Определение понятий. Сущность и значение определения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 00:31, реферат

Описание работы

Цель данной работы: описать виды понятий и рассмотреть отношения между понятиями.
Задачи:
Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме.
Дать характеристику «понятия»
Рассмотреть виды понятий и логическим приёмам их образования.
Предмет: понятие как форма мышления.

Содержание работы

Введение 3
Раздел 1. Понятие как форма мышления. 4
1.1. Общая характеристика понятий. 4
1.2 Логические приёмы образования понятий. 6
1.3 Содержание и объем понятий 7
1.4 Понятие и слово 11
Раздел 2. Виды понятий. 14
Раздел 3. Определение понятий. Сущность и значение определения. 19
3.1 Виды определения. 19
3.2 Правила определения 22
Вывод 25
Список литературы: 27

Файлы: 1 файл

Реферат. Логика.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

Следует всегда помнить о правильности обращения  с любыми логическими категориями. Так, возможна ошибка, связанная с объемами понятий. Недопустимо отождествлять части предмета и части объема понятия об этом предмете. В противном случае часть физического предмета (колесо автомобиля, крыло самолета, оружейный ударник) отождествляется с самостоятельными предметами, мысленные отражения которых входят в объем соответствующего понятия.

Необходимо  также упомянуть о пустых объемах. В некоторых случаях может  идти речь о так называемых пустых объемах. Есть два варианта возникновения пустого объема: вспомним, что в понятие входит не сам предмет, а лишь его мысленное отражение. Поэтому, если предмет, отраженный в понятии, противоречит объективным физическим законам, объем такого понятия считается пустым. Это происходит либо с понятиями, содержащими фантастические предметы, либо с понятиями о предметах, существование которых невозможно (например, вечный двигатель). В другом случае подразумеваются самопротиворечащие (ложные) понятия. Они имеют содержание при пустых объемах.

Разные случаи существования объемов изучает формальная логика. Она рассматривает мышление с точки зрения его экстенсиональности. Или, другими словами, в экстенсиональном контексте. В рамках формальной логики мышление представляется процессом осуществления различных операций с объемами понятий без рассмотрения содержания этих понятий. Цель формальной логики – определить истинность либо ложность понятий, опираясь лишь на их объемы.

Если есть формальная логика, занимающаяся изучением только объемов понятий, разумно было бы предположить и существование логики содержания, которая занималась бы изучением содержательной стороны понятий и суждений. Объектом рассмотрения логики содержания должна быть интенсиональная часть мышления, взаимодействие содержания различных понятий и степень правильности отражения в понятиях и суждениях объективного мира.

Логика изучает  понятия и суждения о предметах  реального мира. Понятия есть лишь мысленные отражения реально  существующих предметов. Однако понятие  подразумевает существование своего предмета. Тут возникает понятие модальности. Модальность – это способ существования определенного объекта или процесса (онтологическая модальность). Существует также понятие логической модальности. Это способ понимания, получение заключения об объекте, явлении или процессе.

Логическое  существование можно назвать  абсолютным, так как этим понятием определяется существование само по себе, существование как оно есть, без привязки к какому-либо конкретному объекту. [1, c. 102-107]

1.4 Понятие и слово

       Понятие, как и всякая мысль, выражается в определенной знаковой форме. Такими формами в языке являются общие описательные имена. Обычно вместо них используют всякого рода сокращения. Понятия составляют смысл имен такого рода и в силу из функции – мысленного выделения предметов – связывают эти имена с теми объектами, которые они должны представлять как знаки языка в процессах коммуникации и мышления.

       Смысл представляет собой одну  из характеристик знаков. Говоря  о понятии, мы выходим за  пределы теории знаков, рассматривая понятие не как некоторую характеристику знаков, а как определенную форму отражения действительности на ступени абстрактного мышления, то есть на ступени познания действительности с помощью языка. Смыслы знаков представляют собой определенные мысленные образования, результаты определенной мысленной переработки предметов действительности и фиксации их в языке. В этих образованиях находит выражение своеобразие и многообразие форм мыслительной, познавательной деятельности человека. В связи с вопросом о соотношении знаковой формы понятия и сокращающихся слов следует различать два типа ситуаций.

       1. В процессе той или иной  научной деятельности или в  повседневной жизни человек вводит  некоторое понятие, выделяя интересующий  его класс предметов, и затем подбирает какое-нибудь сокращенное слово – общее имя для этих предметов.

