Разработка автоматизированного рабочего места кассира по продажи билетов в кассе аэрофлота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе ставилась цель разработки информационной системы административного управления. В процессе решения данной цели ставилось несколько задач: анализ предметной области поставленной задачи, разработка структуры базы данных и анализ входящей и исходящей документации, разработка экранных форм заполнения базы данных, разработка отчетов и запросов, которые будут обеспечивать функциональность базы данных.

Содержание работы

Введение
Анализ предметной области.
Описание предметной области решаемой задачи.
Функции предметной области, реализуемые задачей.
Перечень документов.
Постановка задачи.
Организационно-экономическая сущность задачи.
Форматы входных документов.
Описание выходной информации задачи (отчет, справка, экранная форма).
Разработка информационного обеспечения, задачи.
Информационный анализ входной информации, необходимой для решения задачи и выделение информационных объектов предметной области.
Определение связей информационных объектов и построение частной ИЛМ.
Определение логической структуры базы данных.
Разработка исходных данных контрольного примера.
Описание технологии и алгоритмов решения задачи и их машинная реализация.
Описание технологии ввода в базу данных входной информации задачи (определение перечня документов-источников для загрузки данных и описание макетов экранных форм для ввода данных).
Обобщенный алгоритм решения задачи и его декомпозиция на модули, реализуемые инструментальными средствами (СУБД, электронные таблицы).
Алгоритмы реализации модулей задачи и их реализация (запросы, таблицы, формы, отчеты, макросы, стандартные программы).
Разработка диалогового приложения пользователя.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовой проект.doc

— 3.52 Мб (Скачать файл)

 

Форма 6. Справочник “Багаж пассажиров”.

 

Остальные реквизиты  для отчета по доходам и посадочной ведомости могут быть определены в базе данных по кодам из имеющейся  там информации, которая должна быть загружена из таблиц “Список самолетов”, “Расписание рейсов”, “Описание маршрутов”, “Список пассажиров”, “Багаж пассажиров” и тех таблиц, которые будут добавлены в процессе работы кассира.

Описание реквизитов входной информации приведено в  табл. 1

 

Табл. 1. Описание реквизитов входной информации

 

 

Входная запросная  информация

 

Для получения отчета по доходам за определенный период времени необходимо обеспечить вывод  этой информации на печатающее устройство.

 

Для получения посадочной ведомости необходимо обеспечить диалог с пользователем для вывода посадочной ведомости для определенного рейса. Номер рейса вводиться с клавиатуры в ответ на сообщение-запрос на экране в процессе решения задачи.

 

Для получения ответа на запрос пользователя о ближайшем рейсе по заданному маршруту необходимо обеспечить диалог с пользователем для ввода времени ввода запроса и маршрута. Такая входная информация вводится с клавиатуры в ответ на сообщение-запрос на экране в процессе решения задачи.

 

 Для добавления записей в базу данных нужно обеспечить диалог с пользователем (кассиром), в  котором он будет вводить все данные о клиенте, удалять и изменять их. Такая входная информация вводится с клавиатуры в ответ на сообщение-запрос на экране в процессе решения задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.Разработка информационного обеспечения задачи

 

Разработка информационного  обеспечения включает подготовку документов, содержащих информацию, необходимую для решения задачи, и анализ этой информации. Такой анализ позволит произвести формализацию данных, которая имеет целью их однозначное определение для хранения, поиска и обработки во внутри-машинной сфере.

Для организации информационной базы будем использовать реляционную  СУБД. Поэтому должна быть разработана  логическая структура реляционной  базы данных, на основе которой будет осуществляться решение задачи. Используем процессный подход к разработке базы данных, определяя состав только тех данных, которые необходимы для получения выходной информации задачи

 

Информационный  анализ ПО и выделение информационных объектов

 

Произведем анализ исходной информации ПО с целью определения  состава и структуры информации для последующей формализации и  построения информационно-логической модели данных. Приведенные выше формы  входных документов, а также дополнительные сведения из описания предметной области позволяют определить роль реквизитов во взаимосвязанной информации, содержащейся в документе. На основе такого анализа установим функциональные зависимости реквизитов в соответствии с рекомендациями и требованиями нормализации данных.

 

Рассмотрим информацию, содержащуюся в документе с информацией  о пассажире.

