Спор. Основные теории и практики спора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:06, реферат

Описание работы

Цель работы: изучение основ теории и практики спора
Задачи работы:
Изучить понятие спора и его виды
Рассмотреть в качестве основы спора доказательства и аргументацию
Выделить основные принципы и правила спора
Рассмотреть различные уловки в споре.

Содержание работы

Введение
Понятие спора. Виды спора
Доказательства и аргументация как основа спора
Основные принципы и правила спора
Уловки в споре
Заключение

Файлы: 1 файл

Спор ИТОГ готовый мой.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Третье правило: аргументация не должна заключать в себе круг.  При нарушении этого правила возникает ошибка "круг в аргументации ". Она совершается так. Тезис обосновывают при помощи аргументов, а какой-то из аргументов в свою очередь обосновывают при помощи тезиса.

Четвертое правило: аргументы должны быть релевантными (от англ. ге1еуап1 — относящийся к делу) по отношению к тезису.

Аргумент является релевантным  по отношению к тезису аргументации (контраргументации), если его принятие, возможно в совокупности с некоторыми другими аргументами, повышает (уменьшает) правдоподобие тезиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. УЛОВКИ В СПОРЕ

 

В процессе аргументации   и критики могут совершаться  ошибки двух типов: умышленные и неумышленные.  Умышленные ошибки называются софизмами, а лица, совершающие такие ошибки, - софистами. Софизмами называются и сами рассуждения, в которых содержаться умышленные ошибки. Название софизм происходит от греч.σοφισμα – хитрая уловка, выдумка.

Уловкой в споре называется всякий прием,  с помощью которого хотят обычно облегчить спор для себя или затруднить спор для противника.

Неумышленные ошибки совершаются из-за низкой культуры мышления, из-за поспешности и по некоторым другим причинам. Они называются паралогизмами (греч. παραλογισμόζ –  неправильное рассуждение).

Недопущению ошибок в аргументациях и критике способствует соблюдение специальных правил.

Первое  правило: необходимо явно сформулировать тезис (в виде суждения, системы суждений, проблемы, гипотезы, концепции и т.д.). Это правило выражает главное условие эффективности аргументации и критики.

Чтобы реализовать первое правило аргументации по отношению  к тезису, необходимо:

во-первых, исследовать  спорную мысль и выделить пункты согласия и разногласия;

во-вторых, договориться о тезисах аргументации сторон.

С. Поварнин пишет по поводу требования явно сформулировать тезис аргументации: «Не следует думать, что  достаточно встретить «спорную мысль», чтоб сейчас же сделать ее, при желании,  «тезисом спора». Она всегда требует некоторого предварительного исследования и обработки, прежде чем взять из нее тезис. Именно, необходимо выяснить точно, в чем мы с нею несогласны; уточнить «пункты разногласия». И далее: «Нужно приобрести навык быстро, иногда «моментально», находить и пересматривать все места,  с которых возможно разногласие с данной мыслью. Особенно необходим этот навык в некоторых специальностях, например в юридической практике спора».

Второе  правило: тезис должен быть сформулирован четко и ясно. Как выполнить это требование?

Во-первых. Нужно выяснить, все ли дескриптивные (нелогические) термины, содержащиеся в формулировке тезиса, всем вполне понятны. Если есть непонятные или двусмысленные  слова,  то их следует уточнить, например, путем определения.

Во-вторых. Нужно выявить  логическую форму тезиса. Если тезис  является суждением, в котором нечто утверждается или отрицается о предметах, то нужно выяснить о всех ли предметах идет речь в суждении или лишь о некоторых (о многих, о большинстве, и меньшинстве и т.д.) Например, пропонент утверждает: «люди злы». Кто-то может возражать, что это не так. Если утверждение уточнить следующим образом: «Некоторые люди злы», то необходимость в споре отпадает. Следует уточнить, в каком смысле употреблены союзы «и», «или», «если…, то…» и т.д. Например, союз  «или» может выражать как нестрогую, так и строгую дизъюнктивную связь, «если…, то…» - импликативную или условную связь и т.д.

В-третьих. Иногда целесообразно  уточнить время, о котором идет речь в суждении, например уточнить, утверждается ли, что определенное свойство принадлежит  предмету всегда или оно принадлежит ему иногда; уточнить значение  таких слов, как «сегодня», «завтра», «через столько-то часов» и т.д. Иногда утверждают, что определенное событие произойдет в ближайшее время, в последующий период. Опровергать такие утверждения трудно, поскольку они не являются ясными. Нужно потребовать от оппонента уточнить такие утверждения.

