Влияние логики на стиль и язык нормативно – правовых актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 11:00, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы – показать, какую роль играет логика в структуре нормативно – правовых актов.
Исходя из намеченной цели, задачи работы состоят в следующем:
- рассмотреть цели законодательной техники;
-раскрыть и проанализировать значение логики в создании нормативно – правовых актов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
3
1
Законодательная техника………………………………………………….
4
2
Логика и структура нормативно–правовых актов ………………………
6
2.1
Регулятивная направленность логики законов….………………………
7
2.2
Логическое единство……………………………………………………….
9
2.3
Логическая системность…………………………………………………...
11
2.4
Логическая последовательность…………………………………………..
12
3
Влияние логики на стиль и язык нормативно – правовых актов…….
13

Заключение…………………………………………………………………
14

Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

ЛОГИКА.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Создание подобных законов иногда бывает неизбежным (межинституциональное и межотраслевое законодательство), но оно допустимо только в смежных отраслях и институтах (например, на стыке гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права по общим вопросам этих отраслей существует Федеральный закон "Об исполнительном производстве"), и злоупотребление такими актами может отрицательно сказаться на единстве механизма правового регулирования этого акта, вызвать путаницу в его методах.

Логическое единство является своего рода продолжением такой характеристики права вообще, как системность. Будучи составной частью, элементом единой системы права, нормативно-правовой акт может выступать в качестве эффективного инструмента нормативно-правового воздействия только как самостоятельный и логически целостный, неделимый механизм.

2.3. Логическая системность.

В качестве третьего логического требования к закону можно выделить его логическую системность и завершенность, что выступает как продолжение его логического единства. Системность нормативно-правового воздействия, являющаяся залогом ее эффективности, предполагает системный характер воздействия каждого конкретного нормативно-правового акта. Каждый закон должен представлять собой самостоятельную законченную систему, определяющую поведение индивидов и их групп. Системность его воздействия означает наличие определенной внутренней структуры, имеющей целью упорядочить, уложить в определенные логические этапы процесс правового регулирования и тем самым оптимизировать его регулятивную эффективность8.

Логическая системность и законченность закона предполагает в обязательном порядке изложение в законодательстве всех трех элементов нормы права: гипотезы, диспозиции и санкции. Законченное отражение в законодательстве всех этих трех составляющих является необходимым условием действенности нормативно-правовых предписаний, посвященных выражению и формальному закреплению нормы права. При этом вовсе не обязательно выражение всех трех элементов в одном нормативно-правовом акте, но в законодательстве вообще они должны найти отражение. Норма права, нашедшая отражение в конкретном нормативно-правовом акте, должна быть изложена полностью, в противном случае ни один из законов или подзаконных актов, являющихся ее источниками, полноценно действовать не будет. Такие законы просто не могут рассматриваться как полноценные регуляторы общественных отношений, даже если субъекты правового регулирования захотят подчинить содержащимся в них требованиям свое поведение, они просто не всегда смогут это сделать. Незаконченное, структурно-логически ущербное нормативно-правовое предписание воздействует на поведение людей однобоко, некомплексно, фрагментарно, а потому - с недостаточной эффективностью9.

2.4. Логическая последовательность.

 В качестве следующего требования к логике закона можно выделить логическую последовательность изложения нормативно-правовых предписаний. Регулятивные возможности нормативно-правового акта во многом зависят от того, в какой последовательности изложены его положения, как они между собой связаны. Логически правильно изложенные, связанные между собой по смыслу требования позволяют более полно и точно понять их, оказывая более эффективное психологическое воздействие. Этот принцип предполагает гармоничное согласование всех правовых требований, выражаемых в нормативно-правовом акте, выражение их в определенной последовательности и во взаимосвязи между собой. Закон представляет собой единую по смыслу конструкцию. Статьи и их пункты, главы, разделы и другие составные части нормативно-правового акта должны вытекать друг из друга, каждая структурная составляющая закона или подзаконного акта должна быть органически связана с другими, проистекать из них и дополнять их. "Иначе говоря, закон должен представлять собой целостную систему, каждый элемент которой дополняет, конкретизирует или развивает предыдущий и одновременно служит основой для развертывания положений последующих элементов"10.

Эти требования к построению нормативно-правового акта во многом определяют его структуру, порядок изложения в нем требований, являющихся проявлением нормы права.

 

 

3. Влияние логики на стиль  и язык нормативно – правовых  актов.

Основополагающие требования к логике закона определяют такую важнейшую его характеристику, как стиль.

В качестве необходимого условия к стилю закона можно выделить логическую полноту и законченность текста. Нормативно-правовое предписание должно быть по смыслу целостно выражено и не оставлять возможности для дополнения акта путем, если можно так выразиться, домысливания невыраженных положений нормы права, осуществляемого в форме расширительного толкования, основанного на аналогии. В законе должны найти место все без исключения атрибуты законченных фраз, положений и правил, субъект правоотношений не должен нуждаться в разъяснении смысла выраженной в законодательстве правовой нормы.

