Подготовка фрагмента электронного учебного пособия для включения в общую электронную оболочку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – подготовить фрагмент электронного учебного пособия для последующего включения в общую электронную оболочку. Поставленная нами цель предполагает решение ряда задач:
Определить понятие "электронное учебное пособие", изучить его особенности и принципы построения;
В соответствии с выделенными принципами отобрать, систематизировать и выразить в электронной форме текстовый материал;
Подобрать наглядный и справочный материал и связать с полученным текстом при помощи гиперссылок.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.Теоретические основы разработки электронного учебного курса
1.1 Понятие электронного учебного курса: сущность, этапы, содержание, структура
1.2 Требования к ЭУК
1.3 Требования к содержанию ЭУК
1.4 Требования к структуре ЭУК
1.5 Требования к техническому исполнению ЭУК
1.6 Этапы проектирования ЭУК
1.7 Обзор средств разработки обучающих программ и программ проверки знаний
2. Автоматизированная информационная система PLATONUS
3. Автоматизированная информационная система «Экзамен»
Глава 2. Техническая составляющая разработки электронного учебного курса
2.1 Анализ основных вопросов по предмету «Математика»
2.2. Цели и задачи разработки электронного учебного курса по дисциплине «Математика»
2.3. Выбор средств реализации
2.4. Разработка электронного пособия.
2.5 Разработка модуля «Тест»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Андре.doc

— 1.48 Мб (Скачать файл)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Вторая половина ХХ века стала периодом перехода к информационным обществам. Лавинообразный рост объёмов  информации принял характер информационного  взрыва во всех сферах человеческой деятельности.

Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку "ручные методы" без использования технических средств давно исчерпали свои возможности. Наиболее доступной формой автоматизации обучения является применение ЭВМ, то есть использование машинного времени для обучения и обработки результатов контрольного опроса знаний учащихся.

Появление электронных  учебных пособий можно воспринимать как качественно новую ступень информатизации образования. Началась информатизация отечественного образования в 1985 году (с государственной реформы образования 1984 г.), когда было принято исключительно важное правительственное решение о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советских персональных ЭВМ. На смену начальному адаптационному этапу, когда компьютер рассматривается как объект изучения, пришел второй, современный этап, характеризующийся использованием компьютера в качестве средства обучения.

Создание компьютерных технологий в обучении соседствует  с изданием учебных пособий новой  генерации, отвечающих потребностям личности обучаемого. Учебные издания новой  генерации призваны обеспечить единство учебного процесса и современных, инновационных научных исследований, т.е. целесообразность использования новых информационных технологий в учебном процессе и, в частности, различного рода так называемых "электронных учебников".

Развитие активного, деятельностного  начала в обучении, раскрытие и  использование творческих способностей каждого обучаемого осуществляются через формирование познавательных потребностей путем организации поиска знаний в процессе изучения учебного материала и удовлетворение этих потребностей, что может быть обеспечено созданием специальных электронных учебных пособий.

Это актуализирует проблему организации профессиональной подготовки специалиста в процессе изучения различных образовательных областей посредством электронных учебных  пособий по различным дисциплинам, в частности, по дисциплине "Математический анализ"

Объект данной исследовательской  работы – технология подготовки и  реализации электронного учебного пособия. Предметом является фрагмент пособия, построенный в соответствии с  основными принципами разработки электронных  учебных пособий.

Цель работы – подготовить  фрагмент электронного учебного пособия  для последующего включения в  общую электронную оболочку.

Поставленная нами цель предполагает решение ряда задач:

  1. Определить понятие "электронное учебное пособие", изучить его особенности и принципы построения;
  2. В соответствии с выделенными принципами отобрать, систематизировать и выразить в электронной форме текстовый материал;
  3. Подобрать наглядный и справочный материал и связать с полученным текстом при помощи гиперссылок.

Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассматривается процесс подготовки и составления электронного учебного пособия, во второй приведены непосредственно составленные главы.

 

 

 

 

 

 Глава 1.Теоретические основы разработки электронного учебного курса

Современные информационные технологии должны помочь избежать прагматической ориентации образования в ущерб  развитию личности. В обществе с тревогой говорят о снижении интеллектуального уровня школьников и студентов, но ведь и современный учитель - это представитель массовой профессии. Не в его силах «объять необъятное», воспитать гениев из всех детей. Общество не может требовать невозможного от педагогов, но оно должно помочь в создании информационной образовательной среды, чтобы интегрировать в ней те качества, которые должны быть присущи «универсальному учителю». Но это невозможно сделать без самих педагогов, поскольку в электронных учебных материалах требуется сосредоточить лучший теоретический и практический опыт. Именно для этого педагогам необходимы не только знания о возможностях программных средств ИТО, создаваемых профессиональными разработчиками, но и готовность реализовать свои методические находки в электронном учебном курсе.