       2. Имеется  уже более или менее точно  интуитивно употребляемое в научном  или повседневном обиходе некоторое  имя, обозначающее предметы некоторого  класса, и затем образуется понятие о соответствующих предметах, отвечающие на вопрос, что собой представляют эти предметы.

       То, что  понятие и слово неотделимы  друг от друга в своем возникновении  и функционировании не означает  их абсолютного тождества, так  как между ними есть следующие определенные различия.

       Во-первых, не всякое понятие выражается  одним словом. Многие понятия  выражаются совокупностью слов  – словосочетаниями.

       Во-вторых, понятие и слово не всегда  однозначно соответствуют друг  другу, что связано с существованием омонимов и синонимов.

       Омонимы  – это слова, совпадающие по  звучанию, но относящиеся к различным  понятиям.

       К омонимам  примыкают слова-паронимы. Паронимы  – это близкие по звучанию  однокоренные слова, имеющие разное  значение или совпадающие в нем лишь частично.

       Синонимы  – это слова, тождественные  или очень близкие по своему  значению.

       В-третьих,  в обыденной речи к основному  значению понятий часто добавляются  дополнительные оттенки, служащие  для выражения эмоционального или оценочного отношения говорящего к предмету мысли. [ 7, c. 65-76]

       Таким образом, понятие, находясь  в неразрывном единстве со  словом, не всегда однозначно  с ним совпадает. Слово –  форма выражения понятия, а  понятие, в свою очередь, выражает  смысловое содержание слова. Приемами образования понятий являются: абстрагирование, анализ, синтез, сравнение и обобщение. Любое понятие в логике имеет объем и содержание.

 

 

Раздел 2. Виды понятий.

В современной  логике принято делить понятия на: ясные и размытые; единичные и общие; собирательные и несобирательные; конкретные и абстрактные; положительные и отрицательные; безотносительные и соотносительные. Перейдем к рассмотрению каждого вида понятий отдельно.

а) По объему предметов, обобщающихся в понятии, различают единичные и общие понятия, а также нулевые. Единичное понятие - такое, в объем которого входит один предмет («Москва», «первый космонавт», «естественный спутник Земли»).

Общее понятие - такое, в объем которого входит более одного предмета («преступление», «суд», «указ», «следователь» и др.).

Общие понятия  могут быть регистрирующими и  нерегистрирующими. Регистрирующие понятия - такие, в которых множество предметов, составляющих объем понятия, можно пересчитать (зарегистрировать, подвергнуть учету). Например, «студент Московской государственной юридической академии», «участник Великой Отечественной войны».

Нерегистрирующие - такие понятия, множество предметов объема которых не поддается учету. Например, «преступление», «студент» и др.

В процессе рассуждения  общие понятия могут употребляться  в разделительном и собирательном  смысле. В разделительном смысле понятие  употребляется тогда, когда все, что утверждается (или отрицается) в суждении относится к каждому предмету, входящему в объем понятия. Например, в суждении «Студенты первого курса изучают логику» понятие «студент первого курса» означает: «каждый студент первого курса». Напротив, если высказывание относится ко всем вместе предметам, составляющим объем понятия, то понятие употребляется в собирательном смысле. Например: «Студенты первого курса организовали конференцию», «Студенты первого курса разбежались в разные стороны». Или: понятие «человек» в суждении «Человек смертен» употребляется в разделительном смысле, а в суждении «Человек осваивает космос» - в собирательном смысле и т. п.

Нулевыми (пустыми) называются понятия, объемы которых представляют собой классы реально не существующих предметов и существование которых в принципе невозможно: "вечный двигатель", "русалка", "леший" и др.). От нулевых следует отличать понятия, отражающие предметы, которые реально не существуют в настоящее время, но существовали в прошлом или существование которых возможно в будущем: "древнегреческий философ", "термоядерная электростанция". Такие понятия не являются нулевыми

б) В зависимости от того, что представляют собой элементы объема понятия (каждый элемент - отдельно существующий предмет или множество предметов), различают собирательные и несобирателъные понятия. Собирательное понятие - такое, в котором мыслятся множества предметов, составляющих единое целое («коллектив», «армия», «группа учащихся»). Объем собирательного понятия составляют множества предметов, например множество членов коллектива, множество военнослужащих в армии. Содержание собирательного понятия составляют существенные признаки, относящиеся ко всей совокупности элементов, но не к каждому элементу.

