Законы и принципы логики. Основные и неосновные законы логики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 09:56, реферат

Описание работы

При этом мышлении, выступая как специфическое отражение объективной реальности в сознании человека, протекает не хаотично, а закономерно. Это означает, что элементы мысли, как и мысль в целом, находятся в закономерной связи между собой. Вот почему логическая правильность рассуждений обусловлена законами мышления.

Файлы: 1 файл

logika.docx

— 31.04 Кб (Скачать файл)

Законы и принципы логики. Основные и неосновные законы логики.

Законы логики.

Законы мышления исторически сложились  в результате взаимодействия между  человеком и объективной действительностью  в процессе преобразования и познания ее. В законах мышления человека отложился многовековой опыт практической общественной деятельности. В них  нашли свое логическое выражение  наиболее массовидные черты внешнего мира, его качественная определенность. При этом мышлении, выступая как специфическое отражение объективной реальности в сознании человека, протекает не хаотично, а закономерно. Это означает, что элементы мысли, как и мысль в целом, находятся в закономерной связи между собой. Вот почему логическая правильность рассуждений обусловлена законами мышления.

Прежде чем рассмотреть содержание и специфику законов логики целесообразно  определить родовое понятие "закон".

Закон есть существенная, внутренняя, устойчивая, необходимая, повторяющаяся  связь явлений, обусловливающая  их структуру, функционирование или  развитие.

Закон мышления - это внутренняя, существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся  связь между элементами мысли  и самими мыслями. Источники этих связей - объективны. Законы мышления являются обобщенным отражением закономерностей  внешнего мира, преобразованных в  человеческой голове и ставших общими принципами познающего мышления. Отсюда, порядок и связь вещей определяет порядок и связь мыслей. Этот процесс  идет по двум направлениям:

содержательному (отражение связей реальных вещей);

формальному (отражение связей форм мысли).

Первое направление реализуется  в диалектических законах и изучается  диалектической логикой, а второе - в формальнологических законах и изучается формальной логикой.

В логических законах выражены существенные, устойчивые и необходимые черты  внутренней структуры мыслительного  процесса, которая исторически сложилась  на основе объективных свойств и  отношений природного мира. Вот почему сами законы логики носят объективный  характер. Поэтому люди не могут  по своему усмотрению изменять или "диктовать" новые логические законы. Законы логики воспринимаются как аксиома - истина, не требующая доказательства. Обладая  характером всеобщности в сфере  мышления, эти законы являются обязательными  с точки зрения их соблюдения во всех областях научного знания и на любом уровне познавательного процесса. Естественно, что одних логических законов недостаточно, чтобы обеспечить истинность наших суждений, умозаключений. Законы логики составляют важный и  обязательный момент в системе условий, определяющих истинность наших мыслей. Логическая правильность и стройность мышления необходимы, но недостаточны для объективной истинности выводного  знания. Отсюда вытекает следующее  положение: законы формальной логики нельзя абсолютизировать, они не распространяются на внешний мир; их применение ограничено сферой мышления, а их действие правомерно лишь в пределах логической формы, а  не содержания мысли.

Необходимо обратить внимание на то, что хотя логические законы релятивны, они не выступают в качестве простой условности или произвольного измышления разума. Такие законы - результат отражения внешнего мира в сознании человека. Только адекватно и научно осмысленная формальная логика раскрывает объективную основу логической формы законов человеческого мышления и тем самым доказывает их необходимость во всяком процессе научного познания объективной реальности.

Различают следующие виды формально-логических законов.

Во-первых, законы, связанные с отдельными формами абстрактного мышления -или с понятием, или с суждением, или с умозаключением. На основе этих законов были выведены конкретные правила, которые рассматривались в предыдущих главах данного учебного пособия.

Во-вторых, законы, которые имеют  всеобщий характер, действуют во всех формах абстрактного мышления. Их называют основные формально-логические законы. Это - закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон  достаточного основания. Их называют основными  потому, что они:

действуют во всяком мышлении;

лежат в основе различных логических операций с понятиями и суждениями;

используются в процессе умозаключений  и доказательств;

отражают важные свойства правильного  мышления: определенность, логическую непротиворечивость, последовательность, обоснованность.

Первые три закона были выявлены и сформулированы древнегреческим  философом Аристотелем, закон достаточного основания - немецким философом XVIII в. Г.В. Лейбницем.