Говоря о новых, перспективных  формах организации образовательного процесса, подразумевают реализацию той или иной учебной программы, ориентированной главным образом на самостоятельную работу обучаемых. В этом случае для получения эффективных результатов педагог должен подготовить целый комплeкc разнообразных учебных материалов, составляющих так называемый «кейс» (англ. case - коробка, чемодан). При формировании такого кейса становится все более популярным мультимедиа-подход, когда обучаемый обеспечивается образовательными ресурсами, основанными на различных технологиях: печатными, аудио-, видеоматериалами и, что особенно важно, электронными учебными курсами (ЭУК). Последние представляют собой учебные материалы, структурированные особым образом и записанные на магнитные носители (дискеты или компакт-диски) или доступные через компьютерную сеть (локальную или Iпternet). При этом реализованный в них гибкий сценарий способен подстраиваться под потребности и возможности конкретного обучаемого и развивать его потенциальные способности.

Реализация основных замыслов педагогов в отношении  структуры и способа подачи материала возможна только при их деятельном участии в создании ЭУК. Такая совместная работа преподавателей и группы разработчиков наиболее эффективна, поскольку позволяет включать отдельные готовые фрагменты в учебный процесс, апробируя их и своевременно внося необходимые коррективы. В этой ситуации неизбежно встает вопрос: может ли педагог стать полноценным участником подобного проекта? При определенной начальной подготовке в области информационных технологий это вполне реально, поскольку в последние годы были разработаны и получили достаточно широкое распространение различные программные комплексы, позволяющие непосредственно педагогам создавать вполне профессиональные ЭУК.

Современными примерами  продуктов представляющих собой  комплексные автоматизированные обучающие системы, могут служить программные комплексы Lotus Learniпg Space1, ToolВook Assistaпt2, Distaпce Learniпg Studio3, VLE (англ. Virtual Learniпg Enviropment - среда виртуального обучения) и др. Последний из перечисленных программных продуктов разработан и используется Виртуальным университетом Европы и Центральной Азии, объединяющим более сорока высших учебных заведений России и стран СНГ. Появились и аналогичные проекты, учитывающие специфику учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях, например программный комплекс Net-школа. При работе с такими комплексами от педагога требуется структурировать и подготовить в виде файлов необходимые материалы (конспекты лекций, демонстрационные материалы, хрестоматии, практические задания, вопросы, задания для тестирования и др.), а затем в режиме диалога сформировать сценарии для организации самостоятельной работы определенной группы или обучаемого.

 

    1. Понятие электронного учебного курса: сущность, этапы, содержание, структура

Месте ЭУК в учебно-воспитательном процессе, необходимо учитывать особенности современного состояния образовательной системы, в которой соседствуют различные формы обучения, в том числе и комбинированные, а для них очень важно соответствующее методическое обеспечение самостоятельной работы. В соответствии с этим естественно требование, чтобы структура и способ представления учебно-методических материалов в электронном виде не только могли, но и должны были бы легко варьировать в зависимости от конкретной формы их использования. В конечном счете необходимо обеспечить доступ к большему объему учебно-методических ресурсов для максимально возможного числа пользователей, а также поддержку индивидуального подхода и активных методов обучения и обратной связи.

С технологической точки  зрения основными задачами в этом направлении являются разработка методически обоснованных принципов представления учебно-методических ресурсов и организация доступа к системе учебно-методических, научно-исследовательских и информационных ресурсов с учетом возможностей и потребностей всех участников образовательного процесса.

В практику педагогической деятельности все шире входит использование различных электронных учебных материалов, таких, например, как: учебные и рабочие программы; планы-графики лекционных и практических занятий; теоретический материал; хрестоматии; энциклопедии и словари; карты, схемы, иллюстрации; сборники задач и упражнений, методические рекомендации по их выполнению; темы сочинений, рефератов и т. п.; вопросы и тесты для самопроверки; моделирующие программы для проведения компьютерных экспериментов и деловых игр (с возможным использованием специализированных баз данных); программы для проведения контроля качества обучения и развития обучаемых.

