Теоретическое и практическое значение логики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 17:52, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение особенностей теоретического и практического значения логики.

Содержание работы

Введение 3
1. История логики 4
1.1. Логика и творчество 9
1.2. Значение логики 10
2. Предмет и значение логики 12
3. Формы познания 13
3.1. Формы чувственного познания 13
3.2. Формы абстрактного мышления 16
3.3. Особенности абстрактного мышления 18
Заключение 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Теоретическое и практическое значение логики.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

     Путем чувственного отражения мы познаем  явление, но не сущность, отражаем отдельные  предметы во всей их наглядности. Законы мира, сущность предметов и явлений, общее в них мы познаем посредством  абстрактного мышления - более сложной  формы познания. Абстрактное, или рациональное, мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Переход от чувственного познания к абстрактному мышлению представляет собой скачок в процессе познания. Это - скачок от познания фактов к познанию законов.

3.2. Формы абстрактного  мышления

 

     Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

     Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов1. Понятия в языке выражаются отдельными словами (“портфель”, “трапеция”) или группой слов, т. е. словосочетаниями (“студент медицинского института”, “производитель материальных благ”, “река Нил”, “ураганный ветер” и др.).

     Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными. Например:

     “Саранча  опустошает поля” - простое суждение, а суждение “Наступила весна, прилетели грачи” - сложное, состоящее из двух простых12.

     Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение. Видов умозаключений много; их изучает логика. Приведем два примера:

     Все металлы - вещества

           Литий-металл.

     ____________________

           Литий - вещество

_________________________________ 

Однородные - в смысле входящие в один класс  по фиксированному классообразующему признаку.

     Первые  два суждения, написанные над чертой, называются посылками, третье суждение - заключением.

     Растения  делятся или на однолетние или  на многолетние.

     Данное  растение является однолетним.

     ______________________________________

     Данное  растение не является многолетним.

     В процессе познания мы стремимся достичь  истинного знания. Истина есть адекватное отражение в сознании человека явлений  и процессов природы, общества и  мышления.

     Истинность  знания есть соответствие его действительности. Законы науки представляют собой истину. Истину могут дать нам и формы чувственного познания - ощущения и восприятия. Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности, к Аристотелю.

     Как отличить истину от заблуждения? Критерием истины является практика. Под практикой понимают всю общественную и производственную деятельность людей в определенных исторических условиях, т.е. это материальная, производственная деятельность людей в области промышленности и сельского хозяйства, а также политическая деятельность, борьба за мир, социальные революции и реформы, научный эксперимент и т. д.

     “...Практика человека и человечества есть проверка, критерий объективного познания”. Так, прежде чем пустить машину в массовое производство, ее проверяют на практике, в действии, самолеты испытывают летчики-испытатели, действие медицинских препаратов сначала проверяют на животных, потом, убедившись в их пригодности, используют для лечения людей. Прежде чем послать в космос человека, советские ученые провели серию испытаний с животными13.

3.3. Особенности абстрактного  мышления

 

     С помощью рационального (от лат. ratio - разум) мышления люди открывают законы мира, обнаруживают тенденции развития событий, анализируют общее и особенное в любом предмете, строят планы на будущее и т. д. Выделяют следующие особенности абстрактного мышления:

     1. Мышление отражает действительность в обобщенных формах. В отличие от чувственного познания абстрактное мышление, отвлекаясь от единичного, выделяет в сходных предметах только общее, существенное, повторяющееся (например, выделяя общие признаки, присущие всем инертным газам, мы образуем понятие “инертный газ”). С помощью абстрактного мышления создаются научные понятия (именно так были созданы следующие понятия: “материя”, “сознание”, “движение”, “государство”, “наследственность”, “ген” и др.).

     2. Абстрактное мышление - форма опосредованного отражения мира. Человек может получать новую информацию без непосредственной помощи органов чувств, лишь на основе имеющихся у него знаний (например, по уликам юристы судят о происшедшем преступлении, строят свои умозаключения и выдвигают различные версии о предполагаемом преступнике или преступниках).

     3. Абстрактное мышление - процесс активного отражения действительности. Человек, определяя цель, способы и ставя сроки осуществления своей деятельности, активно преобразует мир. Активность мышления проявляется в творческой деятельности человека, его способности к воображению, в научной, художественной и другой фантазии14.

     4. Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык - способ выражения мысли, средство закрепления и передачи мыслей другим людям. Познание направлено на получение истинного знания, к которому приводит как чувственное познание, так и абстрактное мышление. Мышление представляет собой отражение объективной реальности. 

 

 Заключение

 

     Как и математика, логика не является эмпирической, опытной наукой. Но стимулы к развитию она черпает из практики реального  мышления. А Изменение последней  так или иначе ведет к изменению самой логики.

     В общем и целом развитие логики всегда было связано с теоретическим  мышлением своего времени и прежде всего с развитием науки. Конкретные рассуждения дают логике материал, из которого она извлекает то, что  именуется логическим законом, формой мысли и т.д. Теории логической правильности оказываются в итоге очищением, систематизацией и обобщением практики мышления.

     Современная логика с особой наглядностью подтверждает это. Она активно реагирует на изменения в стиле и способе  научного мышления, на осмысление его особенностей в теории науки. Сейчас логическое исследование научного знания активно ведется в целом ряде как давно освоенных, так и новых областей. Можно выделить четыре основных направления этого исследования: анализ логического и математического знания, применение логического анализа к опытному знанию, применение логического анализа к оценочно-нормативному знанию, применение логического анализа в исследовании приемов и операций, постоянно используемых во всех сферах научной деятельности.

     Логика  не только используется в исследовании научного познания, но и сама получает мощные импульсы для развития в результате воздействия своих научных приложений. Имеет место именно взаимодействие логики и науки, а не простое применение готового аппарата логики к некоторому внешнему для него материалу. 

 

 Список литературы

 
 
  1. Галкина-Федорук  Е.М. Суждение и предложение. М., 2005.
  2. Дроздов А.В. Вопросы классификации суждений. Л., 2006.
  3. Зыков П.Г. Суждение. М., 2001.
  4. Клини С. К. Математическая логика Л., 2003
  5. Лиманов В.С. Логическая природа суждений. Л., 2000.
  6. Попов П.С. Суждение. М., 2007.
  7. Таванец П.В. Вопросы теории суждений. М., 2005.
  8. Энциклопедия философских наук. М., 1995. Т. 1.

Информация о работе Теоретическое и практическое значение логики