В заголовочной части  этого документа содержится реквизиты ( Номер билета и Номер рейса), общие для всего документа. Причем каждый из этих реквизитов имеет единственное значение в документе, так как каждому пассажиру соответствует только одна запись в таблице багажа, и каждый пассажир может лететь одновременно только по одному маршруту. Среди этих реквизитов особую роль играет Номер билета. Поскольку Номер билета уникален, то есть его значение не может повторяться, он выполняет роль всей информации о клиенте, содержащейся в документе с данным номером.

Табличная часть документа  с информацией о пассажире  содержит реквизиты, имеющие множество значений в соответствующих столбцах, так как эта является общей таблицей для всех клиентов аэрофлота. Среди этих реквизитов особую роль играет поле Номер рейса, который является идентификатором каждой строки уже другого документа. Таким образом, данные о клиенте идентифицируются (однозначно определяются) общим идентификатором документа – Номером билета, а так же распределение пассажиров по рейсам идентифицируется уже другим полем – Номером рейса. Описательные реквизиты пассажира однозначно определяются номером билета, который уникален для каждого пассажира. На основе проведенного анализа установим функциональные зависимости реквизитов данного документа (Табл. 2).

 

Таблица 2. Функциональные зависимости реквизитов таблицы  с информацией о пассажире.

 

Рассмотрим информацию, хранящуюся в справочнике “Багаж пассажиров”.

В заголовочной части  этого документа содержится реквизит, общий для всего документа. Этот реквизит – Номер билета. Так как, это поле является уникальным для каждого пассажира и так как пассажир может нести с собой только один багаж, то поле Номер билета является идентифицирующим полем для этого справочника. На основе проведенного анализа установим функциональные зависимости справочника “Багаж пассажиров” (Табл. 3).

 

Табл. 3. Функциональные зависимости справочника “Багаж пассажиров”

 

Рассмотрим информацию, содержащуюся в “Справочнике самолетов”.

В заголовочной части  этого документа содержится реквизит, общий для всего документа. Этот реквизит – Бортовой номер. Так как, это поле является уникальным для каждого самолета и самолет может иметь только один бортовой номер, то поле Номер билета является идентифицирующим полем для этого справочника. На основе проведенного анализа установим функциональные зависимости справочника “Список самолетов” (Табл. 4).

 

Табл. 4. Функциональные зависимости справочника “Список самолетов”

Рассмотрим информацию, содержащуюся в справочнике “Описание маршрута ”.

В заголовочной части  этого документа содержится реквизит, общий для всего документа. Этот реквизит – Номер рейса. Так как, это поле является уникальным для каждого маршрута и рейс может иметь только один определенный маршрут, то поле Номер билета является идентифицирующим полем для этого справочника. На основе проведенного анализа установим функциональные зависимости справочника “Описание маршрута” (Табл.5).

 

Табл. 5. Функциональные зависимости справочника “Описание маршрута”

 

Рассмотрим информацию, содержащуюся в справочнике “Расписание рейсов ”.

В заголовочной части  входного документа “Расписание маршрутов” содержатся реквизиты (Номер рейса, Бортовой номер), общие для всего документа. Причем, каждое из этих полей имеет единственное значение, так как самолет может лететь одновременно только по одному рейсу, а номеру рейса может соответствовать один маршрут. На основе проведенного анализа установим функциональные возможности справочника “Расписание рейсов”

 

 

Табл. 6. Функциональные зависимости справочника “Расписание маршрутов”

 

Выделение информационных объектов.

 

Проанализируем установленные  функциональные взаимосвязи реквизитов и установим для каждого из зависимых реквизитов, от каких реквизитов он зависит. Результаты отобразим в таблице соответствия зависимых (описательных) и ключевых реквизитов (табл. 7).

Сгруппируем реквизиты, имеющие одинаковые ключи, в один информационный объект. Таким образом, выделены все информационные объекты, отображающие данные, которые используются в рассматриваемой задаче.

 

 

Определение связей и построение ИЛМ

Связи между выявленными  информационными объектами определяются реальными отношениями между парами объектов, показанными в табл. 8. При их определении учитывались сведения из описания ПО и семантика ИО. В частности, известно, что в одной таблице “Список пассажиров” – несколько строк данных о пассажирах, по одному рейсу может лететь только один самолет, один пассажир может нести с собой только одну условную единицу багажа.

 

Табл. 7. Таблица  соответствия зависимых и ключевых реквизитов

На табл. 8 представлены связи информационных объектов.

Табл. 8. Связи  информационных объектов.

