Сравнение как прием определения понятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 19:04, контрольная работа

Описание работы

Определение (или дефиниция) понятия есть логическая операция, которая раскрывает содержание понятия либо устанавливает значение термина.
С помощью определения понятий мы в явной форме указываем на сущность отражаемых в понятии предметов, раскрываем содержание понятия и тем самым отличаем круг определяемых предметов от других предметов. Так, например, давая определение понятия «трапеция», мы отличаем его от других четырехугольников, например от прямоугольника или ромба.

Файлы: 1 файл

ЛОГИКА контр.раб.docx

— 95.65 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что в случае с мультипликатором речь идет об автономных инвестициях, т.е. инвестициях, связанных с техническим прогрессом, ростом населения и МРС. Наряду с автономными существуют индуцированные инвестиции, т.е. капитальные вложения, направленные на расширение производства на основе существующей технической базы в целях удовлетворения возросшего в результате роста доходов совокупного спроса. Воздействие роста доходов на величину индуцированных капиталовложений в сторону их повышения выражает акселератор инвестиций.[11]

Акселератор ведет к увеличению инвестиций при росте объема производства. В процессе роста при сильном акселераторе экономика стремиться к перегреву, а при слабом акселераторе, согласно эмпирическим исследованиям, экономический рост замедляется, что ведет к сокращению инвестиций и снижению доходов. В итоге наступает спад, в течение которого инвестиции находятся на низком уровне, а капитал изнашивается. Как только объем инвестиций сокращается до определенных низких значений относительно объема производства, инвестиции возобновляются, и начинается экономический рост. Это может привести к устойчивым экономическим циклам (trade cycles) со сменяющими друг друга периодами подъемов и кризисов.[5]

 

2. Бюджетный дефицит и государственный долг, их причины и виды.

2.1. Понятия бюджетного дефицита и причины его возникновения

Под бюджетным дефицитом понимается превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Обратное явление – профицит бюджета - означает превышение доходов бюджета над расходами. Существует также понятие "первичный профицит", которое означает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.

Причина бюджетного дефицита кроется и в безудержном росте расходов без учета финансовых возможностей, в недостаточной их целесообразности, эффективности. Высокий уровень расходов непроизводительного характера (военные расходы, содержание административного аппарата, покрытие убытков предприятий и др.) приводит к проеданию бюджетных средств, а не к умножению общественного богатства. Отрицательное влияние на сбалансированность бюджета оказывают инфляция, расшатывание денежного обращения и системы расчетов, нерациональная налоговая и инвестиционно - кредитная политика. Однако бюджетный дефицит не может служить показателем, характеризующим состояние экономики страны, и бездефицитный бюджет еще не означает экономического благополучия. Поскольку макроэкономическое равновесие может достигаться при разном состоянии бюджета, то бюджетный дефицит (до определенных пределов) не опасен.

2.2.Виды бюджетного дефицита

Различают следующие виды бюджетного дефицита (профицита):

1)Фактический бюджетный дефицит – фактическое, зафиксированное статистикой сальдо бюджета;

2)Бюджетный дефицит полной занятости – это дефицит, рассчитанный на предложении, что экономика находиться в состоянии долгосрочного равновесия (т.е. своего естественного уровня). Структурный дефицит представляет собой разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости;

3) Циклический дефицит – дефицит государственного бюджета, вызванный спадом деловой активности и сокращением налоговых поступлений. Его величина равна разнице между величиной фактического и структурного дефицита (излишков).

Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению расходов, которые принимает на себя государство, очень велик, они накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

Если в прошлом бюджетный дефицит возникал редко и был связан с чрезвычайными обстоятельствами, прежде всего с войнами, то сегодня, и в мирное время, бюджетный дефицит стал типичен для большинства стран рыночной экономики. При этом бюджетный дефицит не просто носит хронический характер, но и постоянно возрастает.

Наиболее часто – из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада или падения темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства.

2.3.Государственный  долг и причины образования.

Долговое финансирование дефицита в мире распространено очень широко. Под государственным долгом в общем случае понимается величина накопленного бюджетного дефицита, которая была покрыта путем выпуска и размещения долговых обязательств. Таким образом, государственный долг - совокупность долговых обязательств исполнительных органов власти перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.  Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних. Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Долговые обязательства государства могут быть как явными, так и неявными. К явным (или безусловным) обязательствам относятся привлеченные займы, кредиты и ссуды. Они подлежат четкому планированию, имеют известный график обслуживания и погашения. Неявные (условные) обязательства образуются в процессе исполнения бюджета в виде задолженности по выплате зарплаты работникам бюджетной сферы или по оплате государственных заказов. К ним также относятся обязательства, выплаты по которым носят вероятностный характер (например, государственные гарантии). Наличие неявного долга усложняет процесс бюджетного планирования, вносит в него элемент неопределенности. Однако, на практике важно учитывать все компоненты задолженности государства, поскольку с каждым из них связаны определенные расходы и риски.[13]

2.4.Виды государственного  долга.

Государственный долг можно подразделить на две группы: внутренний долг и внешний. Внутренний долг - это всевозможные обязательства перед различными субъектами внутри самого государства, обычно выражается в рублях. Внешний долг - обязательства перед другими государствами, международными организациями и прочими иностранными субъектами, выражается в валюте.

