Средневековая логика. Дунс Скот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:28, реферат

Описание работы

Последний и самый оригинальный представитель золотого века средневековой схоластики и в некоторых отношениях предвестник иного мировоззрения, францисканский богослов, философ, деятельность которого протекала на рубеже XIII и XIV веков. Иоанн Дунс Скот.

Содержание работы

Биография …………………………………………………….3 – 4 стр.
Вклад в логику и гуманитарные науки ……………………..5 – 9 стр.
Посмертное признание ………………………………………10 стр.
Литература…………………………………………………….11 стр.

Файлы: 1 файл

реферат по логике.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

   МИНИСТЕРСТВО  ТРАНСПОРТА   РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЯ  ВЫСШЕГО   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСКОЕ  ВЫСШЕЕ  АВИАЦИОННОЕ  УЧИЛИЩЕ  ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИНСТИТУТ)

                                                   

 

                                                    

                                                     РЕФЕРАТ

                                  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛОГИКА»

                                                        ТЕМА:

                     « Средневековая логика. Дунс Скот. »

 

    

 

Выполнил:           курсант группы

                                   _________      «____» ____________ 2012 г.

                                  (подпись)            (дата)

Проверил:           

                         ________            «____» ___________

 

 

 

                                             Ульяновск 2012

Содержание:

 

  1. Биография …………………………………………………….3 – 4 стр.
  2. Вклад в логику и гуманитарные науки ……………………..5 – 9 стр.
  3. Посмертное признание ………………………………………10 стр.
  4. Литература…………………………………………………….11 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография.

   

    Последний и самый оригинальный представитель золотого века средневековой схоластики и в некоторых отношениях предвестник иного мировоззрения, францисканский богослов, философ, деятельность которого протекала на рубеже XIII и XIV веков. Иоанн Дунс Скот.

     Сведения о  жизни Дунса Скота имеют наполовину легендарный характер. Иоанн Дунс Скот родился в Шотландии, согласно одним источникам – в Макстон-Твид, графство Роксбро, согласно другим – в селении Дунс, графство Берик. Ирландец по происхождению. Считается, что Иоанн Дунс родился между 1245 и 1275 годами, так думал ирландец Лука Уолдинг, который первым проследил биографию Скота. Датами рождения Дунса Скота ранее чаще всего назывались 1245, 1266 и 1274 годы, пока францисканец Евгений Лонпрэ в 1929 году не обнаружил, неизвестно где, списки рукоположений епископа Оливера Саттона 1290-х годов, где под 1921 годом указано имя Иоанна Дунса Скота. Так как 17 марта 1291 г. Иоанн Дунс Скот был посвящен в сан священника в церкви св. Андрея города Нортхемптон, оказалось, что выжидающийся философ родился примерно в 1266 году, так как в то время священный сан присваивали в 25-ти летнем возрасте. Из таких же математических расчетов предполагают, что Иоанн родился между 23 декабря 1265 года и 17 марта 1266 года. Принято относить его день рождения к 27 декабря 1265 года – дню Иоанна Богослова.

     Его семья  была тесно связана и францисканским  орденом. Отец Иоанна был небогатым дворянином, звали его Нинианом, имя матери установить не удалось. Дядя будущего философа, Илия Дунс, вступил в орден еще в ту пору, когда францисканцы только начали обосновываться в Шотландии, и достиг в орденской иерархии больших высот, он и повел племянника по своим стопам. Иоанн вступил во францисканский орден в возрасте около пятнадцати лет.

