Основные законы логики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 07:56, контрольная работа

Описание работы

Логика - одна из самых старых наук. Ее богатая событиями история началась еще в Древней Греции и насчитывает две с половиной тысячи лет. В конце прошлого - начале нынешнего века в логике произошла научная революция, в результате которой в корне изменились стиль рассуждений, методы и наука как бы обрела второе дыхание. Теперь логика - одна из наиболее динамичных наук, образец строгости и точности даже для математических теорий.

Содержание работы

1. Введение. Понятие логики
2. Основные законы логики
-Закон тождества
-Закон противоречия
-Закон исключенного третьего
-Закон достаточного основания
3. Взаимосвязь логики и риторики
4. Выводы
5. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

логика.docx

— 37.40 Кб (Скачать файл)

       На этом законе базируется важный юридический принцип – презумпция невиновности.

Основываясь на логических законах тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания, можно сделать вывод, что логически правильная речь должна быть определенной, непротиворечивой и обоснованной. Это означает, что: речь говорящего должна быть определенной, т. е. ясной, с четкими формулировками и конкретными выводами. Оратор не имеет права использовать туманные намеки, расплывчатые рассуждения, двусмысленные замечания и необоснованно перескакивать с одной мысли на другую;

-речь оратора должна быть последовательной, без противоречивых высказываний. Вся логика речи используется для утверждения выдвинутой точки зрения. Логичность речи - одно из требований культуры общения;

-речь выступающего должна быть обоснована доказательствами, опираться на действительные факты, научно обоснованные истины, надежные источники информации.

Взаимосвязь логики с риторикой. Взаимосвязь логики с другими науками прослеживается с самого появления логики. С момента своего возникновения логика была самым тесным образом связана с философией. В течение многих веков логика считалась, подобно психологии, одной из "философских наук". И только во второй половине XIX в. формальная - к этому времени уже математическая - логика "отпочковалась", как принято выражаться, от философии.

Особенно очевидна связь логики с риторикой, в древности они рассматривались в неразрывном единстве. И сегодня в период подготовки содержания речи логике отводится главенствующая роль. Отбор фактов, разработка плана и композиции выступления, обеспечение доказательности и аргументированности речи - все это требует знания законов логики. Логическая культура пригодится оратору, если в момент выступления завяжется спор, и на этапе подведения итогов выступления.

При рассмотрении мышления как предмета изучения логики, как особой ветви знания, способствовали два обстоятельства, и в них тоже прослеживалась взаимосвязь логики с риторикой:

1) Еще в древности люди знали, что достоверность выводных знаний  зависит не только от истинности  исходных посылок, но и от способа  их соединения;

2) Чтобы убеждать, надо не только  хорошо говорить, но и владеть  различными приемами построения  умозаключений и доказательств.

Поэтому логика использовалась теоретически и практически в повседневной интеллектуально - речевой деятельности и вошла в программу европейских университетов в составе так называемого тривиума - первой ступени высшего образования, куда, кроме логики, входили грамматика и риторика.

Термины «риторика» (греч. retorike), «ораторское искусство» (лат.orator <orare - «говорить»), «витийство» (устар., старославянск.), «красноречие» (русск.) синонимичны.

На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2 подхода к ее определению: согласно первому - это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму - это искусство речи.

В настоящее время термин «риторика» употребляется в узком и широком смыслах. Риторика (в узком смысле) - это обозначение филологической дисциплины, изучающей теорию красноречия, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных устных и письменных жанрах). Риторику (в широком смысле) называют неориторикой (термин введен профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году) или общей риторикой. Ее быстрое и продуктивное развитие вызвано появлением новых языковедческих наук - лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии.

Риторика учила и учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Первостепенное внимание теория красноречия всегда уделяла устному, «живому» контакту.

Взаимосвязь логики и риторики прослеживается с самого начала возникновения логики. Так как именно риторика послужило одной из причиной возникновения логики. Основными являются две. Одна из них - зарождение и первоначальное развитие наук, прежде всего математики. Этот процесс относится к VI в. до н. э. и получает наиболее полное развитие в Древней Греции. Рождаясь в борьбе с мифологией и религией, наука основывалась на теоретическом мышлении, предполагающем умозаключения и доказательства. Отсюда - необходимость исследования природы самого мышления как формы познания.

Логика и возникла прежде всего как попытка выявить и объяснить те требования, которым должно удовлетворять научное мышление, чтобы его результаты соответствовали действительности.

