Закон тождества и его применение в логике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:05, реферат

Описание работы

Итак, следует отдать предпочтение такой точке зрения, что законы логики — это законы правильного мышления человека о мире, а не законы самого мира. Обычно выделяют четыре основных закона мышления: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Целью данной работы является рассмотреть закон тождества и его применение в логике.

Содержание работы

Введение
1. Понятие логического закона
2. Закон тождества и его применение в логике
2.1 Закон тождества
2.2 Виды тождеств
2.3 Применение в логике
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Логика.docx

— 32.91 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Понятие логического  закона

2. Закон тождества и  его применение в логике     

2.1 Закон тождества     

2.2 Виды тождеств     

2.3 Применение в логике

Заключение

Список  использованной литературы 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение       

Независимо  от принятой в той или иной культуре системе логико-семантического анализа  существуют общие законы как принципы, выражающие наиболее важные требования, предъявляемые к мышлению.  
         Логика изучает характер связи мыслей в процессе рассуждения. Различные по своей структуре и степени сложности рассуждения подчиняются разным правилам. Среди них можно выделить основные и производные. Основные правила имеют более общий характер, производные — выводятся из основных. Наряду с этим существует такой тип правил логики, которые можно назвать всеобщими. Обычно такие правила называют законами мышления. Под законом вообще имеют в виду внутреннюю, необходимую и существенную связь явлений. Законы мышления представляют собою операциональные директивы мышления. Происхождение данных законов обязано рациональной активности субъекта. Выраженная в правилах, нормах, рекомендациях, целесообразная активность находит свое воплощение в принципах, имеющих всеобщий характер. В отличие от законов естествознания, которые описывают связь явлений природы, многократно повторяемую в идентичных условиях, законы мышления предписывают определенные способы интеллектуальной деятельности. Цель законов логики — сформулировать основания правил и рекомендаций, следуя которым, можно достичь истины. Поэтому законы мышления не являются законами в том смысле, в котором указанный термин используется для описаний явлений природы. С другой стороны, существуют социальные законы: юридические акты, государственные указы и т.п. Они устанавливаются людьми и имеют исторический характер. Законы мышления в отличие от них имеют внеисторический, внеклассовый, общечеловеческий характер.       

Итак, следует отдать предпочтение такой  точке зрения, что законы логики — это законы правильного мышления человека о мире, а не законы самого мира.  
Обычно выделяют четыре основных закона мышления: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания.   
         Целью данной работы является рассмотреть закон тождества и его применение в логике.       

1. Понятие  логического закона

Законы логики известны еще  с античных времен — закон тождества, непротиворечия и исключенного третьего. Все они были открыты Аристотелем. Закон достаточного основания был открыт Лейбницем. Они имеют большое значение для науки, являются столпами логики, ибо без этих законов логика немыслима.

Логические законы — это  объективно существующие и необходимо применяемые правила построения логического мышления.

Закон мышления  - это необходимая, существенная, устойчивая связь между мыслями.

Наиболее простые и необходимые  связи между мыслями выражаются формально-логическими законами тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания. Эти законы в логике играют особо важную роль, являются наиболее общими, лежат в основе различных логических операций с понятиями, суждениями и используются в ходе умозаключений и доказательств. Первые три закона были выявлены и сформулированы Аристотелем. Закон достаточного основания сформулирован Лейбницем. Законы логики являются отражением в сознании человека определенных отношений между предметами объективного мира.       

Формально-логические законы не могут быть отменены или заменены другими. Они имеют общечеловеческий характер: они едины для всех людей  различных рас, наций, классов, профессий. Эти законы сложились в результате многовековой практики человеческого  познания при отражении таких  обычных свойств вещей, как их устойчивость, определенность, несовместимость  в одном и том же предмете одновременного наличия и отсутствия одних и тех же признаков. Законы логики – это законы правильного мышления, а не законы самих вещей или явлений мира.       

Кроме этих четырех формально-логических законов, отражающих важные свойства правильного  мышления, - определенность, непротиворечивость, четкость мышления выбор «или – или» в определенных «жестких» ситуациях, - существует много других формально-логических законов, которым должно подчиняться правильное мышление в процессе оперирования правильными отдельными формами мышления (понятиями, суждениями, умозаключениями).       

