Ложь как логико-семантическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ и систематизация знаний по проблеме лжи.
В соответствии поставленной целью были сформулированы задачи:
- проанализировать литературу по данному вопросу;
- рассмотрение сущности лжи, ее определения и видов;
- применение данных знаний на практике в ходе анализа речи
И.Сталина;

Файлы: 1 файл

Курсовая -Ложь как логико-семантическая проблема.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В современное время, каждый человек может быть подвержен лжи и обману, а самое главное он подвергается этому, чуть ли не ежедневно. Будь то ложь как скрывание истины для сокрытия «темных» дел других людей, или как сокрытие фактов, но во благо. Именно поэтому я акцентирую внимание на данной теме.

Понятие лжи является предметом исследования во многих гуманитарных науках, но пока это мало способствует выявлению ее специфики в разных областях практической и теоретической  деятельности. Анализ отечественных психологических публикаций показывает, что, несмотря на очевидную актуальность обсуждаемой темы, в нашей науке почти нет исследований, посвященных изучению закономерностей порождения и понимания лжи в системах коммуникации. Проблема лжи – одна из центральных в человеческой жизни. Ложь – противоречивый, многоплановый, крайне запутанный психологический феномен.

Целью курсовой работы является анализ и систематизация знаний по проблеме лжи.

 В соответствии поставленной целью были сформулированы задачи:

- проанализировать литературу по данному вопросу;

- рассмотрение сущности лжи, ее определения и видов;

- применение данных знаний на практике в ходе анализа речи

И.Сталина;

Теоретической значимостью данной работы является выявление проблем психологии лжи. Практически значимой эта работа может быть для студентов, преподавателей в высших учебных заведениях, людей, интересующихся проблемой лжи в психологии. В дальнейшем планируется продолжить исследование в этой области.

 

Глава 1. Слово и понятие.

Структура и значение слова.

Слово, одна из основных единиц языка, служащая для именования предметов, лиц, процессов, свойств.1

Значение слова имеет объем и содержание. Объем значения – это совокупность предметов одного и того же класса, к которым данное слово применимо в качестве названия. Содержание значения – это знание о данном предмете и его характеристика (совокупность существенных признаков, эмоционально-оценочное отношение, указание на связь с предметами другого класса).

Так как объем значения слова составляет не один предмет, а класс однородных предметов (имена собственные – исключение), и потому что в содержании значения фиксируются признаки не единичных предметов, а целого класса, слово может быть использовано в качестве названия, как для всего класса, так и для любого входящего в этот класс предмета.

Объем и содержание значения неотделимы друг от друга. Значение слова  – это единство объема и содержания. Определяя содержание значения слова, мы тем самым определяем его объем. Рассмотрение значения слова с точки зрения объема и содержания необходимо для сопоставления значений разных слов.

Современный подход к  изучению семантики слова основан  на предположении, что внутренняя форма  слова (т.е. его значение) представляет собой сложную структуру, которая  называется семантической структурой слова или структурой лексического значения слова и включает в себя целый ряд составляющих.

Уфимцева А.А.2 говорит о необходимости подходить к слову как к неразрывному единству звуковой стороны и смыслового содержания, как к сложному тождеству его лексико-грамматических и лексико-фразеологических форм, выявляющихся в многообразных связях  слов с другими элементами языковой структуры, и на основе этого выделяет три основных фактора, определяющие лексическое значение слова: 1) логико-предметное содержание слова; 2) своеобразие грамматических форм, при помощи которых это смысловое содержание фиксируется и воспроизводится; 3) соотношение данного слова со всей лексико-семантической системой языка, обязательным элементом которой оно является.

Смысловая структура слова представляет собой иерархическую систему, в которой степень самостоятельности и сфера общеупотребительности значений поставлены в зависимость от характера связи слова с обозначаемыми им “предметами” (прямые, переносные), а, следовательно, и со словами, составляющими его обычный семантический контекст (свободные и связанные значения) в системе языка, от роли и места, которое занимают эти далеко не однородные семантические элементы, значения полисемантического слова в системе языка.

