Подтверждение и опровержение гипотез

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 13:58, контрольная работа

Описание работы

Познание любого явления действительности, как известно, начинают с собирания и накопления отдельных фактов, относящихся к этому явлению. Фактов, которыми располагают в начале познания, всегда недостаточно, чтобы полностью, и сразу объяснить это явление, сделать достоверный вывод о том, что оно собой представляет, каковы причины его возникновения, законы развития и т.п. Поэтому познание предметов и событий внешнего мира протекает часто с использованием гипотезы. Не ожидая пока накопятся факты для окончательного, достоверного вывода (например, о характере и причине развития исследуемого явления), дают вначале предположительное их объяснение, а затем это предположение развивают и доказывают.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………..2
Гипотеза и ее виды………………………………………………………………………….3-6
Построение гипотезы и этапы её развития…………………………………..……………6-11
Подтверждение и опровержение гипотез…………………………………………………12- 15
Заключение………………………………………………………………………………….16
Список используемой литературы…………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

контр по логике.docx

— 47.92 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

 

Введение……………………………………………………………………………………..2

Гипотеза и ее виды………………………………………………………………………….3-6

Построение гипотезы и  этапы её развития…………………………………..……………6-11

Подтверждение и опровержение гипотез…………………………………………………12- 15

Заключение………………………………………………………………………………….16

Список используемой литературы…………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  

     Познание любого явления действительности, как известно, начинают с собирания и накопления отдельных фактов, относящихся к этому явлению. Фактов, которыми располагают в начале познания, всегда недостаточно, чтобы полностью, и сразу объяснить это явление, сделать достоверный вывод о том, что оно собой представляет, каковы причины его возникновения, законы развития и т.п. Поэтому познание предметов и событий внешнего мира протекает часто с использованием гипотезы. Не ожидая пока накопятся факты для окончательного, достоверного вывода (например, о характере и причине развития исследуемого явления), дают вначале предположительное их объяснение, а затем это предположение развивают и доказывают. 

Гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах или  закономерных связях каких-либо явлений или событий природы, общества, мышления. 

В науке, обыденном мышлении мы идем от незнания к знанию, от неполного  знания к более полному знанию. Нам приходится выдвигать и затем  обосновывать различные предположения  для объяснения явлений и их связи  с другими явлениями. Мы выдвигаем  гипотезы, которые могут перейти  при их подтверждении в научные  теории или в отдельные истинные суждения, или, наоборот, будут опровергнуты и окажутся ложными суждениями.

О познании, каких бы явлений  не шла речь - явлений природы  или общественной жизни, единичных предметов или закономерностей, новое знание всегда возникает первоначально в форме гипотезы. Этим и объясняется необходимый и тем самым всеобщий характер гипотезы как формы развития человеческих знаний. 

Тема представленной мною работы – « гипотеза». Целью моей работы  является раскрытие  понятий «гипотеза», «подтверждение и опровержение гипотез».  Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

- дать определения понятий  «гипотеза», «подтверждение и опровержение  гипотез»;

- изучить виды гипотез;

- выявить этапы развития  гипотезы;

Для достижения поставленной цели и решения выдвинутых задач  мною будет проведен анализ литературы по заданной  теме.

 

 

 

Гипотеза и ее виды

 

После того, как проблема или задача поставлена, начинается поиск ее разрешения. На этом этапе  развития научных знаний центральное  место принадлежит гипотезе. 

     Термин «гипотеза» в переводе с греческого языка означает «предположение». Гипотеза - предполагаемое решение некоторой проблемы. Заведомо истинный, как и заведомо ложный ответ на нее не может выступать в качестве гипотезы. Ее логическое значение находится где-то между истинностью и ложностью и может вычисляться в соответствии с законами теории вероятностей. 

     Главное условие, которому должна удовлетворять гипотеза в науке - ее обоснованность. Этим свойством гипотеза должна обладать не в смысле своей доказанности. Доказанная гипотеза - это уже достоверный фрагмент некоторой теории. 

Основания, на которые опирается  гипотеза, являются положениями необходимыми, но не достаточными для ее принятия. Это то, что называется известным  в проблеме, ее предпосылками. Между ними и гипотезой имеет место отношение следования: по законам дедукции из гипотезы выводятся предпосылки проблемы, но не наоборот. Если же в качестве посылок взять предпосылки проблемы, а в качестве заключения - гипотезу (естественная ситуация в процессе развития научных знаний), то логическая связь между ними выступит в форме некоторого варианта редукции. 

