Общая характеристика проблемы и виды проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 19:13, контрольная работа

Описание работы

В связи с применением в познавательной жизни человека специальных логических средств перед логикой стоят задачи , решение которых определило появление новых специализированных направлений: логики научного познания, логики научного исследования и т.п.
Логика науки- это применение идей, методов и аппарата логики в анализе научного познания.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................3
1. Общая характеристика проблемы...............................................................4
2. Типология проблем......................................................................................5
3.Процесс решения проблемы........................................................................7
Заключение.....................................................................................................9
Список литературы......................................................................................10

Файлы: 1 файл

logika.docx

— 27.46 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Логика»

 

На тему: «Общая характеристика проблемы и виды проблем».

 

 

 

 

                                                                                     

                                                                                      Выполнила: студентка            

                                                                                      2 курса Группы БЭзд/23-1

                                                              Лупанова Е.Н.

 

                                                          Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

Введение...........................................................................................................3

1. Общая характеристика  проблемы...............................................................4

2. Типология проблем......................................................................................5

3.Процесс решения проблемы........................................................................7

Заключение.....................................................................................................9

Список литературы......................................................................................10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

             В связи с применением в познавательной жизни человека специальных логических средств перед логикой стоят задачи , решение которых определило появление новых специализированных направлений: логики научного познания, логики научного исследования и т.п.

             Логика науки- это применение  идей, методов и аппарата логики  в анализе научного познания.

              К формам развития научного  познания относят прежде всего  проблему, гипотезу, теорию.

              Проблема- это необходимо возникающий  в процессе научного познания  вопрос или целостный комплекс  вопросов, решение которых представляет  теоретический или практический  интерес. Весь ход развития человеческого  познания может быть представлен  как процесс перехода от постановки  проблем к их решению, а затем  к постановке новых проблем.

               В данной контрольной работе рассматривается общая характеристика проблемы, а также типология, виды проблем и процессы их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика проблемы.

 

           Проблема  (от греч. Problema- преграда, трудность, задача) - с необходимостью возникающий в процессе научного познания вопрос (задача) или целостный комплекс вопросов (задач) , решение которых представляет теоретический или практический интерес. Весь ход развития человеческого познания может быть представлен как процесс от постановки проблем к их решению, а затем к постановке новых проблем.

Общие свойства проблемы

  • Необходимость решения проблемы.
  • Неповторимость проблемной ситуации.
  • Наличие трудностей при рассмотрении альтернатив решения проблемы.
  • Неопределенность результатов решения проблемы.
  • Необходимость учета межпроблемных связей и факторов.
  • Присутствие человеческого фактора, а следовательно субъективных аргументаций, по поводу выбора  вариантов решения проблемы.



Внутренняя структура проблемы

  • Предмет проблемы- характеризует возникшее главное противоречие, которое выражается в вопросе: «В чем суть проблемы?».
  • Объект проблемы- отвечает на вопрос :«Где возникла проблема?».
  • Субъект проблемы- тот, кто связан с проблемой (социальный, интеллектуальный ее элемент).
  • Связи проблемы- характеризуют как структурные межэлементные связи( ограничения), так и отношения с другими проблемами. Они отражаются в вопросе «С чем связана проблема?».
  • Цель решения проблемы- выражается в вопросе : «Для чего необходимо решить проблему?».




 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Типология проблем.

 

     1. По используемым методам :

  • Программируемые проблемы. К данному типу проблем обычно относят стандартные проблемы, возникающие на основе определенного знания и являющиеся закономерным результатом процесса познания. Для их решения применяется определенная модель с внесением необходимых корректировок на специфические особенности
  • Непрограммируемые проблемы. К этому типу проблем относятся нестандартные проблемы, т.е. проблемы, для решения которых нет алгоритма.
  • Неразрешимые проблемы. Это проблемы, путей решения которых нет.