    Короткая жизнь  философа была не особенно  богата событиями. Получил он  образование в Оксфорде, Парижском  университете. Начиная с 1300 г., Скот  вел преподавательскую деятельность: читал лекции по «Сентенциям» Петра Ломбардского сначала в Оксфорде, а затем в Париже. Около 1303 г. Философ мог получить степень магистра теологии, но был втянут в противостояние между королем Филиппом Красивым и папой Бонифацием VIII. Скот принял сторону папы, вследствие чего был вынужден покинуть Париж в середине учебного года. Философ вернулся во Францию уже после смерти Бонифация  в 1305 году. В том же году Скот защитил докторскую диссертацию, в которой отстаивал изначальную непорочность пресвятой Девы. По некоторым источникам, на этом диспуте произошло чудо в пользу Дунса Скота: мраморная статуя богородицы одобрительно кивала ему головой. Именно благодаря этому успешному выступлению Иоанна Скота прозвали Doctor Marianus (Доктор Марии). Исторически достоверно, что два столетия спустя парижский университет признал доводы Дунса Скота настолько убедительными, что постановил требовать от всех ищущих  ученой степени клятвенного исповедования веры в непорочное зачатие Богоматери. После всех этих событий Иоанн Дунс получил, наконец, степень магистра и возобновил преподавательскую деятельность. Два года, в течение которых он преподавал в Париже, прославили его как философа.

В конце 1307 г. Иоанн, по не вполне ясным причинам, был переведен в Кельн, предполагает, что генерал францисканцев Гонсалво Испанский хотел защитить своего ученика от обвинения в ереси и ли спасти от участия в процессе тамплиеров. В Кельне около года продолжал свою преподавательскую деятельность, - вплоть до своей внезапной смерти 8 ноября 1308 года. Иоанн дунс Скот умер от апоплексического удара. Он был похоронен во францисканской церкви в Кельне. Надгробная надпись на его могиле гласит: «Шотландия меня родила. Англия меня приняла. Галлия меня обучила. Кельн меня хранит». К основным сочинениям Скота можно отнести «Вопросы к книге Аристотеля «О душе»», «О Первоначале», «Тончайшие вопросы к «Метафизике» Аристотеля», и наконец, наиболее значимую работу философа – «Оксфордское сочинение», представляющую собой записи лекций Скота по «Сентенциям» Петра Ломбардского, сделанные писцами или студентами. Этот трактат включает в себя так называемый Ordinatio, материал, просмотренный и обработанный самим автором.

    

 

 

 

 

Вклад в логику и гуманитарные науки.

    

     По преданию, Дунс Скот казался в первой молодости чрезвычайно тупоумным и лишь после одного таинственного видения стал обнаруживать свои богатые духовные силы. Впрочем, такую же историю рассказывает и про его философского конкурента, покровителя доминиканцев, Доктора Католической Церкви, Фому Аквинского (1225 – 1274). Кроме богословия и философии, Иоанн Дунс изучал и достиг большие знания в языкознании, математике, оптике и астрологии.

     Дунс Скот  был трудным писателем и трудным  мыслителем – как по восприятию, так и по пониманию. Это качество его творчества закреплено в имени «Дунс», означающем софиста, схоласта. Он получил почетный титул «тонкий доктор», что означало тонкую аргументацию, а также сложное восприятие его мыслей. В то же время американский философ Ч. Пирс оценивал его как глубочайшего метафизика, когда-либо жившего. Некоторые исследователи выделяю специфическую черту философского творчества Дунса Скота – стремление его к тонкой логико-гносеологической терминологии. Например, он различал понятия абстрактные и конкретные.

     В своем  философском учении Дунс Скот  решительно отделял религиозную  веру от знания, и считал теологию  наукой более воспитательной  и практической, чем познавательной  и теоретической.

      Скот один  из первых из христианских  философов высказался об эволюции, саморазвитии вселенной, а также о свободе человеческой воли. Основанием человеческой нравственности Дунс Скот считал стремление к блаженству, выражающимся в слиянии с Богом. Вместе с тем он был близок несторианству, утверждая, что Иисус Христос родился совершенным человеком и лишь позднее стал Сыном Божьим.

     Иоанн Скот  разрабатывал понятие «интенции»  как направленности сознания  на познаваемый объект или  на самопознание. Предметом его  изысканий также являлось понятие  суппозиции, обозначающее возможность подстановки значений разных терминов.