Законы  логики функционируют в мышлении в качестве принципов правильного рассуждения в ходе доказательства истинных суждений и теорий и опровержения не правильных теорий.

 

Как уже было сказано выше, законы логики представляют собой своеобразный фундамент науки логики. Все, что  есть в ней, основано на этих основополагающих правилах. Иногда их называют еще принципами, а их применение распространено повсеместно. Сознательно или бессознательно, но каждый человек в повседневной жизни — на работе, отдыхе, в магазине или на улице применяет логические законы на практике. Иногда высказывания, случайно или намеренно, не подчиняются  логическим законам. Чаще всего это  сразу заметно и, как говорится, «бросается в глаза». Поэтому многие люди и говорят о бесполезности  логики как науки — ведь всегда понятно, когда человек строит свое суждение неверно. Однако не стоит забывать, что, помимо повседневной жизни, где  достаточно логики обывательской, есть наука, которая характеризуется  более высоким уровнем познания. Именно здесь и необходима точность, правильность мышления. То, что можно  простить в простом разговоре, недопустимо  в научной дискуссии. И по этому  поводу не должно быть никаких сомнений. Достаточно на минутку представить  себе проектировщика атомных электростанций, который на глаз рисует схемы, и важность логических законов становится очевидной.      

 

 

         2. Закон  тождества и его применение  в логике      

2.1 Закон  тождества      

Первый и наиболее важный закон логики — это закон тождества, который был сформулирован Аристотелем  в трактате «Метафизика» следующим  образом: «…иметь не одно значение — значит не иметь ни одного значения; если же у слов нет значений, тогда  утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности — и с самим собой; ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить что-нибудь одно». Можно было бы добавить к этим словам Аристотеля известное утверждение о том, что мыслить (говорить) обо всем — значит не мыслить (не говорить) ни о чем.

Закон тождества утверждает, что любая мысль (любое рассуждение) обязательно должна быть равна (тождественна) самой себе, т. е. она должна быть ясной, точной, простой, определенной. Говоря иначе, этот закон запрещает путать и подменять понятия в рассуждении (т. е. употреблять одно и то же слово в разных значениях или вкладывать одно и то же значение в разные слова), создавать двусмысленность, уклоняться от темы и т п.

В мышлении закон  тождества выступает в качестве нормативного правила (принципа).

Он означает, что  в ходе рассуждений нельзя подменять  одну мысль другой, одно понятие другим. Нельзя также тождественные мысли выдавать за противоположные, а противоположные за тождественные.  

Закон тождества  предъявляет к мыслительному  процессу человека следующие требования.  

Во-первых, в процессе рассуждения мысль должна быть тождественна самой себе (т.е. тождество предмета мысли). Отсюда следует, что двусмысленность предмета в ходе логических рассуждений недоступна. Вот почему весьма важно, чтобы в дискуссии, научной полемике понятия употреблялись в одном и том же смысле. В мышлении нарушение закона тождества проявляется тогда, когда человек дискутирует не по обсуждаемой теме, а произвольно подменяет один предмет обсуждения другим, употребляет понятия не в том смысле, в каком это принято. Нередко, например, в повседневной жизни материалистом считают человека прагматичного, тяготеющего к наживе, к личному обогащению, а идеалистом - человека, верящего в идеалы, живущего во имя высокой цели и т.д. Между тем, как известно, в философии материалистом принято считать тех людей, кто первичным считает материю, а вторичным сознание.

Таким образом, мышление будет логичным и истинным при  таком условии, когда в ходе рассуждения каждое понятие будет мыслиться в строго определенном значении.  

Зачастую в процессе дискуссий, обсуждений проблемы спор по существу подменяют споры о словах. Нередко люди говорят о различных вещах, полагая, что они имеют в

виду один и тот же предмет  или событие. Логическая ошибка нередко  совершается при употреблении людьми омонимов, т.е. слов, имеющих двойное значение

("содержание", "пол", "следствие" и т.п.). Например: "студенты прослушали разъяснение преподавателя"; "Из-за рассеянности шашист не раз терял очки на спартакиаде". 

Логические ошибки подобного рода, нередко встречающиеся  при нарушении данного закона, принято называть подменой или смешением понятий. Подобные ошибки генетически имеют субъективные корни. Подмена понятий происходит часто из-за неточного знания или просто незнания содержания употребляемых понятий, кроме того, человеку нередко представляется, что между употребляемыми понятиями нет никакого различия, а в действительности они содержат различную смысловую нагрузку и не могут быть тождественны смыслу предлагаемого рассуждения.  

