Виды понятий по их объему

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 04:32, контрольная работа

Описание работы

Первая и наиболее простая форма мышления — это понятие. В качестве составной части оно входит в другие, более сложные формы мышления — суждение и умозаключение. Понятием называется форма мышления, которая обозначает собой какой-либо объект или его свойство1. В окружающем нас мире существует бесконечное множество различных объектов и свойств, а в нашем сознании они отражаются в виде понятий. Так, например, мы называем один предмет «горой», другой — «небесным телом», третий — «растением»; одно свойство или признак мы называем «мужеством», другое — «хитростью» и т.д. и т.п. Поэтому можно сказать, что понятия — это мысленные названия объектов или, говоря условно, «имена вещей».

Содержание работы

1.
Виды понятий по их объему………..………………………………………..
3
2.
Практическое задание………………..………..……………………………..
10
Список использованной литературы…………………………………………...
11

Файлы: 1 файл

Логика.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)


                                                                                                                                                    2  

Содержание

 

1.

Виды понятий по их объему………..………………………………………..

3

2.

Практическое задание………………..………..……………………………..

10

Список использованной литературы…………………………………………...

11


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды понятий по их объему

 

Первая и наиболее простая форма мышления — это понятие. В качестве составной части оно входит в другие, более сложные формы мышления — суждение и умозаключение. Понятием называется форма мышления, которая обозначает собой какой-либо объект или его свойство1. В окружающем нас мире существует бесконечное множество различных объектов и свойств, а в нашем сознании они отражаются в виде понятий. Так, например, мы называем один предмет «горой», другой — «небесным телом», третий — «растением»; одно свойство или признак мы называем «мужеством», другое — «хитростью» и т.д. и т.п. Поэтому можно сказать, что понятия — это мысленные названия объектов или, говоря условно, «имена вещей».

Любое понятие выражается в слове или словосочетании, например: «дом», «осенний лист», «первый президент Америки» и т.п. Каждое понятие имеет содержание и объем. Содержанием являются все те признаки, с помощью которых данное понятие определяется. Объем же составляют предметы, охваченные им. Содержание и объем - две стороны понятия, они каждая по-своему определяют его взаимоотношения с другими понятиями.

Таким образом, различие между объёмом понятия и содержанием  понятия сводится к следующему: объём  понятия означает ту совокупность предметов, к которым должно прилагаться  данное понятие, а содержание обозначает те признаки, которые приписываются тому или другому понятию.

В логике давно было отмечено твердое соотношение, определяющее связь объема и содержания. Кратко этот закон формулируется так: чем  богаче содержание, тем меньше объем  и наоборот2.

В зависимости от содержания и объема все понятия делятся на конкретные виды. Для наглядности представим их в виде схемы (рисунок 1), а затем последовательно рассмотрим более подробно виды понятий по объему3.

 

Рисунок 1. Виды понятий

 

Единичными называются понятия, в которых мыслится один предмет (например, "великий русский писатель Александр Николаевич Островский", "Организация Объединенных Наций", "столица России" и другие).

Общим называется понятие, в котором мыслится множество  предметов (например, "столица", "государство", "правовед", "экономист" и другие). Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в них предметов подается учету, регистрации (например, "участник Великой Отечественной войны", "народный депутат России" и другие). Нерегистрирующим называется общее понятие, относящееся к неопределенному числу предметов (например, "человек", "философ", "ученый" и другие). Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

Нулевыми (пустыми) называются понятия, объемы которых представляют собой классы реально не существующих предметов и существование которых в принципе невозможно: "вечный двигатель", "русалка", "леший" и др.). От нулевых следует отличать понятия, отражающие предметы, которые реально не существуют в настоящее время, но существовали в прошлом или существование которых возможно в будущем: "древнегреческий философ", "термоядерная электростанция". Такие понятия не являются нулевыми.

Так как все предметы мира находятся  во взаимодействии и взаимообусловленности, то и понятия, отражающие предметы мира, также находятся в определенных отношениях. Конкретные виды отношений устанавливаются в зависимости от содержания и объема понятий, которые сравниваются.

Если понятия не имеют общих  признаков, далеки друг от друга по своему содержанию, то они называются несравнимыми (например, "симфоническая музыка" и "солнечное затмение", "воздушное пространство" и "библиотека"). Сравнимыми называются понятия, имеющие общие признаки (например, "язык" и "иностранный язык", "экономист" и "работник банка"). Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые и несовместимые (рисунок 2)4.

 

Рисунок 2 – Отношения  между сравниваемыми понятиями

Совместимые – это такие понятия, объемы которых совпадают полностью или частично. Несовместимые – это понятия, объемы которых не совпадают ни в одном элементе. Отношения между понятиями принято иллюстрировать с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия , а каждая точка - предмет, входящий в его объем. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношения между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения.

В отношениях тождества находятся понятия, которые различаются по своему содержанию, но объемы которых совпадают. В таких понятиях мыслится один предмет или класс однородных предметов. Однако содержание таких понятий различно, так как каждое из них отражает только определенную сторону (признак) данного предмета или класса однородных предметов (рисунок 3). Например, "автор рассказа "Человек в футляре" и "автор рассказа "Каштанка".


 

 

Рисунок 3 – Графическое  обозначение тождества понятий

 

В отношении пересечения находятся понятия, у которых объемы частично совпадают. Содержание этих понятий различно (рисунок 4). Например, пересекающимися понятиями являются "студент" и "филателист" (А и В): не все студенты являются филателистами, и не все филателисты - студенты. В совместившейся (заштрихованной) части кругов мыслятся те студенты, которые являются филателистами.