Другая, пожалуй еще более важная причина - это развитие ораторского искусства, в том числе судебного, которое расцвело в условиях древнегреческой демократии. Величайший римский оратор и ученый Цицерон (106-43 гг. до. н. э.), говоря о могуществе оратора, обладателя «божественного дара» - красноречия, подчеркивал: «Он может безопасно пребывать даже среди вооруженных врагов, огражденный не столько своим жезлом, сколько своим званием оратора; он может своим словом вызвать негодование сограждан и низвергнуть кару на виновного в преступлении и обмане, а невинного силою своего дарования спасти от суда и наказания; он способен пробудить робкий и нерешительный народ к подвигу, способен вывести его из заблуждения, способен воспламенить против негодяев и унять ропот против достойных мужей; он умеет, наконец, одним своим словом и взволновать и успокоить любые страсти, когда этого требую обстоятельства дела».

Можно логично рассуждать, правильно строить свои; умозаключения, опровергать доводы противника и, не; зная правил логики, подобно тому, как нередко люди выражают свои мысли на языке, не зная его грамматики. Знание логики повышает культуру мышления, способствует четкости, последовательности и доказательности рассуждения, усиливает эффективность и убедительность речи. Особенно важно знание основ логики в процессе овладевания новыми знаниями, в обучении, в ходе, подготовки к занятию, при написании сочинения, выступления, доклада; знание логики помогает заметить логические ошибки в устной речи и в письменных произведениях других людей, найти более короткие и правильные пути опровержения этих ошибок, не допускать их самому.

 

Выводы.

Основные законы логики называют основными на том основании, что они выражают такие коренные черты логично правильного мышления, как определенность, последовательность, непротиворечивость и обоснованность.

Кроме основных законов логики существуют и другие законы логики: закон двойного отрицания, закон идемпотентности, закон коммутативности, закон контрапозиции, закон сложной контрапозиции, закон ассоциативности, закон дистрибутивности и закон де Моргана.

Всеобщность и универсальность законов логики выражается в том, что они действуют во всех сферах человеческого мышления.

Если бы люди не руководствовались одними и теми законами логики и мышления, то деятельность таких масштабных организаций, как Организация Объединенных Наций, была бы невозможной. И не существует полного соответствия между законами логики и деятельностью людей, именно поэтому существуют противоречия между организациями, людьми или их действиями. Примерами таких противоречий являются политические партии, религиозные веры и другие организации, мышления которых не совпадает с законами логики.

Для того чтобы соблюдать законы логики нужно знать соответствующую сферу объективной действительности, о которой говорится в рассуждении, умело пользоваться синонимами и антонимами, НЕ вдоваться в долгие дискуссии, предварительно не определив правильность своего мышления, а также использовать научные технологии. Нужно не забывать, что противоречащие суждения разрушают рассуждения. Поэтому обнаружив противоречия необходимо совершенствовать теории или заменять их.

Так же мы выяснили, что логика просто необходима риторике, так как риторика изучает закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста, то отбор фактов, разработка плана и композиции выступления, обеспечение доказательности и аргументированности речи - все это требует знания законов логики. А чтобы убеждать, надо не только хорошо говорить, но и владеть различными приемами построения умозаключений и доказательств.

Выявлена взаимосвязь логики и риторики, которая прослеживалась с самого начала возникновения логики. Отсюда следует вывод, что знание логики повышает культуру мышления, способствует четкости, последовательности и доказательности рассуждения, усиливает эффективность и убедительность речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Список литературы

1. Войшвилло Е.К., Дегтярев  М.Г. Логика с элементами эпистемологии  и научной методологии. Учебник. - М.:Интерпракс. 1994.-448 стр.

2. Казаков А.Н.., Якушев  А.О. Логика - I. Парадоксология: пособие для учащихся старших классов лицеев, колледжей и гимназий. - М.:АО «Аспект Пресс».1994.-256 стр.

3. Классическая логика: учебное  пособие. - М.Гуманитарный издательский  центр ВЛАДОС.1996.-192 стр.

4. Кумпф Ф., Оруджев З. Диалектическая логика: основные принципы и проблемы. - М.: Политиздат. 1979.-286 стр.

5. Логика: пособие для  учащихся. - М.:Просвещение.1996.-206 стр.

6. 2. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика языковой коммуникации. М., 2002. - С. 230.

7. Алмаев Д.Т. Логика.-М., 2003г.

8. Яковлев И.А. Мир  логики.-М., 2003г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные законы логики