Логистика как фактор повышения конкурентоспособности фирм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 18:12, контрольная работа

Описание работы

1. Рассмотрение логистики в качестве фактора повышения конкурентоспособности предполагает, что последствия принимаемых решений в данной области должны поддаваться измерению в плане их воздействия на функциональные затраты и на доходы от продажи товаров. В связи с этим актуализируется задача нахождения способа контроля издержек и показателей, наиболее корректно отражающих связь логистики с основными экономическими и финансовыми индикаторами фирм.
2. Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами
логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов,
выбор вида упаковки и др.

Содержание работы

1. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности фирм
2. Выбор вида транспортного средства
3. Список литературы

Файлы: 1 файл

1.doc

— 55.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1.  Логистика  как фактор повышения конкурентоспособности  фирм

2.  Выбор  вида транспортного средства

          3.  Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Логистика  как фактор повышения конкурентоспособности  фирм

 

Рассмотрение логистики в качестве фактора повышения конкурентоспособности предполагает, что последствия принимаемых решений в данной области должны поддаваться измерению в плане их воздействия на функциональные затраты и на доходы от продажи товаров. В связи с этим актуализируется задача нахождения способа контроля издержек и показателей, наиболее корректно отражающих связь логистики с основными экономическими и финансовыми индикаторами фирм. Как выяснилось, определить количественные параметры последствий логистических решений весьма сложно. Это можно сделать лишь при соблюдении следующих условий методологического и технического характера: 
- наличия хорошо отлаженной учетноинформационной системы; 
- проведения комплексного анализа расходов и доходов структурных подразделений фирм и всех участников логистической цепи, основанного на применении принципа «миссий» и единой методологии исчисления издержек; 
- определения доли прибыли от логистической деятельности в общей прибыли фирм. 
В зарубежной экономической литературе отмечается, что у фирм, принявших на вооружение логистическую концепцию и построивших свою стратегию на ее основе, наблюдается значительное улучшение показателя, отражающего отношение прибыли, полученной от продажи товаров или услуг, к инвестированному капиталу (ПИК 
- прибыль на инвестированный капитал)1. При этом указывается на двоякое значение логистики, заключающееся в уменьшении издержек и увеличении доли компании на рынке2. 
Влияние логистики на расходы, связанные с продажей товаров, очевидно. В рамках логистического подхода к данным расходам относятся издержки по выполнению заказов, включающие затраты на их обработку, перевозку и складирование грузов, управление запасами, упаковку и поддерживающую деятельность (обеспечение запасными частями, послепродажный сервис). Не менее очевидно воздействие логистики на улучшение положения фирм на рынке, что оценивается, как правило, увеличением их доли на нем и во многом зависит от эффективного предложения фирм конкурентоспособного уровня обслуживания потребителей. ' 
Ключевые элементы показателя отношения прибыли к инвестированному капиталу могут быть изображены в виде следующей схемы (см. рис. 8). 
Влияние логистики на инвестированный капитал осуществляется через основные категории (элементы) активов и пассивов баланса 
'Обычно инвестированный капитал делят на основной и оборотный. Такая классификация капитала приемлема для целей выявления влияния на него логистики, так как логистическая деятельность фирм касается обеих этих групп капитала. Вопервых, стоимость элементов логистической системы — таких, как транспортные средства, погрузочно-разгрузочные механизмы, склады и т.д., в случае если они принадлежат фирме, является частью ее основного капитала. Вовторых, логистические операции и решения самым тесным образом связаны с различного рода запасами, счетами дебиторов и наличностью, представляющими собой не что иное, как оборотный капитал. 
2М. Cristopher. The Strategy of Distribution Management. London, 1986, p. 21. 
Рис. 8. КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОКАЗАТЕЛЯ ПИК 
Источник: М. Cristopher. The Strategy of Distribution Management. London, 1986, p. 75. 
фирм. Такие элементы баланса, как «наличность и счета дебиторов», относящиеся к оборотному капиталу, являются решающими с точки зрения ликвидности фирмы. В последние годы важность этих элементов стала общепризнанной, поскольку многие фирмы столкнулись с нехваткой наличности. Однако еще не всегда признается, что логистические переменные оказывают непосредственное влияние на данную часть баланса. Хотя, кажется, никто не оспаривает того факта, что чем короче срок выполнения заказов (период от приемки заказадо момента доставки товара потребителю), тем быстрее может быть выписан счет. Подобным образом скорость выполнения заказов может повлиять на поток наличности, если счет не выписывается до тех пор, пока товары не отправлены. Оной из менее очевидных логистических переменных, влияющих на наличность и счета дебиторов, является точность при выписке счетов. Если потребитель обнаруживает, что его счет содержит неточности, он, вероятно, не будет его оплачивать, и временной лаг между выполнением заказа и оплатой будет увеличиваться до тех пор, пока ошибку не исправят. 
Существенное влияние на оборотный капитал логистика оказывает через сокращение запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий. Очень часто 50 и более процентов оборотного капитала фирмпродуцентов приходится на запасы. Поэтому логистический фактор, воздействующий на инвестированный капитал, в значительной мере зависит от политики компаний в отношении уровней запасов, степени контроля и управления уровнем запасов, а также от системы планирования потребностей распределения. 