Характерно, что в случае задачи мы имеем дело с «вырожденным»  случаем гипотезы - одним полным, строго детерминированным ответом. В случае проблемы с необходимостью выявляется более одной гипотезы, более одного полного ответа, каждый из которых не является строго детерминированным

Всякая гипотеза имеет  тенденцию превращения в достоверное  знание. Это превращение сопровождается дальнейшим обоснованием гипотезы, которое идет теперь не со стороны проблемы, а со стороны внешнего материала, с которым она соотносится. Этот новый этап обоснования называется проверкой гипотезы. Проверка - достаточно сложная процедура и может сопровождаться различными подходами - доказательством, опровержением, подтверждением, оспариванием. 

 Специфика гипотезы - быть формой развития знаний - предопределяется основным свойством мышления, его постоянным движением - углублением и развитием, стремлением человека к раскрытию новых закономерностей и причинных связей, что диктуется потребностями практической жизни. Ф.Энгельс писал в своей книге «Диалектика природы»: «Наблюдение открывает какой-нибудь новый факт, делающий невозможным прежний способ объяснения фактов, относящихся к той же группе. С этого момента возникает потребность в новых способах объяснения, опирающихся только на ограниченное число фактов и наблюдений. Дальнейший опытный материал приводит к очищению этих гипотез, устраняет один из них, исправляет другие, пока не будет установлен в чистом виде закон».

Чтобы превратиться в достоверное  знание, предположение подлежит научной  и практической проверке. Процесс проверки гипотезы, протекающий с использованием различных логических приемов, операций и форм вывода, приводит в итоге либо к подтверждению гипотезы, либо к ее опровержению. В связи с этим следует строго различать гипотезу и доказанные с ее помощью положения. Гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в поверке вероятное знание. Доказанное же с ее помощью положение уже не является собственно гипотезой, ибо содержит в себе проверенное и не вызывающее сомнений истинное знание.

В зависимости от степени  общности научные гипотезы можно  разделить на общие, частные и  единичные.

Общая гипотеза – это научно обоснованное предположение о законах и закономерностях природных и общественных явлений, а также закономерностях  психической деятельности человека. Они выдвигаются для объяснения всего класса описываемых явлений, выведения закономерного характера их взаимосвязей во всякое время и в любом месте. Общая гипотеза после её доказательства становится научной теорией.

Частная гипотеза - это научно обоснованное предположение о происхождении и закономерностях части объектов, выделенных  из всего класса рассматриваемых объектов природы, общественной жизни или мышления.

Единичная гипотеза - научно обоснованное предположение о происхождении и закономерностях единичных фактов, конкретных событий и явлений.

В ходе доказательства  общей, частной или единичной  гипотезы исследователь строит рабочие гипотезы, то есть предположения, которые выдвигаются чаще  всего в начале исследования и не ставит ещё задачу  выяснения причин или закономерностей исследуемого явления.

     Рабочая гипотеза – выдвигаемое с первых шагов исследования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение.

     По функциям в познавательном процессе различают  гипотезы: описательные и объяснительные.     

Описательная  гипотеза – предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Отвечает на вопрос: «Что представляет собою данный предмет?», «Какими свойствами обладает данный предмет?»     

Объяснительная  гипотеза – предположение о причинах возникновения объекта исследований. Обычно выясняют: «Почему произошло данное событие?», «Каковы причины появления данного предмета?».     

В историческом, социологическом или  политологическом исследовании, а также в судебно-следственной практике при объяснении отдельных фактов или совокупности обстоятельств часто выдвигают ряд гипотез, по-разному объясняющих эти факты. Также гипотезы называют версиями (от лат. versio- «оборот»,versare- «видоизменять»).     

Версия  в судопроизводстве – одна из возможных гипотез, объясняющих происхождение или отдельных юридически обстоятельств или преступления в целом.      

Различают версии общие и частные.      

Общая версия- предположение, объясняющее всё преступление в целом, как единую систему конкретных обстоятельств.  

       Неизвестной реальной причиной, по поводу которой создаётся версия, выступает не принцип развития или объективная закономерность, а конкретная совокупность фактических обстоятельств, из которых складывается единичное преступное событие. Освещая все подлежащие выяснению в суде вопросы, такая версия носит черты общего суммирующего предположения, объясняющего всё преступление в целом.      

Частная версия – предположение, объясняющее отдельные обстоятельства рассматриваемого преступления.      

