именно при написании программного кода, будут реализовываться некие функции, которые должна выполнять система. В данном случае реализация приложения выполнялась в Microsoft Visual Studio 2008.

После запуска программы на экране появляется главное окно, в поле ввода даты которого необходимо выбрать нужный день (рис. 3.1). Далее в поле выводе, расположенном в нижней части формы, отобразится сводное расписание по всем сотрудникам учреждения на заданное число (рис. 3.2).

Рис. 3.1 Начало работы с программой

 

По нажатию кнопки «График мастеров» на экране появится форма отображения занятости сотрудников. Для получения отчета о оставшемся свободном времени на конкретный рабочий день, необходимо выбрать дату в поле выпадающего календаря (рис. 3.2).

Рис. 3.2 Отображение результатов

 

Рис. 3.3 Выбор интересующей даты

 

 

Ввод новых данных в систему  происходит через форму добавления новой записи, вызываемую нажатием на кнопку «Добавить запись» на главной  форме приложения (рис 3.4). Ввод информации производится через поля однострочного текстового ввода и поля выбора даты и времени. Таблица справа служит справочником, предоставляя пользователю информацию о свободных мастерах на дату заказа услуги.

Рис. 3.4 Добавление информации об оказываемой услуге

 

Получить расписание конкретного  сотрудника можно, вызвав форму «Личное расписание» (рис. 3.5) и указав номер интересующего сотрудника (выделив его курсором в таблице слева либо введя в воле ввода с клавиатуры) и дату в поле снизу. После нажатия на кнопку «Выбрать» в таблице справа отобразится требуемое расписание.

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.5 Вывод критериев формирования расписания

3.2 Тестирование приложения

Тестирование — процесс выполнения программы с целью обнаружения  ошибок. Тестирование обеспечивает:

    • обнаружение ошибок;
    • демонстрацию соответствия функций программы ее назначению;
    • демонстрацию реализации требований к характеристикам программы;
    • отображение надежности как индикатора качества программы.

На рисунке 3.6 представлены информационные потоки процесса тестирования.

Рис. 3.6 Процесс тестирования

 

На входе процесса тестирования три потока:

  • текст программы;
  • исходные данные для запуска программы;
  • ожидаемые результаты.

Выполняются тесты, все полученные результаты оцениваются. Это значит, что реальные результаты тестов сравниваются с ожидаемыми результатами. Когда обнаруживается несовпадение, фиксируется ошибка – начинается отладка.

После сбора и оценивания результатов  тестирования начинается отображение  качества и надежности ПО. Если регулярно  встречаются серьезные ошибки, требующие проектных изменений, то качество и надежность ПО подозрительны, констатируется необходимость усиления тестирования.

Результаты, накопленные в ходе тестирования, могут оцениваться  и более формальным способом. Для  этого используют модели надежности ПО, выполняющие прогноз надежности по реальным данным об интенсивности ошибок.

4. Управление информационным  проектом

4.1 Выбор жизненного  цикла разработки

 

Одним из базовых понятий методологии  проектирования ИС является понятие  жизненного цикла ее программного обеспечения (ЖЦ ПО). ЖЦ ПО – это непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости его создания и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации.

Для создания информационной системы «Парикмахерская», была выбрана итерационная модель жизненного цикла программного обеспечения. Отличительным свойством итерационной модели можно назвать то, что она представляет собой формальный метод, она состоит из независимых фаз, выполняемых последовательно, и подвержена частому обзору (рис. 4.1). Итерационный подход хорошо зарекомендовал себя при построении ИС, для которых в самом начале разработки можно достаточно точно и полно сформулировать все требования, с тем, чтобы предоставить разработчикам свободу реализовать их как можно лучше с технической точки зрения.

Преимущества итерационной модели:

модель хорошо известна потребителям, не имеющим отношения к разработки ПО, и конечным пользователям.

  • удобность и простота применения, т.к. все работы выполняются поэтапно (по фазам модели);
  • стабильность требований;
  • модель доступна для понимания;
  • структурой модели может руководствоваться даже слабо подготовленный в техническом плане персонал (неопытный пользователь);
  • модель упорядоченно справляется со сложностями и хорошо срабатывает для тех проектов, которые достаточно понятны;
  • модель способствует осуществлению строгого контроля менеджмента проекта;
  • облегчает работу менеджеру проекта по составлению плана и комплектации команды разработчиков.

 

Рисунок 4.1 – Итерационная модель ЖЦ ПО

 

Фазы модели:

  • на стадии анализа определяют функции, которые должна выполнять система, выделяют наиболее приоритетные из них, требующие проработки в первую очередь, описывают информационные потребности;
  • на стадии проектирования, более подробно рассматриваются процессы системы. Анализируется и, при необходимости, корректируется функциональная модель. Строятся прототипы системы;
  • на стадии реализации идет разработка системы;
  • на стадии внедрения, готовый продукт внедряется в уже действующую систему организации. Производится обучение пользователей;
  • на стадии сопровождения происходит обслуживание программного продукта (какое-либо добавление или изменение, для более функциональной работы продукта).

 

4.2 Определение цели и области  действия программного проекта

 

Назначение разработки - хранение информации о всех реализованных услугах в единой базе данных, ведение учета клиентов учреждения, управление рабочим временем сотрудников и формирование их индивидуального расписания.

Разрабатываемая система должна реализовать следующие функции:

    • хранение информации о сотрудниках организации;
    • ведение единой базы данных о предоставляемых услугах;
    • автоматизация распределения рабочей нагрузки между сотрудниками;
    • автоматизация регистрации клиентов;
    • автоматизация формирования расписания сотрудников.

Для определения области действия программного продукта, ниже будет  описан, каким должен быть иле не должен быть программный проект.

Программный проект должен быть:

  • для внутреннего использования в организации;
  • проектом для осуществления однопользовательского доступа;
  • проектом, который имеет возможность занесение, изменение и хранение сведений о парикмахерских услугах;
  • проектом, который имеет возможность занесение, изменение и хранение сведений о сотрудниках учреждения;
  • проектом, который будет осуществлять формирование внутреннего расписания.

 

 

 

 

 

Выводы:

 

В настоящем дипломном проекте  была реализована автоматизированная информационная система, позволяющая осуществлять хранение информации о всех реализованных услугах в единой базе данных, ведение учета клиентов учреждения, управление рабочим временем сотрудников и формирование их индивидуального расписания.

Для достижения вышеуказанной цели были решены следующие задачи:

  • проведен анализ процесса функционирования парикмахерской;
  • исследованы информационные потоки, возникающие на регистрации услуг;
  • разработаны концептуальную и логическую модели данных;
  • разработано программное обеспечение для АИС парикмахерской;
  • проведена оценка экономической эффективности информационной системы.

К ожидаемой экономической эффективности  разработанной системы следует  отнести относительную низкую стоимость  внедрения данной системы, достигаемую  за счет невысоких требований к аппаратной и программной совместимости, а  также ряд преимуществ, таких  как надежность работы программы (т.к. программа решает узкий спектр задач) и удобный для  использования интерфейс.

Информация о работе Создание базы данных для парикмахерской