Государственный долг имеет возможные негативные последствия:

1. Для оплаты долга государство  увеличивает налоговое бремя  населения. Это может привести  к снижению активности среди  предпринимательства и к укрывательству  доходов.

2. Если долг будет увеличиваться  и увеличиваться - это может привести  к разорению всей нации.

3. При увеличении долга государства  возрастает неуверенность всего  населения в правительстве и  в будущих благоприятных перспективах  страны.

4. Существует опасность, что возросший  внешний долг будут вынуждены  выплачивать наши следующие поколения.

5. Высокий внешний долг снижает  авторитет страны на международном  уровне.

6. Выплаты по внешним долговым  обязательствам могут привести  к заметному понижению уровня  жизни населения и к финансовому  неравенству разных слоев общества.[12]

В зависимости от сроков погашения выделяются следующие виды долговых обязательств: краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет). Сроки погашения определяются конкретными условиями займа, однако они не могут превышать 30 лет. Для обязательств муниципального образования определен максимальный срок погашения 10 лет.[6]

3.Уровень и  качество жизни населения

3.1.Понятия уровня и качества жизни населения

Проблемы уровня и качества жизни являются одними из наиболее актуальных. Наше же благосостояние напрямую зависит от правильной социальной политики государства, которая, в свою очередь, зависит  от того, достаточно ли информации, и насколько она полно показывает проблемы в современном обществе. От решения проблем уровня и качества жизни во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые, так или иначе, могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.[3]

Уровень жизни (уровень благосостояния) — уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления. Качество жизни – это категория, отражающая объективные условия существования и их оценку  на уровне общества и индивида.

В действительности понятие уровня благосостояния не тождественно понятию уровня жизни. Уровень жизни является понятием более широким и характеризуется не только объемом реальных доходов в расчете на душу населения, но и рядом неденежных факторов. Опросы среди населения могут наглядно доказать, что значительное количество индивидов в оценке собственного уровня жизни учитывает такие факторы как степень здоровья, степень моральной удовлетворенности собственной жизнью и деятельностью и др[13]

Человек страдает от низкого качества и испытывает удовлетворение от высокого качества жизни, независимо от сферы в работе, в бизнесе и в личной жизни. Следовательно, качество необходимо человеку постоянно. Человек сам стремится к улучшению качества жизни — получает образование, трудится на работе, стремится к продвижению по карьерной лестнице, прилагает все усилия на то, чтобы добиться признания в обществе.

3.2. Показатели качества жизни населения.

Показателями качества жизни населения являются:

Таким образом, выделяют различные показатели и индикаторы, при помощи которых можно подробно охарактеризовать качество жизни.

Исследования дают основание полагать, что экономическая категория «качество жизни населения» может быть определена как «сформировавшаяся в массовом сознании, обобщенная оценка совокупности характеристик условий жизни населения». Данные характеристики можно рассмотреть при помощи семи интегральных свойств качества жизни:

1. Качество населения, интегрирующее  такие его свойства, как способность  к воспроизводству (рождаемость, смертность, заболеваемость, инвалидность, ожидаемая  продолжительность жизни и т.п.), способность образовывать и сохранять  семьи (брачность, разводимость), уровень  образования и квалификации (доля  населения, охваченного обучением  в соответствующих возрастных  группах, достигнутый уровень образования  и т.п.).

2. доходы населения (среднедушевые номинальные и реальные доходы, показатели дифференциации доходов, номинальная и реальная начисленная средняя заработная плата, средний и реальный размер назначенной пенсии, величина прожиточного минимума и доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, минимальные размеры заработной платы и пенсии и пр.),наличие в домашних хозяйствах потребительских товаров длительного пользования, накопление имущества и ценностей, а также такие макроэкономические показатели, как ВВП на душу населения, фактическое  потребление домашних хозяйств,  индекс  потребительских цен, уровни безработицы и бедности.

3. Условия жизни населения. Понятие  «условия жизни» включает в  себя характеристики жилищных  условий, обеспеченность населения  мощностями здравоохранения, образования, культуры, использования свободного  времени, социальной и географической  мобильности и т.п.

4. Информированность населения, характеризующая  доступность к средствам телекоммуникации  и информационных инфраструктур (операторы мобильной радиосвязи, информационные ресурсы, интернет-технологии и т.д.).

5. Социальная безопасность (или  качество социальной сферы), отражающая  условия труда, социальное обеспечение  и социальную защиту, физическую  и имущественную безопасность.

6. Качество окружающей среды (или  качество экологической ниши), аккумулирующее  данные о загрязнении воздушного  пространства, воды, о качестве почвы, уровне биоразнообразия территории  и т.п.

7. Природно-климатические условия, характеризующиеся климатическими  условиями, частотой и спецификой  форс-мажорных ситуаций (наводнений, землетрясений, ураганов и других  стихийных бедствий) [7].

В конечном счете, категорию «качество жизни» можно свести к семи интегральным свойствам, изложенным выше, которые составляют среду и систему обеспечения жизнедеятельности населения.

 

 

Список использованной литературы.

1. А.Н. Асаул, Б. М. Карпов, В. Б. Перевязкин, М. К. Старовойтов 
Модернизация экономики на основе технологических инноваций СПб: АНО ИПЭВ, 2008. - 606 с.

Информация о работе Сравнение как прием определения понятий