     Взгляды Дунса  Скота характеризовались как  противовес томизму. Он четко  различает теологию и философию. Теология – это знание, направляющее человеческую деятельность на выполнение положений вероучения. Философию, или метафизику, Дунс Скот рассматривает в качестве высшего знания. Философия занимается изучением бытия – абсолюта, в который включается все существующее, в том числе и Бог.

     Выступая против  томистской метафизики, Дунс Скот отрицал различие между сущностью и существованием. Он полагал, что сущность уже предполагает акт существования, поэтому здесь не требуется особого вмешательства Бога для создания единичных вещей.

     Главный труд  Скота «Ordinatio», курс его богословских лекций в Оксфорде и Париже, но он оказался неоконченным. Большинство его трудов представляют собою записи других лиц, ему приписывалось множество произведений, отвергаемых современными историками церкви. Такие произведения входят в Полное собрание сочинений Дунса Скота, выполненное Лукой Уоддингом в 1639 году. Оно перепечатывалось в 1891-1895 годах (26 томов) и в 1968-1969 годах (репринт издания Уоддинга).

     Главной целью философии, согласно Дунсу Скоту, является постижение бытия как такового. Для теории познания Дунса Скота характерно резкое противопоставление интуитивного и абстрактного познаний. Объектом интуитивного познания является единичное, воспринимаемое как существующее, объектом абстрактного – сущность вещи. Только интуитивное познание дает возможность непосредственно вступить в контакт с чем-то существующим, т.е. с бытием. Чувственное познание становится у Дунса Скота способностью, обеспечивающей постижение бытия. Отсюда высокая оценка в философии Дунса Скота роли чувственного опыта в познании. Одно из главных положение его доктрины – тезис о свободе воли. Бог творит мир, творя индивиды.

     Сохраняя верность  традиции августинианства, Дунс  Скот одновременно его реформирует. Он первым из теологов-францисканцев  отказывается от учения Августина  о необходимости особого божественного озарения для достижения истинного знания, допуская, вслед за Аристотелем, во-первых, что человеческий ум обладает способностью приобретать достоверное знание о сущем, во-вторых, что всякое познание в конечном счете опирается на данные чувственного восприятия. Хотя конечной целью познания является постижение божественного бытия.

     Бытие, по мнению  Дунса Скота, является собственным объектом человеческого интеллекта, поскольку оно однозначно, т. е. в одном  и том же смысле приложимо и к Творцу, и к творениям, и потому, хотя человек и абстрагирует его из рассмотрения материальных вещей, оно ведет и к познанию Бога, т.е. к реализации стремления, изначально присущего человеческой природе. Бытие как таковое является предметом изучения философии, бесконечное бытие – теологии, а конечное бытие материальных вещей – физики.

     Как и Фома  Аквинский, Дунс Скот в своих  доказательствах опирается на аристотелевское  учение о причинах. Доказательства бытия Бога у того и у другого начинаются с констатации факта, что в мире нечто случайное, что может существовать или не существовать. Поскольку существование случайных вещей не необходимо, оно производно, т.е. обусловлено Первопричиной, имеющей необходимое существование, делает вывод Фома. Дунс Скот считает его аргументацию недостаточной: нельзя, начав со случайного, прийти к заключениям, обладающим статусом необходимых истин. Чтобы приведенное рассуждение приобрело доказательную силу, следует начать с необходимых посылок. Это можно сделать, поскольку в любом случайном факте есть нечто неслучайное, существенная характеристика, которая не может отсутствовать у того, что является случайным, а именно, что оно возможно.

     Реально существует, согласно Дунсу Скоту, только  индивиды; формы и сущности также существует, но не реально, а в качестве объектов Божественного интеллекта. Эти сущности суть «природы», которые сами по себе не являются ни общими, ни единичными, но предшествуют существованию и общего, и единичного. Если бы природа лошади, аргументирует Дунс Скот, была единичной, была бы только одна лошадь, если бы она была универсальной, не существовало бы отдельных лошадей, поскольку из общего нельзя вывести единичное, и наоборот, из единичного – общее.

