Информационные технологии: понятие и сущность, этапы становления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 20:12, реферат

Описание работы

Еще десять лет назад бесспорным казался лозунг «Программирование – вторая грамотность», под которым подразумевалось умение каждого образованного человека создавать алгоритмы и программировать в своей предметной области на языках FORTRAN, BASIC и т.д. В современных реалиях весьма актуальным для большинства людей стало не столько программирование (в старом смысле слова), сколько умение пользоваться информационными технологиями

Файлы: 1 файл

1)Информационные технологии.docx

— 36.81 Кб (Скачать файл)

 

Информационные  технологии: понятие и сущность, этапы становления

Еще десять лет назад бесспорным казался лозунг «Программирование  – вторая грамотность», под которым  подразумевалось умение каждого  образованного человека создавать  алгоритмы и программировать  в своей предметной области на языках FORTRAN, BASIC и т.д. В современных  реалиях весьма актуальным для большинства  людей стало не столько программирование (в старом смысле слова), сколько  умение пользоваться информационными технологиями [8, c. 4].

Информационные технологии – использование компьютеров  для хранения, обработки и передачи знаний, а также способы создания, фиксации, переработки и распространения  информации. В постмодернистских  обществах использование информационных технологий является центральным фактором экономики, основой информационной революции, в рамках которой возможность  переработки информации сама по себе является богатством.

Информационные технологии в сфере  управления - это комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в надежную и оперативную  информацию механизма принятия решений  с помощью аппаратных и программных  средств, с целью достижения оптимальных рыночных параметров объекта управления.

Под информационной технологией  на практике понимается технологическое  применение компьютеров и других технических средств обработки  и передачи информации. Как и всякая технология, информационная технология включает в свой состав определенные комплексы материальных средств (носители информации, технические средства ее измерения, передачи, обработки и  т.п.), способы их взаимодействия, а  так же определенные методы организации  работы с информацией.

Информатизация и компьютеризация общества  развивается очень стремительно, быстро, а так же   порождает разнообразие проблем.

История развития информационных технологий характеризуется быстрым  изменением концептуальных представлений, технических средств, методов и  сфер применения. Информационные технологии имеют свои фундаментальные разделы: архитектура персонального компьютера, операционные системы, теоретическое программирование и др.

Информационные технологии – система методов и способов сбора, регистрации, хранения, накопления, поиска, обработки и выдачи документальной информации по запросам пользователей [6, c. 8].

Мир меняется так быстро, что многие не успевают приспосабливаться  к переменам. Люди, жившие в начале ХХ века, вряд ли могли себе представить  нынешние технологические достижения, воспринимаемые нами как должное: самолеты, роботы, спутниковые телефоны, телевизоры и т.д. Технологии действительно  могут изменять общество глубже и  быстрее, чем можно себе вообразить. Всякая деятельность осуществляется по технологии, определяемой целью, предметом, средствами, характером операций и  результатами.

Информационные технологии в своем развитии прошли несколько  этапов:

1.          ручной – основу информационных технологий на этом этапе составляло перо, чернильница и бухгалтерская книга. Связь осуществлялась путем направления пакетов получателю;

2.          механический – для обработки информации использовались пишущие машинки со съемными элементами. Связь осуществлялась по общественной почте;

3.          электрическая обработка информации. Для ее обработки использовались электрические пишущие машинки со съемными элементами;

4.          компьютерные технологии – для обработки информации используют автоматизированные системы управления (АСУ), затем происходит переход от вычислительных центров к распределенному вычислительному потенциалу и новым информационным технологиям, основу которых составляют: распределенная компьютерная техника, программное обеспечение и развитые коммуникации

5.          сетевые технологии – обработка, хранение и обмен информации осуществляется в сети [6, c.8].

Для информационных технологий наших дней этапа характерны:

1.     работа пользователя в режиме манипулирования данными (не нужно «помнить и знать», а достаточно выбрать из «предлагаемого меню»);

2.     безбумажный процесс обработки документов (на бумагу фиксируется только окончательный вариант документа);

3.     диалоговый режим решения задач с широкими возможностями для пользователей;

4.     возможность коллективного использования документов на основе группы компьютеров, объединенными средствами коммуникаций;

5.     возможность адаптивной перестройки формы и способа представления информации в процессе решения задач [6, c. 8].

Как и всякая технология, информационные технологии, предполагающие технологическое применение вычислительной техники, других технических средств, включает определенный набор материальных средств (носители информации, технические  средства измерения ее состояний, обработки, передачи и т.д.) и способы их взаимодействия, специалистов и совокупность определенных методов организации работы. Целью  создания и широкого распространения  информационных технологий является решение  проблемы информатизации общества (внедрения  комплекса мер, направленных на обеспечение  полного и своевременного использования  достоверной информации, обобщенных знаний во всех социально значимых видах человеческой деятельности).

Информатизация является реакцией общества на существенный рост информационных ресурсов и потребность  в значительном увеличении производительности труда в информационном секторе  общественного производства. Как  показывает практика промышленно развитых стран (США, Англии, Японии), решение  проблемы информатизации общества является глобальной целью развития и связывается  с выходом страны в третьем  тысячелетии на новый уровень  цивилизации.

Компьютерные информационные технологии предполагают:

1.     коллективную подготовку документов; 

2.     возможность оперативной работы с графической информацией;

3.     представление числовых данных с помощью графических пакетов в виде различных видов графиков и диаграмм;

4.     оформление и тиражирование, рассылку и передачу информации с помощью электронной почты;

5.     использование различных устройств ввода/вывода информации;

6.      использование пакетов прикладных программ (ППП) для решения различных экономических задач: прогноза, балансовых и т.д.