 

 

 

Определение логической структуры реляционной базы данных

Логическая структура  реляционной базы данных определяется совокупностью логически взаимосвязанных  реляционных таблиц. Каждая реляционная  таблица имеет структуру, определяемую реквизитным составом одного из информационных объектов полученной ИЛМ. Логические связи таблиц соответствуют структурным связям между объектами.

Логическая структура  реляционной базы данных, построенная  на основе полученной ИЛМ, приведена на рис. 9. На этой схеме реляционные таблицы представлены структурой, определяемой составом и последовательностью полей (атрибутов). Наименования ключевых полей подчеркнуты. Логические связи изображены линиями между соответствующими ключами связи.

Табл. 9. Логическая структура реляционной базы данных задачи

 

Исходные данные контрольного примера.

Требования к данным контрольного примера — их представительность, учитывающая особенности информации, указанные и описании предметной области. Такие данные должны обеспечить отладку алгоритма на компьютере и подтвердить работоспособность реализации алгоритма. В данных контрольного примера для рассматриваемой задачи должно быть предусмотрено, что по одному конкретному маршруту могут числиться несколько рейсов.  Один самолет может иметь несколько рейсов в день. На одном рейсе может лететь определенное количество пассажиров, согласно количеству пассажирских мест в самолете.. Данные контрольного примера, предназначенные для тестирования, отладки и демонстрации решения задачи оценки оплаты, приведены в табл.10 – табл. 14.

Табл 10. Данные таблицы “Багаж пассажиров”

 

Табл 11. Данные таблицы “Описание маршрута”

 

Табл 12. Данные таблицы “Расписание рейсов”

 

Табл 13. Данные таблицы “Список пассажиров”

 

 

Табл 14. Данные таблицы “Список самолетов”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Разработка алгоритмов и технологии решения задачи.

Общие сведения о содержании и алгоритме решения  задачи.

По мере поступления  записей о пассажирах и имеющихся  рейсах и маршрутах, должен осуществлятьсяввод этих данных в базу данных, где они  должны храниться. Таким образом, осуществляется накопление необходимой для решения задачи оперативно-учетной информации.

При составлении очета  по доходам аэропорта за определенный период необходимо обеспечить анализ собранных денежных средств по каждому  маршруту. После составления отчета он должен выводиться на экран и печать.

При составлении посадочной ведомости по каждому рейсу необходимо обеспечить анализ параметров рейса и вывести полный список пассажиров, летящих этим рейсом. Для ввода запроса пользователю в диалоге должна быть выведена экранная форма, где он может непосредственно с клавиатуры ввести номер интересующего его рейса. Отчет должен выводиться на экран и на принтер.

При выводе отчета о ближайшем  рейсе по выбранному маршруту необходимо обеспечит анализ базы данных на наличие ближайшего по времени рейса по заданному времени и маршруту. Для ввода запроса пользователю в диалоге должна быть выведена экранная форма, где он может непосредственно с клавиатуры ввести маршрут и настоящее время. Отчет должен выводиться на экран и на принтер.

 

Разработка  технологии ввода и накопления входной  информации.

Для решения рассматриваемой  задачи должен производиться ввод и  накопление оперативно-учетной информации о пассажирах, их данных и информации о новых рейсах и маршрутах.

Справочная информация о пассажирах, имеющихся маршрутах и рейсах должна быть ранее загружена в базу данных в процессе решения данной предметной области с соответствующих документов – “Справочника пассажиров” и “Справочника рейсов”

В соответствии с этим технология ввода входной оперативной информации и решение рассматриваемой задачи с помощью базы данных приведены на рис.2.

Рис. 2. Технологическая  схема ввода информации и решения  задачи оценки оплаты

Рис. 3. Источники  загрузки таблиц базы данных при регистрации новых клиентов

 

 

На рис. 4 показаны источники  данных – входные документы при  регистрации новых клиентов для  создания записей таблиц с оперативной (учетной) информацией базы данных. Здесь также указан перечень загружаемых  полей, которые необходимы для решения рассматриваемой задачи.

 

Определение форм ввода ввода-вывода.

Для ввода информации о регистрации и регистрационных  данных о новых клиентах были созданы  экранные формы. Через экранные формы  ввода-вывода дожен обеспечиваться однократный ввод данных во взаимосвязанные таблицы Список пассажиров – Багаж пассажиров и Список рейсов. Ниже приведена экранная форма для ввода данных клиента и его регистрации.

Информация о работе Разработка автоматизированного рабочего места кассира по продажи билетов в кассе аэрофлота