2. По характеру решения:

  • Рутинные проблемы. Проблемы данного типа решаются по отработанным моделям и не требуют творческого подхода, так как все процедуры решения таких проблем известны.
  • Селективные проблемы. Проблемы этого типа решаются в определенных рамках альтернативного подбора моделей и алгоритмов их решения.
  • Адаптационные проблемы. Проблемы данного типа решаются в сочетании использования нестандартного подхода на основе новых идей с отработанными моделями и алгоритмами их решения.
  • Инновационные проблемы. Проблемы этого типа решаются в сочетании использования нестандартного подхода на основе новых идей с разработкой новых моделей и алгоритмов их решения.

3. По степени формализации:

  • Хорошо структуризованные проблемы. Это проблемы , в которых зависимости между элементами целостного комплекса задач, составляющих проблему, могут получать численные значения и символы. При решении проблем такого типа используются количественные методы.
  • Слабо структуризованные проблемы. Это проблемы, как правило, сложные, отличающиеся в первую очередь качественными зависимостями между структурными межэлементами связями проблемы. Однако они содержат как качественные, так и количественные элементы при преобладающем составе первых . В решении подобных проблем исключается возможность построения моделей, но не всегда.  Все зависит от специфики конкретной проблемы и приемлемости сочетания количественных и эвристических методов.
  • Неструктуризованные ( или качественно выраженные) проблемы. В этого типа проблемах количественные зависимости между структурными межэлементными связями проблемы совершенно неизвестны. Решение этих проблем предполагает использование эвристических методов , основанных на теоретических рассуждениях, логике, интуиции, опыте и т.п.

В логике существуют и другие схемы типологизации проблем:

1. Различают явные и неявные проблемы. Первые содержат максимум информации о самой проблеме, методах ее изучения и возможных результатах ее решения; вторые- минимум сведений о решении проблемы и методах ее исследования.

2. Выделяют неразвитые проблемы и развитые. Неразвите проблемы характеризуются незавершенностью и неполнотой, и потому иногда называются предпроблемами.

3. Процесс решения  проблемы.

 

Ознакомление с проблемой. Уточнение проблемы. Постановка проблемы.


 

Подборка и определение объема необходимой информации.




Рабочая формулировка проблемы.




Разработка вариантов возможных решений проблемы. Выработка идей.




Поиск решения проблемы.




Проникновение в суть проблемы. Открытие.




Поиск оптимальных моделей и алгоритмов решения проблемы.




Рациональная оценка решения проблемы. Выбор оптимальной и эффективной модели решения проблемы.





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Проверка правильности (истинности) решения проблемы.


 

Проблема как процесс развития знания складывается из следующих этапов:

1. Возникновение предпроблемы, т.е. проблемы неосознанной в ее  полном объеме.

2. Формирование проблемы  в ее завершенности и целостности.

3.Определение путей и  методов разрешения проблемы  или установления ее неразрешимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

          Этапы конкретизации проблемы включают интеллектуально сложный и методологически многообразный уровни анализа.  На первом этапе проблема представляется как антиномия-противоречие научного или социокультурного познания. Это так называемая «открытая проблема», которая требует своего анализа. Второй этап - конкретизация проблемы, в процессе которого проясняется иерархия конкретных задач, решение которых необходимо для ее преодоления или, по крайней мере, понимания. Исследователь понимает проблему, если он понимает парадигму проблемы, то есть ее фундаментальные теоретические допущения и идеализации; принимает логическую аргументацию формулировки и обоснования проблемной ситуации; видит цель, преследуемую при решении проблемы; выбирает или оценивает возможные гипотезы такого решения; понимает основания неразрешимости проблемы.

            Таким образом, в данной контрольной  работе была дана характеристика  проблемы, были изучены типологии  проблемы. Так же указан  процесс  возможного решения проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1. Грядовой Д.И. Логика: структурированный учебник. М.: Юнити, 2010.

2.  Гетманова  А.Д. Логика: учебник для вузов.М.: Высшая школа,2007.

3. Ивин А.А. Логика и теория аргументации: элементарный курс: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2007.

     4. Чуешов В.И. Основы современной логики: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2003.

    5. Бочаров В.А.,МаркинВ.И. Основы логики: Учебник. – М.: ИНФРА,    2007.

 

 

 

 

 

Москва 2014


Информация о работе Общая характеристика проблемы и виды проблем