Собирательные понятия могут быть общими («коллектив», «народ» и т. п.) и единичными («созвездие Большой Медведицы», «население города Москвы»).

В несобирательных  единичных и общих понятиях содержание (совокупность существенных признаков) относится к каждому элементу объема понятия. Например, несобирательными общими понятиями являются: «преступление», «кража», «человек», а несобирательными единичными понятиями являются: «основатель Москвы Юрий Долгорукий», «первый космонавт Юрий Гагарин» и др.

в) В зависимости от того, что представляют собой предметы, обобщаемые в понятии, различают конкретные и абстрактные понятия. Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным.

Понятие, в котором  мыслится признак предмета или отношение между предметами, называется абстрактным.

Различие между  конкретными и абстрактными понятиями основано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим.

 Абстрактные  понятия образуются в результате  отвлечения, абстрагирования определенного признака предмета; эти признаки мыслятся как самостоятельные объекты мысли.

Не следует  смешивать конкретные понятия с  единичными, а абстрактные с общими. Общие понятия могут быть и  конкретными, и абстрактными (например, понятие посредник - общее, конкретное; понятие посредничество - общее, абстрактное). [8, c. 54-61]

г)   В соответствии с тем, утверждаются или отрицаются признаки предметов, обобщаемых в понятии, различают положительные и отрицательные понятия.

Положительные понятия — такие, в которых содержание составляют свойства, присущие предметам, обобщенным в данном понятии. Например, «грамотный», «виновность», «нравственность» и др.

 Отрицательные  понятия - такие, в содержании  которых указываются существенные  признаки, отсутствующие у предметов. Например, «безграмотный», «невиновность», «безнравственность».

Следует отличать отрицательные понятия от некоторых  положительных понятий с частицей «без», «а», «анти», в которых данная частица не означает отрицания существенных признаков. Например, «антиквариат», «анархия» и др.

д) Если в понятии отражаются (обобщаются) предметы, которые предполагают существование других, родственных, предметов, то говорят о соотносительных понятиях. Например, такие понятия, как «отец», «родитель», «начальник», предполагают существование других людей, которые являются соответственно «ребенком», «рожденным», «подчиненным».

Безотносительные - такие понятия, предметы в которых мыслятся как существующие самостоятельно, сами по себе, независимо от того, в каком отношении они находятся с другими предметами. Например, «человек» (как существо, способное трудиться, мыслить и говорить), «кража» (как особые деяния, которые совершаются тайно и состоят в хищении чужого имущества).

Определить, к  какому виду относится то или иное понятие, - значит дать ему логическую характеристику. Так, давая логическую характеристику понятию «юрист», нужно указать, что это понятие общее (нерегистрирующее), несобирательное, конкретное, положительное, безотносительное. Понятие «антифашист» - общее (нерегистрирующее), несобирательное, конкретное, отрицательное, безотносительное. Понятие «законный» - общее (нерегистрирующее), несобирательное, абстрактное, положительное, безотносительное.

Логическая  характеристика понятий помогает уточнить содержание и объем, выработать более точное употребление выражающих их слов.

е) В зависимости от содержания понятий они могут отражать действительность более или менее точно. Именно это качество положено в основу разделения понятий на ясные и размытые.

Как несложно догадаться, четкость отражения значительно выше у ясных понятий, размытые же нередко отражают предмет с недостаточной полнотой. Например, ясное понятие «инфляция» содержит в своих характеристиках достаточно четкое указание на степень экономической дестабилизации в стране.

В разных отраслях науки (в основном гуманитарных) используются понятия с размытым содержанием (перестройка, гласность), что зачастую носит негативный характер. Особенно это характерно для правоприменительной  деятельности, в процессе которой  недостаточная определенность правовых норм может приводить к их свободному толкованию субъектами права.

 Также, рассматривая отношения между понятиями, следует, прежде всего, различать понятия сравнимые и несравнимые.

Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые признаки, позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом  (например: пресса и телевидение — сравнимые понятия, они имеют общие признаки, характеризующие средства массовой информации).

Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих признаков, поэтому и сравнивать эти понятия невозможно (например:  квадрат  и общественное порицание).

 Они относятся  к разным, весьма отдаленным друг  от друга областям действительности  и не имеют признаков, на  основании которых их можно  было бы сравнивать друг с другом.

Информация о работе Определение понятий. Сущность и значение определения