Необходимо иметь в виду, что  выделение четырех формально-логических законов осуществляется только в  традиционной логике, которая и является объектом нашего изучения. Логика же современная (в частности, математическая, символическая) показала, что логических законов  бесконечно много и нет оснований  делить их на основные и второстепенные. Кроме того, построены логические системы, в которых не являются законами, например, закон исключенного третьего (например, интуиционистская логика, некоторые системы многозначной логики), закон противоречия (паранепротиворечивая логика). Однако, абстрагируясь от этого и оставаясь в рамках традиционной логики, обратимся к анализу выделенных формальнологических законов, которые имеют важное значение в мыслительной деятельности людей.

Основные законы логики – это закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Их называют основными, во-первых, потому, что они имеют место в функционировании мышления в какой бы логической форме оно не протекало и какую бы логическую операция не выполняло; и во-вторых, они определяют собой действия других, так называемых, неосновных законов.

Закон тождества. В этом законе выражается коренное свойство правильного мышления: его определенность. Объективным основанием действия этого закона в мышлении выступает качественная определенность самих предметов и явлений. Суть этого закона: одна и та же мысль не может быть сама собой и иной. Иными словами, мысль не может не быть определенной, однозначной, тождественной себе. Его наиболее общая формула: А есть А или А≡А, где «А» – любая мысль.

Как и во всяком законе, в нем  выражается необходимая связь, повторяющаяся  везде и всюду при определенных условиях. Этой связью является отношение  тождества мысли с самой собой: сколько бы раз она не появлялась в рассуждении и в какие бы взаимоотношения не вступала с другими мыслями. Закон тождества универсален в смысле охвата всех без исключения логических форм мышления. Это будет рассмотрено ниже, в соответствующих главах.

Из объективно действующего в нашем  мышлении закона тождества, вытекают определенные требования, формулируемые в логике как логические нормы, правила, необходимые  для соблюдения правильности мыслительного  процесса. Их можно свести к следующим  двум:

Каждое понятие, суждение должно употребляться  в одном и том же определенном смысле и сохранять его в процессе всего рассуждения.

Нельзя отождествлять различные  мысли и нельзя тождественные  мысли принимать за различные.

Когда эти требования нарушаются, то возникают многочисленные логические ошибки (называемые по разному: «смешение понятий», «подмена тезиса» и т.д.), рождающие неопределенность, хаотичность, бессмыслицу в мышлении. Яркие примеры нелогичного, раздвоенного мышления можно найти в произведениях художественной литературы. Возьмите яркую картину вранья Хлестакова, в которой Гоголь показал раздвоенность и бессмысленность его речей; неожиданные переходы в мыслях Алисы и других героев Льюиса Кэрролла в «Приключениях Алисы в стране чудес».

В любой речи – письменной или  устной – следует в соответствии с законом тождества добиваться ясности изложения. Важно соблюдать  требования, вытекающие из закона тождества, в дискуссиях, спорах, договорах  и т.д., чтобы они не оказались  беспредметными. Трудно переоценить  значение требований, вытекающих из закона тождества, в деятельности юриста, когда  необходимо учитывать, что даже в  законодательных актах нередко  встречаются неясности и просто двусмысленности. Последнее неизбежно  ведет к различному толкованию закона и, следовательно, к его неоднозначному применению. Важно выяснение точного  смысла слов, употребляемых обвиняемым, следователем, адвокатом и т.д., не подменять их, иначе цель не будет  достигнута, а дело приостановлено из-за возникших неясностей.

 Закон противоречия. Этот закон выражает такую черту правильного мышления, как его последовательность, непротиворечивость. В этом законе выражается закономерность, действующая в сфере логического противоречия. Логическое противоречие – это две несовместимые, взаимоисключающие мысли об одном и том же объекте, который рассматривается в одно и то же время и в одном и том же отношении. Например: «Марс – планета» и «Марс не является планетой»; «Щедрый человек» и «Скупой человек». Закономерность проявляется в том, что такие мысли не могут быть одновременно истинными. Одна из них необходимо является ложной. Формула этого закона: «Неверно, что А и не - А», где «А» – произвольное высказывание, выражающее любую мысль.