Анализ смысловой структуры  слова, т.е. его смыслового объема, способствует установлению типов или видов  лексического значения. Общепринятой классификации и терминологии типов  лексического значения нет. Можно встретить следующие термины: основное и производное, прямое и переносное, конкретное и абстрактное, центральное и второстепенное, этимологическое и действующее значение слов.

Все эти значения группируются по нескольким основным признакам. С точки  зрения происхождения, значения можно подразделить на основные, т.е. положившие начало другим, и производные, - образованные от них, значения; к этой группе следует отнести и этимологическое, т.е. наиболее ранее известное значение слова и архаические или устаревшие, противопоставляя их по действующему временном значению.

Таким образом, значение слова нельзя отождествлять ни с понятием (или  предметом), которое оно выражает, ни с самим словом, ни с его  звучанием. Значение слова имеет  объем и содержание. Объем значения – это совокупность предметов одного и того же класса, к которым данное слово применимо в качестве названия. Содержание значения – это знание о данном предмете и его характеристика. Лексическое значение слова представляет собой сложную структуру, включающую в себя вещественное содержание и прагматический аспект.

Содержание  понятия.

В процессе мышления мы всегда оперируем понятиями.

Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений.  
Понятие отличается от представления своим более обобщённым и отвлечённым, не наглядным характером. Представление — образ предмета, понятие — мысль о предмете. Далеко не всё, о чём мы мыслим, может быть представлено в виде наглядных образов. Мыслить о чём-нибудь и представлять себе что-нибудь — это не одно и то же. 
Понятие неразрывно связано со словом и выступает в нашем мышлении в виде значения слова. Если восприятие и представление отражают в цельном образе связи свойств предмета или явления, то понятие есть система связей, отражающих соотношения предметов между собой.

Содержание  понятия - это совокупность существенных признаков предмета, мыслимого в понятии. Так, содержанием понятия "человек" является общественное существо, способное производить орудия труда. А содержанием понятия "государство" выступает власть экономически господствующих социальных сил и т.д.

Для раскрытия содержания необходимо путем сравнения установить признаки, которые необходимы и достаточны для выделения данного предмета и выяснения его отношения  к другим предметам.

Предметом мысли может  быть любая вещь, явление или процесс объективной действительности о них. Мысли о свойствах и отношениях предметов называются признаками. Признаки бывают двух видов: существенные и несущественные.

  • Существенные - это необходимые признаки, без которых предмет не может существовать в своей качественной определенности.
  • Несущественные - это преходящие, второстепенные признаки, приобретая или теряя которые, предмет остается самим собой.

Понятие представляет собой  сочетание этих признаков в единой мысли. Таким образом, понятие - это мысль о предмете, отражение предмета в его существенных признаках.

Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета. Но существенное не лежит на поверхности. Чтобы выявить его используют следующие логические приемы: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

  • Сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
  • Анализ - мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков.
  • Синтез - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.
  • Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков предмета (существенных) и отвлечение от других (несущественных).
  • Обобщение - мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии. В процессе обобщения человек как бы отходит от конкретного многообразия предметов, отвлекается от множества деталей, чтобы глубже познать основное, наиболее важное. Закрепляются и выражаются понятия с помощью слова.

Понятие, находясь во взаимосвязи  со словом, не всегда однозначно с ним  совпадает. Слово является формой выражения понятия, а оно, в свою очередь, выражает смысловое содержание слова. В структуре каждого понятия нужно разделять две стороны: содержание и объем. 

Объемом понятия называется совокупность (класс) предметов, которая мыслится в данном понятии. Например, объем понятий "растение", "животное", "товар" выражает всю безграничную совокупность соответствующих предметов реальной действительности.

В зависимости от содержания и объема все понятия делятся на конкретные виды. Для наглядности представим их в виде схемы, а затем последовательно рассмотрим каждый вид более подробно.