Соответствующая методическая и технологическая систематизация вышеперечисленных электронных материалов по сути дела и обеспечивает поэтапное формирование ЭУК, который может совмещать в себе функции автоматизированных обучающих и контролирующих систем, моделирующих программ и других программных средств ИТО. Ниже мы рассмотрим, как это осуществляется на практике.

    1. Требования к ЭУК

ЭУК активно внедряются не только в системах открытого и дистанционного обучения, но и в традиционных очных формах - школах, лицеях, коллeджax и других учебных заведениях. ЭУК применяются в различных целях: для обеспечения самостоятельной работы обучаемых по овладению новым материалом, реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности, контроля качества обучения и т.д. При этом в различных учебных заведениях разрабатывается достаточно большое количество ЭУК, охватывающих самые разнообразные предметные области. Однако иногда авторы подобных курсов подходят к их построению в соответствии со своими субъективными представлениями о требованиях, предъявляемых к ЭУК. Это приводит к тому, что в некоторых случаях ЭУК ограничены с функциональной точки зрения, а это не позволяет добиться с их помощью улучшения качества обучения и развития обучаемых. К числу наиболее распространенных недостатков относятся сложная, подчас запутанная навигация, излишне усложненная структура рабочей области, перенасыщенность ЭУК демонстрационными материалами в ущерб содержательному наполнению и, наоборот, отсутствие примеров, иллюстрирующих теоретические положения, и т. п.

В первую очередь при  проектировании ЭУК необходимо заложить в него технологические характеристики, позволяющие впоследствии сделать учебно-воспитательный процесс максимально эффективным. Выступая в качестве автоматизированной обучающей системы, Несмотря на то, что соответствующие материалы, разработанные в Республиканском мультимедиа-центре Министерства образования РФ, предназначены для профессиональных разработчиков электронных учебников, ими будет полезно руководствоваться и педагогам, самостоятельно разрабатывающим как целостный ЭУК, так и отдельные электронные дидактические материалы по преподаваемой дисциплине.

    1. Требования к содержанию ЭУК

 С точки зрения  содержания ЭУК должен обеспечивать  полноту представления конкретной предметной области, эффективность используемых педагогических и методических приемов, а именно:

• достаточный объем материала, соответствие Государственному образовательному стандарту, актуальность, новизна и оригинальность;

• фактографическая, практическая содержательность, культурологическая составляющая, системность и целостность;

• педагогическая состоятельность продукта посредством используемых методик представления учебного материала, системы контроля, соответствия принципам вариативности и дифференцированного подхода для организации самостоятельной работы обучаемого с ЭУК

Учитывая особую важность ЭУК для обеспечения самостоятельной работы, необходимо включить в систему требований следующие:

• реализация четкой логики изложения теоретического материала с возможностью прослеживания обучаемым всех цепочек рассуждений с помощью специальных схем;

  • особая четкость постановок задач;

• подробное комментирование  примеров выполнения заданий, хода решения учебных и прикладных задач;

• использование различных  методов и средств активизации  познавательной деятельности обучаемых для всех форм учебно-воспитательного процесс а (изучение проблемных ситуаций, постановка задач исследовательского характера, требующих для своего решения привлечения знаний из других источников, и т. п.).

При проектировании ЭУК  необходимо учитывать: обучение и развитие являются взаимосвязанными процессами, причем обучение может быть развивающим только лишь при условии выполнения требований соответствующих психолого-педагогических принципов и закономерностей. В связи с этим необходимо использовать различные методы и средства для активизации познавательной деятельности обучаемых во всех звеньях учебного процесса: генерировать проблемные ситуации, предлагать задания проблемного и логического характера, ставить познавательные задачи, требующие для своего решения привлечения знаний из других источников, и т. п. Решение подобных проблем предусмотрено в большинстве уже упоминавшихся средств для разработки ЭУК (Nеt-школа, Learniпg Space, VLE и др.). Они позволяют включать в учебный процесс элементы поисково- исследовательской деятельности: предлагать учебные задачи, имеющие эвристический характер, и обсуждать их решение в режиме электронной конференции; выполнять лабораторные работы с элементами научного исследования; коллективные проекты творческого характера и т.п. Учитывая актуальность для современного образования такой формы учебной деятельности, как телекоммуникационные проекты!, желательно шире использовать их в структуре ЭУК.

Информация о работе Подготовка фрагмента электронного учебного пособия для включения в общую электронную оболочку