Закон противоречия говорит о противоречащих мыслях, которые объективно не могут  быть вместе истинными – отсюда его название. Но поскольку он отрицает противоречие, объявляет его ошибкой, и тем самым из него вытекает требование непротиворечивости в процессе мышления, то его часто называют законом  непротиворечия. Почему так важно требование непротиворечивости в мышлении человека, в связях между мыслями? Потому, что оно указывает на опасность, связанную в принятием несовместимых мыслей: тот кто допускает противоречие, вводит в свое рассуждение, теорию ложное высказывание, поскольку две несовместимых мысли не могут одновременно быть истинными, одна из них необходимо ложная. Нарушение этого закона ведет к непоследовательным рассуждениям, которые нельзя считать правильными.

Закон тождества. Сущность закона: каждая объективно истинная и логически правильная мысль или понятие о пред мете должны быть определенными и сохранять свою однозначность на протяжении всего рассуждения и вывода. Записывается закон так:

а есть а или а = а (для суждений)

А есть А или А = А (для понятий)

Таким образом, закон тождества  требует, чтобы в процессе определенного  рассуждения всякая мысль была тождественной  самой себе, а разные мысли никогда  не отождествлялись.

Вспомним, что тождество есть примерное  равенство, сходство предметов в  каком-либо отношении. Например, все  жидкости теплопроводны, упруги. В объективной  реальности абсолютного тождества  нет, оно существует в соотношении  с различием. Однако при известных  условиях (в определенных рамках) мы можем отвлечься от существующих различий и фиксировать свое внимание только на тождестве предметов или  их свойств.

Стало быть, все, что может быть предметом нашей мысли, обладает свойством определенности. Всякая, даже внутренне противоречивая вещь, пока она существует как данная вещь, обладает относительной устойчивостью, определенным качеством, в котором  она тождественна сама себе, пока не перейдет в новое качество.

Определенность предметного мира нашла свое отражение в одной  из характерных черт правильного  мышления - в свойстве человеческой мысли вычленять вещи из окружающего  мира и рассматривать их раздельно, аналитически, с учетом выявления  и обобщения их существенных признаков. Без этой способности человека было бы невозможно само наше мышление в  форме понятий. Понятия, как известно, представляют обобщенное отражение  вещей, в них фиксируется общее, устойчивое. Эта специфика понятий  раскрывает реальное содержание закона тождества. До тех пор, пока вещь существует в своем качестве, мы должны и  понятие о ней брать однозначно, в определенном смысле. Предметный мир не остается постоянным, вещи изменяются, но, изменяясь в некоторых свойствах  и отношениях, они все же остаются в пределах своей меры, а следовательно, и понятия о них продолжают сохранять свою устойчивость и однозначность.

В повседневной практике окружающие нас предметы каждый раз рассматриваются  обычно с одной какой-либо стороны, в определенном отношении. Например, мы говорим о конкретном лице, о  данном веществе или естественном процессе, невзирая на изменение их состояний и свойств; об исторически определенном периоде в развитии общества, несмотря на смену поколений и вечную текучесть материальных и духовных условий жизни. При этом возможно отождествление различных мыслей.

В мышлении закон тождества выступает  в качестве нормативного правила (принципа). Он означает, что в ходе рассуждений  нельзя подменять одну мысль другой, одно понятие другим. Нельзя также  тождественные мысли выдавать за противоположные, а противоположные за тождественные.

Закон противоречия. Сущность закона: два несовместимых друг другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них обязательно ложно. Записывается: а не есть не-a.

Данный закон имеет большое  значение в мыслительном процессе. К примеру, римский философ Эпиктет  так обосновывал необходимость  закона противоречия: "Я хотел  бы быть рабом человека, не признающего  закона противоречия. Он велел бы мне  подать себе вина, я дал бы ему  уксуса или еще чего похуже. Он возмутился бы, стал бы кричать, что я даю  ему не то, что он просил. А я  сказал бы ему. Ты не признаешь ведь закон противоречия, стало быть, что вино, уксус, что какая угодно гадость - все одно и то же. Или  так: хозяин велел побрить себя. Я  охватываю ему бритвою ухо  или нос. Опять начинаются крики, но я повторил бы ему свои рассуждения. И все делал бы в таком роде, пока не принудил бы хозяина признать истину, что необходимость непреоборима и закон противоречия всевластен". Смысл этого эмоционального комментария  сводится к идее: из противоречия можно  вывести все, что угодно. Тот, кто  допускает противоречие в своих  рассуждениях, должен быть готов к  тому, что из распоряжения побрить  будет выведена команда отрезать нос и т.п.

Информация о работе Законы и принципы логики. Основные и неосновные законы логики