 

 

 

Рисунок 4 – Графическое  обозначение пересечения понятий

В отношении подчинения находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть. В таком отношении, например, находятся понятия "герой" (А) и "театральный герой" (В) на рисунке 5. Объем первого понятия шире объема второго понятия: кроме театрального героя существуют и другие виды: герой литературный, художественный, телеэкрана, кинематографический и другие. Понятие "театральный герой" полностью входит в объем понятия "герой".


 

 

 

Рисунок 5 – Графическое  обозначение подчинения понятий

 

При иллюстрации отношений  между несовместимыми понятиями  возникает потребность во введении более широкого по объему понятия, которое  включало бы объемы несовместимых понятий.

В отношении соподчинения находятся два или более неперекрещивающихся понятий, принадлежащих общему родовому понятию. Соподчиненные понятия (В и С)- это виды одного рода (А), у них общий родовой признак, но видовые признаки различны. Например, "должностное преступление" (А), "взятка" (В), "растрата" (С).


 

 

 

Рисунок 6 – Графическое  обозначение соподчинения понятий

 

В отношении противоположности (контрарности) находятся понятия, которые являются видами одного и того же рода, и притом одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет их другими, исключающими (т.е. противоположными признаками), как показано на рисунке 7. Например, "демократическое государство" и "тоталитарное государство" (А и В), "свой" и "чужой", "храбрость" и "трусость" и т.д. Слова, выражающие противоположные понятия, являются антонимами. Объемы противоположных понятий составляют в своей сумме лишь часть объема общего для них родового понятия.


 

 

 

Рисунок 7 – Графическое  обозначение противоположности  понятий

 

В отношении противоречия находятся такие два понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никакими другими признаками. Например, "знающий философию" и "незнающий философию", "друг" и "недруг" и т.д. Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются. Таким образом, уяснение логической структуры понятия, раскрытие их видов и отношений между сравнимыми понятиями дает возможность перейти к рассмотрению логических действий, или операций, над понятиями.


 

 

 

 

 

Рисунок 8 – Графическое  обозначение противоречия понятий

 

Подведем итог. Понятие — это форма мышления, которая представляет какой-либо объект или его признак5. Понятие характеризуется объемом (количество объектов, охватываемых понятием) и содержанием (наиболее важные признаки объекта, представленного понятием). По объему понятия бывают единичными, общими и нулевыми. Понятия с ясным содержанием и четким объемом называются определенными, а — с неясным содержанием и нечетким объемом — неопределенными. Объемы понятий, отношения между которыми изображаются круговыми схемами Эйлера, могут быть совместимыми и несовместимыми. Совместимые понятия могут находиться в отношениях равнозначности, пересечения и подчинения; а несовместимые — в отношениях соподчинения, противоположности и противоречия.

Понятия играют важную роль как в науке, так и в повседневной практике. Особое внимание во многих сферах человеческой деятельности (в науке, в различных областях права, в медицине и т.д.) обращается на точность используемой терминологии. Для достижения этой цели четко фиксируются смыслы употребляемых терминов, т.е. понятия о предметах, репрезентируемых (представляемых) данными терминами. Адекватное понимание различных контекстов языка предполагает точное знание того, о каких типах объектов в них идет речь, т.е. знание понятий, связываемых с языковыми выражениями в этих контекстах.

 

  1. Практическое задание

 

Сохраняет ли тождество суждения, если выделенное понятие заменить понятием, заключенным в скобках.

  1. В случае недостижения соглашения по вопросу о процедуре расследования стороны по взаимной договоренности выбирают арбитра, который решает вопрос о процедуре (третейский судья, посредник)
  2. Новиков был убежден, что осмеяние порока уменьшает его силу больше, нежели нравоучение (поучения, наставления, мораль, проповедь, нотация)
  3. Имущество, принадлежащее супругам до вступления в брак, остается их раздельным имуществом (собственность, достояние, добро)
  4. За время службы в органах милиции младший лейтенант Гусев проявил себя инициативным работником (энергичным, активным, деятельным)
  5. Виновность Мухина установлена содержащимися в деле доказательствами (основания, доводы)

 

Решение

 

Закон тождества – закон, согласно которому всякое понятие или суждение в процессе некоторого рассуждения должно оставаться тождественным самому себе. Иными словами, в процессе рассуждения нельзя произвольно изменять содержание некоторого понятия, того или иного термина или смысл некоторого высказывания. В современной логике закон тождества трактуется так: всякое высказывание влечет само себя. Каждое высказывание является необходимым и достаточным условием своей истинности.

Таким образом, тождество в задании сохраняют все суждения.

 

Список использованной литературы

 

  1. Гусев Д.А. Логика. Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  2. Иванов Е.А. Логика: Учебник для юридических вузов. – М.: Бек, 2005
  3. Ивлев Ю. В. Логика для юристов. – М.: Дело, 2001
  4. Матерна П. Понятие понятия // Логические исследования. Вып.2. - М.: Наука, 1993. - С. 82–89.
  5. Рузавич Г. И. Логика. – М.:  ЮНИТИ – ДАНА, 2002
  6. Челпанов Г. И. Учебник логики. – М.: 2004

 

1  Гусев Д.А. Логика. Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004, стр. 147.

2  Челпанов Г. И. Учебник логики. – М.: 2000, 151 стр.

3  Иванов Е.А. Логика: Учебник для юридических вузов. – М.: Бек, 2005, стр. 68

4  Ивлев Ю. В. Логика для юристов. – М.: Дело, 2001, стр. 89

5 Рузавич Г. И. Логика. – М.:  ЮНИТИ – ДАНА, 2002, стр. 127


Информация о работе Виды понятий по их объему