Логическая целостность текста означает подробное изложение нормативно-правовых предписаний таким образом, чтобы их смысл был доступен целиком, без необходимости "додумывать" его.

Требования к логике и стилю закона напрямую влияют на язык законотворчества.

Язык законодательства заметно отличается от общепринятого обиходного языка. Мало он похож и на классический литературный язык. Несмотря на то, что в правовой науке постоянно отмечалось и отмечается, что законы надлежит писать обычным, доступным для понимания простых людей языком, в ходе создания системы законодательства используется совершенно специфичная система терминов, обуславливающая особый характер языка закона. Однако обиходный язык в силу своей многозначности и образности далеко не всегда подходит для полноценного формального выражения нормативно-правовых предписаний. Главная причина этого - возможность нескольких значений у одного и того же слова и словосочетания, а также индивидуальность его воздействия11.

Заключение

Законодательная техника представляет собой достаточно сложную систему требований к официальным реквизитам, структуре, содержанию нормативного правового акта, системным связям норм как внутри самого закона, так и с другими законодательными актами.

Собдюдение логики закона необходимо для соблюдения связей между составными частями нормативно - правового акта.

 Статьи и их пункты, главы, разделы и другие составные части нормативно-правового акта должны вытекать друг из друга, каждая структурная составляющая закона или подзаконного акта должна быть органически связана с другими, проистекать из них и дополнять их. Только в таком случае закон будет эффективным и результативным. Насколько они логично связаны и последовательны, настолько единообразно применение юридических понятий и терминов

Отступление от правил законодательной техники, русского литературного языка и формальной логики при подготовке закона неизбежно порождает законотворческие ошибки, в результате которых возникают пробелы или противоречия, нечеткие или неясные правовые предписания. Закон, содержащий многочисленные законотворческие ошибки, породит ошибки при его исполнении либо станет "мертвым"12.

Для того, чтобы избежать подобных ошибок, необходимо соблюдать логическое единство, системность и логическую последовательность изложения нормативно – правовых требований. Логически правильно изложенные, связанные между собой по смыслу требования позволяют более полно и точно понять их, оказывая более эффективное психологическое воздействие.

 

 

 

Список использованных источников

  1. Власенко Н.А. Неопределенность в праве: природа и формы выражения //Журнал российского права.- 2013.- № 2.- С. 32 - 44
  2. Законодательная техника: Научно-практическое пособие /Под ред. Ю.А. Тихомирова.- М.: Городец.- 2000.- 272 с.
  3. Керимов Д. А. Законодательная техника. Научно-методическое и учебное пособие. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА·М).- 2000.- 127 с.
  4. Надеев Р.А. Законотворческие ошибки //Российская юстиция.- N 5.- 2001.- С. 20 - 22
  5. Российская юридическая энциклопедия /Авт. кол. : Т. Е. Абова, С. А. Авакьян, Г. Д. Алексеев ; Гл. ред. А. Я. Сухарев. -М. :Инфра – М.- 1999. – 1100 с.
  6. Чухвичев Д.В. Логика, стиль и язык закона //Право и политика.- 2005.-N 2.- С. 140-151
  7. Язык закона /Под ред. А. С. Пиголкина. - М.: Юрид. лит.-1990.- 200 с.

 

1 Керимов Д.А. Законодательная техника.- М.- 2000.- С. 55.

2Чухвичев Д.В. Логика, стиль и язык закона //Право и политика.-2005.-№ 2.- С. 142

 

3 Российская юридическая энциклопедия. - М.: Юрид. лит.-1990.- 200 .- С. 181.

4 Язык закона /Под ред. А. С. Пиголкина. - М.: Юрид. лит.- 1990.- С. 10

5 Законодательная техника /Под ред. Ю.А. Тихомирова. М.: Городец.- 2000.- С. 9

6 Власенко Н.А. Неопределенность в праве: природа и формы выражения //Журнал российского права.- 2013.- N 2.- С. 38

7 Чухвичев Д.В. Логика, стиль и язык закона //Право и политика.- 2005.-N 2.- С. 148

 

8 Чухвичев Д.В. Логика, стиль и язык закона //Право и политика.- 2005.- № 2.- С. 150

 

9Чухвичев Д.В. Логика, стиль и язык закона//Право и политика.- 2005.- № 2.- С. 151

10 Керимов Д.А. Законодательная техника. М.- 2000.- С. 60

11 Керимов Д.А. Законодательная техника. М.- 2000.- С. 64

12 Надеев Р.А. Законотворческие ошибки //Российская юстиция.- № 5.- 2001.- С. 21  

 


 



Информация о работе Влияние логики на стиль и язык нормативно – правовых актов