Примерами частных версий могут быть предположения: о соучастниках деяния, о мотивах совершения преступления и т.д.      

Частные и общие версии тесно взаимосвязаны  друг с другом в процессе расследования, Знания, полученные с помощью частных  версий, служат основой для построения, конкретизации и уточнения общей версии, объясняющей преступное деяние в целом. В свою очередь, общая версия даёт возможность наметить основные направления для выдвижения частных версий по поводу ещё не выявленных обстоятельств дела.        

      По содержанию различают описательные и объяснительные гипотезы.

     Описательная гипотеза представляет собой предположение о существовании того или иного явления или связи. Так, предположение о росте общественной опасности преступлений в регионе в течение исследуемого периода является гипотезой описательной.

     Объяснительная гипотеза - предположение о причинно-следственных связях в изучаемом объекте.

     Использование гипотез в теории и практике имеет большое значение.  Гипотеза является формой развития научных знаний. С точки зрения логической структуры она не сводится к какой-то одной форме абстрактного мышления: понятию, суждению или умозаключению, а включает в свой состав все эти формы.

Построение гипотезы и этапы её развития

    

     Гипотезы строятся тогда, когда возникла потребность объяснить ряд новых фактов, которые не укладываются в рамки известных ранее научных теорий или других их объяснений. Оно всегда выступает в форме отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений о свойствах единичных фактов или закономерных связей явлений.

     Вначале производится анализ каждого отдельного факта, а затем анализ их совокупности. Чтобы подтвердить выдвигаемую гипотезу, проводят дополнительные научные эксперименты или эксперименты в ходе следственной практики.

     Возникающее при построении гипотезы предположение рождается в результате анализа фактического материала, на базе обобщения многочисленных наблюдений. Значит, гипотеза - это не любая догадка, фантазия или допущение, а лишь обоснованное, опирающееся на конкретные материалы положение.  В соответствии с этим и возникновение гипотезы - это не хаотический и не подсознательный, закономерный логический процесс.

Следующей задачей является синтез фактов и формулировка гипотезы. Гипотеза не должна противоречить ранее открытым и подтвержденным практикой теориям. Могут быть выдвинуты конкурирующие гипотезы, по-разному объясняющие одно и то же явление, конкурирующими являются гипотезы об органическом или неорганическом происхождении нефти и др. При построении гипотезы надо учитывать и требование, чтобы гипотеза объясняла наибольшее количество фактов, а также была бы по возможности простой по форме их обоснования.

     Построение гипотезы - это сложный логический процесс с участием различных форм умозаключений. В отдельных случаях гипотеза возникает как результат уподобления двух единичных явлений, т.е. ее основой выступает аналогия, в других случаях она - результат дедуктивных выводов, чаще всего ее возникновению предшествует индуктивное обобщение эмпирического материала.

Любая гипотеза имеет исходные данные, или основания, и конечный результат рассуждения - предположение. Она включает также обработку исходных данных и логический подход к предположению. Завершающий этап познания - проверка гипотезы, превращающая предположение в достоверное знание или опровергающая его.

     В структуре  гипотезы различают элементы:      

Во-первых, основание гипотезы – совокупность фактов или обоснованных утверждений, на которых основывается предположение;     

Во-вторых, форма гипотезы – совокупность умозаключений, которая ведёт от основания гипотезы к основному предположению;     

В-третьих, предположение (или гипотеза в узком смысле слова) – вывод из фактов и утверждений, обосновывающих гипотезу.

      Безусловно, дать общий образец построения гипотезы для всех случаев жизни не представляется возможным. Это связано с тем, что условия для разработки гипотезы зависят от своеобразия практической деятельности, а также от специфики рассматриваемой проблемы. Тем не менее, можно определить общие границы этапов, которые проходит мыслительный процесс в гипотезе. Основными этапами разработки гипотезы являются:

1) выдвижение гипотезы;

2) развитие гипотезы;

3) проверка гипотезы.

     Рассмотрим содержание и особенности каждого этапа более подробно.

Выдвижение  гипотезы

     Чтобы выдвинуть гипотезу, необходимо располагать некоторой совокупностью фактов, относящихся к наблюдаемому явлению, которые бы обосновывали вероятность определенного предположения, объясняли неизвестное. Поэтому построение гипотезы связано, в первую очередь, с собиранием фактов, имеющих отношение к тому явлению, которое мы объясняем, и не совпадающих с уже имеющимся объяснением.

Информация о работе Подтверждение и опровержение гипотез