Единичными называются понятия, в которых мыслится один предмет (например, "великий русский писатель Александр Николаевич Островский", "Организация Объединенных Наций", "столица России" и другие). Общим называется понятие, в котором мыслится множество предметов (например, "столица", "государство", "правовед", "экономист" и другие). Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в них предметов подается учету, регистрации (например, "участник Великой Отечественной войны", "народный депутат России" и другие). Нерегистрирующим называется общее понятие, относящееся к неопределенному числу предметов (например, "человек", "философ", "ученый" и другие). Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем. Нулевыми (пустыми) называются понятия, объемы которых представляют собой классы реально не существующих предметов и существование которых в принципе невозможно: "вечный двигатель", "русалка", "леший" и др.). От нулевых следует отличать понятия, отражающие предметы, которые реально не существуют в настоящее время, но существовали в прошлом или существование которых возможно в будущем: "древнегреческий философ", "термоядерная электростанция". Такие понятия не являются нулевыми. Конкретные - это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее: "академия", "студент", "романс", "дом", "поэма А. Блока "Двенадцать" и др. Абстрактные - это понятия, в которых мыслится не сам предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета: "смелость", "добросовестность", "храбрость", "синева", "тождество" и др. Относительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого: " родители "-" дети "," учитель "- "ученик "," начальник "-" подчиненный "," истец "-" ответчик " и др. Безотносительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета: "фермер", "правило", "деревня", "человек" и др. Положительные - это понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету: "принципиальность", "благородный поступок", "живущий по средствам", "успевающий студент" и др. Отрицательными называются понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств (например, "некрасивый поступок", "некрашеный дом", "некошеный луг" и др.). Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое: "лес", "созвездие", "роща", "студенческий строительный отряд" и др. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в объем этого понятия. Несобирательные - это такие понятия, содержание которых можно отнести к каждому предмету данного класса, который охватывается понятием: "дерево", "звезда", "студент" и др.

Таким образом, понятие - это мысль о предмете, отражение предмета в его существенных признаках. Любые понятия так или иначе связаны с ощущениями, восприятиями, представлениями, которые возникают в результате воздействия объектов реальной действительности на органы чувств человека. Понятие и слово неотделимы друг от друга в своем возникновении и функционировании. Слова являются материальной основой понятий, без которой невозможно ни их образование, ни оперирование ими. Однако единство понятия и слова не означает их абсолютного тождества.

Истина. Ложь. Заблуждение.

Существует много определений истины. Истина - верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания. Истина - адекватность познания действительности. Истина - точка зрения абсолютного Бога, совокупность известных и неизвестных законов. В выражении "абсолютная истина " термин "истина" означает Слово или Логос. Его значение отличается от термина "истина", употребляемого традиционной аксиологией в контексте ценностей истины, добра и красоты. Чтобы выразить истину в этом значении аксиология Объединения использует термин "истинность"Термины истинность или верность отличаются от термина истина. Они означают способность воплощать в себе истину или быть истинными. Истинность - доказуема, а истина - зрима.

Ложь — утверждение, не соответствующее истине, высказанное в таком виде сознательно — и этим отличающееся от заблуждения. В двоичной логике ложь — одно из двух возможных состояний, противоположное истине. Феномен лжи широко исследуется в психологии и психолингвистике.

Заблуждение3 – несоответствие знания его предмету, расхождение субъективного образа действительности с его объективным прообразом; заблуждение есть абсолютизированный момент процесса познания, который возникает и существует как односторонность познания, закрепляемая в сознании ограниченным практическим интересом отдельного человека или класса. Особенную прочность в истории имеют заблуждения, закрепляемые социальными (классовыми) интересами консервативных и реакционных слоев и сил общества Заблуждение отличается от ошибки как результата неправильного теоретического или практического действия, вызванного личными, случайными причинами, а также от лжи как преднамеренного распространения заведомо неправильных представлений.

Проблема заблуждения, его природы, источников и условий  возникновения была поставлена вместе с проблемой истины уже в древнегреческой  философии. Заблуждение, как правило, понималось здесь как несовпадение человеческого ума и воли с  законами универсума, как бы последние ни толковались, – материалистически (Гераклит, Демокрит, Эпикур) или идеалистически (Платон, Аристотель, стоики). Источник заблуждения усматривался либо в природном несовершенстве познавательных способностей, в ограниченности чувственного знания, либо в недостатке образованности индивида, либо в совместном действии этих факторов. Религиозная идеология средневековья истолковывала заблуждение как искажение готовой, раз навсегда заданной человеку истины, производимое злой волей, персонифицированной в виде дьявола, т.е. как «дьявольское наваждение».

Информация о работе Ложь как логико-семантическая проблема