В процессе развития информационные технологии избавляют людей от тяжелого физического труда и выводят  их на более качественный уровень. Считается, что широкомасштабное внедрение  новых информационных технологий повысит  результативность решений, принимаемых  на всех уровнях управления. Это  обеспечит, в свою очередь, не только рост экономических показателей  развития народного хозяйства, но и  достижение качественно нового уровня открытий в фундаментальных и  прикладных науках, направленных на развитие производства, создание новых рабочих  мест, повышение жизненного уровня населения, защиту окружающей среды.

Информационные технологии означают высший этап компьютеризации  системы управления, позволяют задействовать  профессиональные компьютеры в творческом процессе, соединить силу человеческого  ума и мощь электронной техники. Полная интегрированная информатизация системы управления предполагает охват  следующих информационно-управленческих процессов: связь, сбор, хранение и доступ к необходимой информации, анализ информации, поддержка индивидуальной деятельности, программирование и решение специальных задач [5, c. 35].

Таким образом, информационные технологии прошли длительный эволюционный путь.

 

 

 

Виды информационных технологий

Существуют следующие  виды информационных технологий:

1. Информационная технология  обработки данных;

     2 .Информационная технология управления;

3.Автоматизация офиса;

     4.Информационная технология поддержки принятия решений;

5.Информационная технология  экспертных систем;

 Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности  персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций управленческого труда. Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом уровне существенно повысит производительность труда персонала, освободит его от рутинных операций, возможно, даже приведет к необходимости сокращения численности работников [1, c. 35].

На уровне операционной деятельности решаются следующие задачи: обработка  данных об операциях, производимых фирмой; создание периодических контрольных  отчетов о состоянии дел в  фирме; получение ответов на всевозможные текущие запросы и оформление их в виде бумажных документов или  отчетов.

Существует несколько  особенностей, связанных с обработкой данных, отличающих данную технологию от всех прочих:

- выполнение необходимых  фирме задач по обработке данных. Каждой фирме предписано законом  иметь и хранить данные о  своей деятельности, которые можно  использовать как средство обеспечения  и поддержания контроля на  фирме. Поэтому в любой фирме  обязательно должна быть информационная  система обработки данных и  разработана соответствующая информационная  технология;

- решение только хорошо  структурированных задач, для  которых можно разработать алгоритм;

- выполнение стандартных  процедур обработки. Существующие  стандарты определяют типовые  процедуры обработки данных и  предписывают их соблюдение организациями  всех видов;

- выполнение основного  объема работ в автоматическом  режиме с минимальным участием  человека;

- использование детализированных  данных. Записи о деятельности  фирмы имеют детальный (подробный)  характер, допускающий проведение  ревизий. В процессе ревизии  деятельность фирмы проверяется  хронологически от начала периода  к его концу и от конца  к началу;

- акцент на хронологию  событий;

Информационная технология управления. Целью информационной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников  фирмы, имеющих дело с принятием  решений. Она может быть полезна  на любом уровне управления. Эта  технология ориентирована на работу в среде информационной системы  управления и используется при худшей структурированности решаемых задач, если их сравнивать с задачами, решаемыми  с помощью информационной технологии обработки данных. [5, c. 235].

Для принятия решений на уровне управленческого контроля информация должна быть представлена в агрегированном виде так, чтобы просматривались  тенденции изменения данных, причины  возникших отклонений и возможные  решения. На этом этапе решаются следующие  задачи обработки данных:

- оценка планируемого  состояния объекта управления;

- оценка отклонений от  планируемого состояния;

- выявление причин отклонений;

- анализ возможных решений  и действий.

Информационная технология управления направлена на создание различных  видов отчетов.

Регулярные отчеты создаются  в соответствии с установленным  графиком, определяющим время их создания, например месячный анализ продаж компании.

Специальные отчеты создаются  по запросам управленцев или когда  в компании произошло что-то незапланированное. И те, и другие виды отчетов могут  иметь форму суммирующих, сравнительных  и чрезвычайных отчетов.

В суммирующих отчетах  данные объединены в отдельные группы, отсортированы и представлены в  виде промежуточных и окончательных  итогов по отдельным полям. Сравнительные  отчеты содержат данные, полученные из различных источников или классифицированные по различным признакам и используемые для целей сравнения. Чрезвычайные отчеты содержат данные исключительного (чрезвычайного) характера. Использование  отчетов для поддержки управления оказывается особенно эффективным  при реализации так называемого  управления по отклонениям.

Управление по отклонениям  предполагает, что главным содержанием  получаемых менеджером данных должны являться отклонения состояния хозяйственной  деятельности фирмы от некоторых  установленных стандартов (например, от ее запланированного состояния). При  использовании на фирме принципов  управления по отклонениям к создаваемым  отчетам предъявляются следующие  требования:

- отчет должен создаваться  только тогда, когда отклонение  произошло;

- сведения в отчете  должны быть отсортированы по  значению критического для данного  отклонения показателя;

- все отклонения желательно  показать вместе, чтобы менеджер  мог уловить существующую между  ними связь;

- в отчете необходимо  показать количественное отклонение  от нормы.

Автоматизация офиса. Исторически  автоматизация началась на производстве и затем распространилась на офис, имея вначале целью лишь автоматизацию  рутинной секретарской работы. По мере развития средств коммуникаций автоматизация  офисных технологий заинтересовала специалистов и управленцев, которые увидели в ней возможность повысить производительность своего труда.

Автоматизация офиса призвана не заменить существующую традиционную систему коммуникации персонала (с  ее совещаниями, телефонными звонками и приказами), а лишь дополнить  ее. Используясь совместно, обе эти  системы обеспечат рациональную автоматизацию управленческого  труда и наилучшее обеспечение  управленцев информацией.

Информация о работе Информационные технологии: понятие и сущность, этапы становления