В-четвертых. Иногда необходимо выяснить, утверждают ли, что тезис  является истинным или же что он является только  правдоподобным.

Подготовительная работа, заключающаяся в выработке общего поля аргументации, исследовании спорной мысли и выделении и четкой формулировке тезиса,  позволяет сэкономить время на дальнейших этапах аргументации и повысить ее эффективность.

Нечеткая формулировка тезиса часто лежит в основе софизмов. Так, в софизме Эватла не определено выражение «первый выигранный процесс». Если бы, например, имелся в виду  первый выигранный Эватлом процесс, в котором он выступает в качестве ответчика, то он должен был бы платить за обучение в том случае, когда суд вынесет решение «не платить».

Третье  правило: тезис не должен изменяться в процессе  аргументации и критики без специальных оговорок.

С нарушением этого правила  связана ошибка, называемая «подменой тезиса». Она совершается в том случае, когда в качестве тезиса выдвигается некоторое утверждение, а аргументируется или критикуется другое, сходное свыдвинутым; в конце же концов делается вывод о том, что обосновано или раскритиковано исходное утверждение.

Разновидностью подмены  тезиса являются ошибки:

(1) "подмена аргументируемого  тезиса более сильным утверждением" (по отношению к доказательству эта ошибка имеет название "кто много доказывает, тот ничего не доказывает")',

(2) "подмена критикуемого  тезиса более слабым утверждением" (применительно к опровержению она называется "кто много опровергает, тот ничего не опровергает").

Разновидностью ошибки "подмена тезиса" является также ошибка, называемая подменой аргументируемого или критикуемого тезиса ссылками на личные качества человека.

Эту ошибку совершают в тех случаях, когда, вместо того чтобы обосновывать или крититиковать тезис, характеризуют человека, выдвинувшего этот тезис, или человека, о котором идет речь в тезисе. Так, довольно часто адвокаты в суде, вместо того чтобы доказывать, что подсудимый невиновен, перечисляют присущие ему положительные качества, например говорят, что он хороший работник, хороший семьянин и т.д. Иногда в споре, вместо того чтобы доказывать, что человек не прав, говорят, что он еще молод, недопонимает всего или, наоборот, он в таком возрасте (преклонном), когда уже часто совершают ошибки.

Еще одна разновидность  ошибки "подмена тезиса" — «потеря тезиса». Например, выступает кто-то из студентов на собрании и говорит: "Мало мы занимаемся по вечерам. В общежитии мы ходим друг к другу, отвлекаем друг друга от занятий". Выступающему бросают реплику: «Ты еще слишком молодой». Он теряет тезис и говорит о том, что до поступления в институт работал на заводе, потом служил в армии. А тут и время истекло.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Совет Аристотеля: не спорить  с первым встречным, а лишь с тем, кто стремится к истине. Этим советом  не всегда можно воспользоваться, так  как интересы дела иногда не позволяют выбирать оппонента для дискуссии. Однако в тех случаях, когда оппоненты спорят не ради достижения истины, а ради того, чтобы "себя показать", можно прервать спор.

Тезис должен подходить  оппонентам. Это означает, что обсуждать вопросы в аудитории, не компетентной для их решения (из-за отсутствия необходимых знаний), по меньшей мере бесполезно.

Нужно знать предмет  спора. Не следует категорично высказываться о вещах, которые вам малознакомы.

Нужно знать правила  логики. Иногда в споре мы чувствуем, что "что-то здесь не то", а что  именно, не знаем. В таких случаях используют знания логики, е помощью которых находят ошибки, а также убеждают других в том, что они рассуждают неправильно. Если рассуждение сложное, то для его анализа необходимо использовать символическую логику. Без этого установить правильность или неправильность рассуждения не всегда удается.

Нужно сохранять спокойствие  в споре. При прочих равных условиях в споре, как правило, побеждает  тот, кто ведет его спокойно. Иногда сохранить спокойствие трудно, особенно тогда, когда противник стремится  выиграть спор любой ценой. Чтобы не терять самообладания, нужно прежде всего иметь высокую цель, ради которой стоит спорить, готовиться к данному спору, а также к возможным спорам: чаще выступать публично, изучать логику и дело, ради которого придется спорить, работать над совершенствованием дикции, постоянно обогащать свою речь и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Ивин А.А. Логика: учебник. –  М.: Гардарики, 2000.

2.Ивлев Ю.В. Логика для юристов:  учебник для вузов. – М.: Дело, 2000.

3.Поварнин С.И. Спор: о теории  и практике спора. Вопросы философии. 1990.

4. Поварнин С.И. Искусство спора. – М .: Память, 1993. – 96 с.


Информация о работе Спор. Основные теории и практики спора