     Истолковывая  акт творения как переход от  уменьшенного бытия универсалий  в качестве объектов божественного  мышления к реальному бытию  индивидов, Дунс Скот впервые  в русле платоновско-аристотелевской философской традиции придает индивиду статус фундаментальной онтологической единицы. Индивид, согласно учению Дунса Скота, обладает более высоким бытийным совершенством, чем совершенство видовой или родовой сущности. Утверждение ценности индивида вело к утверждению ценности человеческой личности, что соответствовало духу христианского вероучения.

     Дунс Скот  вводит понятие формального различия. Объекты формально различны, если  они соответствуют различным (нетождественным) понятиям, но при этом не являются только мысленными объектами, т.е. если их различие обусловлено самой вещью. В противоположность реально различным объектам, существующим обособленно друг от друга в виде разных вещей, формальное различие объектов не предполагает их реального существования: они являются различными, не будучи различными.

     Противопоставив, вслед за Авиценной, необходимее бытие Бога случайному бытию конечных вещей, Дунс Скот должен был объяснить, каким образом эти виды бытия связаны между собой. Он не мог согласиться с Авиценной, что мир конечных вещей выделяет из необходимого бытия с необходимостью: Бог, согласно христианскому вероучению, творит мир свободно; в акте творения он не понуждаем никакой необходимостью. В своей концепции творения Дунс Скот исходит из той же предпосылки, что и другие схоласты: Бог, прежде чем сообщить вещам существование, имеет совершенное знание их сущности. Но если идеи вещей укоренены в самой божественной сущности, как полагали его предшественники, то тогда, указывает Дунс Скот, божественный интеллект в акте познания был бы определен предсуществующими сущностями вещей.

      Дунс Скот  утверждает, что «Бог желает в  высшей степени разумно». Он желает  сущности такими, какими они должны  быть, и выбирает совместимые  сущности среди тех, что должны получить реальное существование в акте творения. Бог не способен желать бессмысленного. Он – бесконечно мудрый архитектор, знающий собственное творение во всех частностях. Существование и несуществование случайных вещей всецело зависит от свободной воли Бога, но когда Бог желает и творит, он всегда творит мудро и целесообразно. Утверждение превосходства воли над интеллектом – отличительная черта этики Дунса Скота. Он не отрицает того факта, что человек должен знать объект, желать его, но почему, спрашивает он, выбирается именно этот объект в качестве объекта знания? Потому что мы желаем знать его. Воля управляет интеллектом, направляя его к познанию того или иного объекта. Дунс Скот не согласен с Фомой Аквинским, что воля с необходимостью устремляется к Высшему Благу, и, если бы человеческий интеллект был в состоянии к усмотрению Блага самого по себе, наша воля сразу прилепилась бы к нему и этим достигла бы наиболее совершенной свободы. Воля, возражает Дунс Скот, единственная способность, которая ничем не определенна – ни своим объектом, ни природными склонностями человека. Для Дунса Скота  неприемлемо главное допущение, из которого исходили его предшественники, формулируя свои этические доктрины, а именно, что в основе всех моральных добродетелей лежит естественной стремление всякой вещи достичь той степени совершенства, которой она может достичь, обладая присущей ей формой. Любовь к Богу и к своему ближнему в таких доктринах оказывается следствием более фундаментального стремления человека к достижению собственного совершенства. Опираясь на введенное Ансельмом Кентерберийским различение между естественностью склонностью человека к действиям ради собственной выгоды и стремлением к справедливости, Дунс Скот трактует свободу воли как свободу от необходимости, вынуждающей человека искать, прежде всего, своего собственного блага. Свобода выражается в способности любить добро ради самого добра, в способности бескорыстной любви к Богу и к другим людям.

Информация о работе Средневековая логика. Дунс Скот