Во-вторых, в процессе рассуждения о каком-либо предмете, нельзя подменять этот предмет другим.

 

Необходимо отметить, что при нарушении закона тождества возникает нередко и другая ошибка, которую в логике принято характеризовать подменой тезиса. В процессе доказательства или опровержения выдвинутый тезис часто сознательно или несознательно подменяется другим. В научных спорах и творческих дискуссиях это проявляется в приписывании оппоненту того, чего он в действительности не говорил.

Такие приемы ведения  дискуссий недопустимы как с  научной, так и с этической стороны.  

Вместе с тем  следует подчеркнуть один важный аспект. Он связан с тем, что закон тождества позволяет в ходе рассуждения осуществлять не подмену, а замену предмета мысли. Это означает переход от обсуждения одной проблемы к другой. При этом переход к другому вопросу не должен подменять содержание предыдущего. Это

положение имеет важное значение для практической деятельности людей, в том числе в сфере экономической и юридической.  

Закон тождества  вовсе не требует, чтобы мир предметов  и явлений оставался

застывшим, неизменным. Он не может этого требовать в силу того, что по своей

природе законы логики правомерны только в сфере мышления. Всякая же попытка

распространить требования данного закона (как и других) формальной логики на

внешний мир является искажением ее задач и законов мышления.  

Таким образом, в  мышлении закон тождества выступает  в качестве нормативного правила. Реализуясь в нормах и принципах мыслительной деятельности, данный закон требует исключения в ходе рассуждений произвольного изменения предмета мысли, подмены мысли о предмете.           
  
         

2.2  Виды тождеств      

1.Абстракция состоит в отвлечении от контекстно-несущественных свойств понятий, построение собирательного объекта и установление соответствия между ним и множеством предметов, т.е. означает расширение. Этот принцип имеет самостоятельное методическое и естественно-познавательное значение, например, когда зиму отождествляют с временами года, уголь и мел – с минералами, букву и число – со значением переменной; он заранее предполагает различие между конкретным и абстрактным.      

И. Ньютон сделал вывод о том, что  сила взаимного тяготения тождественна силе тяжести, действующей между  всеми телами.      

Идентификация решает обратную задачу – распознавания, конкретизации, выделения характерных свойств  исходного объекта и построение методов, которые позволяют отличить его от сходных.       

Так, ускорение свободного падение тождественно с величиной 9,81 м/сек2. Примером такого рода может служить и демьянова уха, которая в качестве наименования пищевого продукта идентифицирует содержимое ложки и чашки, а в качестве названия произведения и ее автора – А.И. Крылова; также она абстрагирует объект-жанр – басня. Таким образом, отождествляются: ложка и чашка с демьяновой ухой, «Демьянова уха» с А.И. Крыловым и басней.       

2.Подражание  представляет собой отождествление объектов по признакам близости их свойств с уникальным объектом-эталоном. Эта разновидность идентификации связана с широким кругом предметных понятий, вроде – стандарта или шаблона, соответствующих стереотипу равенства искусственных и естественных копий, а также подходам моделирования и аналогий; она требует обоснования своих методов. Его примерами служат: тиражирование изданий информационных оригиналов, однотипная продукция предприятия-производителя и др.      

Современное знание использует целый ряд идентификаторов  физического лица (фотография, фамилия, имя, отчество, личная подпись, идентификационный  код и др.), наиболее совершенный  из них – это признак структуры  ДНК и соответствующий метод  анализа. Человек часто отождествляет  «себя с собой» в прошлом, вроде: если бы молодость знала, если бы старость могла; или с авто-прототипом литературного  героя, но иногда – и с субкультурными стереотипами.

         3.Равенство самому себе.  

                                   3. Применение в логике

Тождество есть равенство, сходство предметов в каком-либо отношении. В мышлении закон тождества  выступает в качестве нормативного правила (принципа). Он означает, что  нельзя в процессе рассуждения подменять  одну мысль другой, одно понятие  – другим. Нельзя тождественные  мысли выдавать за различные, а различные – за тождественные.

Информация о работе Закон тождества и его применение в логике