Соотношение понятия и слова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:47, реферат

Описание работы

Как самостоятельная наука, логика сложилась более двух тысяч лет назад, в VI в. до н. э. В Древней Греции и Индии. Основателем науки логики по праву считается величайший мыслитель древности, ученик Платона - является древнегреческий философ Аристотель (348-322 гг. до н. э.). Слово “логика” происходит от древнегреческого “logos - логос”, которое переводится как “понятие”, “разум”, “рассуждение”. В настоящее время оно употребляется в следующих основных значениях.

Содержание работы

Введение…………………………………………………….…………………..3
Определение понятия………………………………………..…………………5
Признаки предметов и их виды………………………….……………………6
Соотношение понятия и слова………………………….…….………………10
Виды понятий…………………………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………..………………15
Библиографический список………………………………………..………….16

Файлы: 1 файл

логика к р.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

В-третьих, понятие и слово не всегда однозначно соответствуют друг другу. Такое положение связано с существованием в одном языке слов-синонимов и слов-омонимов. Синонимы - это слова, имеющие различное звучание, но относящиеся к одному понятию (например. Родина, Отечество, Отчизна). Омонимы - это слова, совпадающие в звучании, но относящиеся к различным понятиям (например, ключ, язык, звезда, мир). Способность слов выражать различные понятия ведет зачастую к неясности в рассуждениях или аргументации. Поэтому в науке пользуются словами-терминами (от лат. terminus - граница), точно выражающими содержание научных понятий.

Следует подчеркнуть, что  логическая структура мысли и грамматический строй языка не совпадают. Законы логики по своей сути общечеловечны, а формы словосочетаний специфичны для каждого национального языка.

Грамматические законы строения речи связаны с законами логического строения мысли. Вместе с тем логические формы, в которых оттачивается мысль, испытывают влияние грамматических особенностей языка.

Каждая наука, как известно, стремится к однозначности своих  терминов, имеющих строго определенное смысловое значение. В свою очередь  неточная терминология ведет к смешению понятий, к путанице мыслей. Неопределенность терминов недопустима в речи юриста, выступлении экономиста, в преподавательской деятельности. Неряшливость в терминологии порождает непонимание у окружающих людей, затрудняет поведение человека, подрывает логическую стройность мышления, нарушаются основные требования дидактики - четкость и ясность выражения мысли в раскрытии учебного материала.

Следовательно, понятие, находясь во взаимосвязи со словом, не всегда однозначно с ним совпадает. Слово является формой выражения понятия, а оно, в свою очередь, выражает смысловое содержание слова.

 

 

 

 

ВИДЫ ПОНЯТИЙ

Понятия делятся на виды по:

1. количественным характеристикам  объемов понятий;

2. типу обобщаемых  предметов;

3. характеру признаков,  на основе которых обобщаются и выделяются предметы.

Большей частью эта классификация  относится к простым понятиям.

По количеству обобщаемых предметов понятия делятся на понятия с пустым (нулевым) объемом  и понятия с непустым (ненулевым) объемом.

Пустым по объему называется понятие, в объеме которого нет ни одного предмета из универсума рассуждения. Содержаниями таких понятий являются системы признаков, не принадлежащие ни одному предмету из универсума. Примеры: 1. «вечный двигатель»; 2. «вещество, являющееся металлом и не являющееся электропроводным»; 3. «человек, знающий все европейские языки, но не знающий болгарского языка, являющегося европейским».

Пустота приведенных  понятий обусловлена разными  обстоятельствами. Первые два пусты  из-за противоречивости их фактических содержаний, т. е. из-за противоречивости содержаний в рамках имеющегося знания. Содержание первого противоречиво в силу закона сохранения энергии. Содержание второго - в контексте со знанием «все металлы электропроводны».

Первые два понятия  имеют пустой фактический объем. Логические же объемы этих понятий не пусты. Содержание третьего из приведенных выше понятий самопротиворечиво (логически противоречиво). Оно имеет пустой логический объем.

Среди понятий с непустым объемом выделяются единичные и  общие. В объеме единичного понятия содержится один элемент, а в объеме общего - более одного элемента. Общие делятся на универсальные и неуниверсальные. Объемом универсального понятия является весь универсум, а объемом неуниверсального - не весь.

По типу обобщаемых предметов понятия делятся на собирательные и несобирательные, а также на конкретные и абстрактные.

Элементами собирательных  понятий являются совокупности однородных предметов, мыслимые как целое, т. е. как некие агрегаты. Примеры собирательных  понятий: «народ», «студенческая группа». В этих понятиях соответственно обобщаются народы и группы. Указанные понятия являются общими. Собирательные понятия могут быть единичными. Пример: «российский народ».

Элементами несобирательных  понятий являются отдельные предметы. Примеры: «планета Солнечной системы», «Московский государственный университет».

Конкретными называются понятия, в которых обобщены реально  существующие предметы или их признаки.

Абстрактными являются понятия о так называемых абстрактных  объектах. Абстрактные объекты вводятся посредством особых определений, называемых определениями через абстракцию.

По характеру признаков, на основе которых обобщаются и выделяются предметы, понятия делятся на положительные  и отрицательные, а также на относительные  и безотносительные.

Содержанием положительного понятия является положительный  признак, а отрицательного - отрицательный.

Относительным является понятие, содержание которого представляет собой наличие или отсутствие отношения выделяемых предметов  к некоторым другим предметам. Примеры: «мать», «отец».

Понятия, в одном из которых предметы выделены на основе их отношения к другим предметам, а в другом - на основе отношения  к первым, называются соотносительными. Пример: «причина», «следствие».

В безотносительных понятиях предметы выделяются на основе наличия или отсутствия у них характеристик самих предметов, не указывающих на отношения предметов к другим предметам.

Сложное понятие является относительным, если среди конъюнкции признаков, составляющих его содержание, есть простые признаки, представляющие собой наличие или отсутствие отношений. Пример сложного относительного понятия: «человек, имеющий высшее образование и не знающий русского языка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятия играют важную роль как в науке, так и в повседневной практике. Рациональное познание отличается от чувственного, в частности, тем, что на данной ступени познаются не только отдельные предметы, но и выделяется то общее, что есть у различных предметов, то есть формируются понятия, с помощью которых формулируются утверждения общего характера, научные законы. Абстрактное мышление представляет собой процесс оперирования понятиями. Особое внимание во многих сферах человеческой деятельности (в науке, в различных областях права, в медицине и т.д.) обращается на точность используемой терминологии. Для достижения этой цели четко фиксируются смыслы употребляемых терминов, т.е. понятия о предметах, представляемых данными терминами. Адекватное понимание различных контекстов языка предполагает точное знание того, о каких типах объектов в них идет речь, т.е. знание понятий, связываемых с языковыми выражениями в этих контекстах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Светлов В.А. Современная логика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. 
  2. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. – М.: Проспект, 2008.
  3. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики: Учебник. –М.: Инфра-М, Форум, 2009.
  4. Гетманова А.Д. Логика: Учеб. для студентов вузов, 2005.
  5. Челпанов Г.И. «Учебник логики» — Изд. 11-е, доп., М.: 2009

 


Информация о работе Соотношение понятия и слова