Известно, что традиционная концепция экономического размера заказов не всегда отражает истинные потребности производства и распределения. В результате возникает избыточный уровень запасов. В свою очередь, закупки сырья и материалов тесно связаны со счетами кредиторов. Такие счета являются, с точки зрения логистики, ключевыми элементами баланса фирм и оказывают влияние на их оборотный капитал. Следовательно, интеграция управления закупками и управления производством — составная часть логистической стратегии — может дать положительный эффект, что и подтверждается практикой. На фирмах, где постадийное расходование запасов соответствует плановым потребностям производства в сырье и материалах, логистические издержки компаний снижаются, а степень использования инвестированного капитала повышается. 
Аренда складов, транспортных средств и других элементов логистической системы является для арендатора текущими расходами. Замена основного капитала на текущие расходы достигается главным образом привлечением третьих фирм к выполнению операций по складированию и перевозкам вместо приобретения собственных средств для их осуществления. Такие изменения существенно сказываются на балансе между долговыми обязательствами и собственным капиталом, а следовательно, и на соотношении последнего и прибыли, а также на движении наличности с точки зрения как процентных платежей, так и выплаты долга. 
Поскольку материальную основу логистической системы фирм в большинстве случаев составляют собственные, а не арендуемые технические средства и постоянные сооружения, постольку логистика может оказывать существенное влияние на общую величину основного капитала фирм и на его соотношение с прибылью. 
Таким образом, можно сделать вывод, что логистика влияет почти на каждый аспект счета прибылей и убытков фирм. Поэтому соответствующие изменения в логистической стратегии воздействуют на финансовые результаты деятельности фирм и вносят свою лепту в обеспечение их долгосрочной жизнеспособности. Фирмы, взявшие на вооружение логистическую стратегию, постоянно анализируют ее. Тщательному анализу подвергаются также прибыль и инвестированный капитал, чтобы убедиться в максимальной эффективности использования ресурсов. Подставляя значения переменных в формулу, где множителями являются коэффициент доходности и оборачиваемость капитала, можно с достаточной степенью условности количественно определить влияние логистики на соотношение прибыли, полученной от продаж товаров, и инвестированного капитала, поскольку доходы от логистических услуг и расходы на логистические операции входят существенной частью в суммарные доходы и расходы фирм: 
пм„_ Прибыль от продаж Стоимость продаж ,ппс/ МИК. X х 1ии/о. 
Стоимость продаж Инвестированный капитал 
Исследования, выполненные в сфере логистики для широкого диапазона рынков — от продовольственных товаров до капиталоемкой продукции, показали, что фирмыпродуценты и посредники располагают достаточно широкими возможностями для создания предпочтительных условий потребителям1. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь в том случае, если функционирование логистики в полном объеме ориентировано на рынок. 
Для большей части продовольственных товаров логистика как активный инструментарий маркетинга не играет существенной роли. Исключение составляет отгрузка скоропортящейся продукции, когда доминирующим фактором служит время отгрузки и скорость перевозки. 
На рынке инвестиционных товаров важным конкурентным фактором является надежность отгрузки. Она существенна для получения повторных заказов от потребителя или для получения заказов от новых потребителей по рекомендации прежнего заказчика. Значимость надежности отгрузки обусловлена тем, что она должна вписываться, по сути дела, в разного рода примеры, происходящие у потребителя, включая зачастую строительство, укомплектование персоналом, его обучение и т. д. Воздействие на конкурентоспособность очень велико, поскольку повторный заказ нередко оказывается наиболее прибыльным предпринимательством с точки зрения долгосрочной перспективы по причине более низких допродажных и послепродажных издержек, более низких затрат на проектирование и стандартизацию продукции. Надежность отгрузки также является фактором, оказывающим влияние на производство по повторным заказам для такого вида продукции, как оборудование и приборы. 
’Мадагю с1аз ТесИгисИе Мападетеп!, 1990, № 4, э. 68. 
На рынке потребительской продукции длительного пользования надежность отгрузки в большинстве случаев не является доминирующим фактором, так как данный вид товара, как правило, всегда имеется в каналах распределения, а надежность оказывает лишь незначительное воздействие на запасы. Потребители и сбытовики часто легко соглашаются с определенной степенью ненадежности или неопределенности в отгрузках без смены поставщика или марки. При таких условиях логистика является главным образом фактором сокращения затрат, а не инструментарием маркетинга. Однако она всетаки может иметь большое значение с точки зрения повышения качества услуг. Особенно в деле сокращения сроков выполнения логистических операций при запуске производства новой продукции, а также в организации производства с широкой разновидностью моделей. 
Какова роль логистики на рынке промышленных материалов, т. е. продукции, которая используется потребителями в качестве компонентов? В этом случае продукция изготовляется в основном по спецификациям потребителя, но после ее разработки она является стандартной, а производство — повторным. Из этого следует, что надежность отгрузки имеет большое конкурентное преимущество перед другими факторами, например, скоростью или частотой отгрузок. 
Таким образом, когда на многочисленных рынках товаров вероятность дифференцирования продукции по ее свойствам или по качеству уменьшается, а корпоративный имидж или стратегия фирм трудно изменяемы в краткосрочной перспективе, логистика становится все более важным конкурентным фактором. 
В таких условиях конкурентное преимущество может возникать из способности фирмы посредством своей логистической деятельности добиваться: различий в сегментации рынка, изменений в экономическом окружении и рыночных требованиях, а также изменений собственных и чужих тактических маневров. . 
Политика фирм, направленная на получение доходов от логистической деятельности, как правило, ведет к увеличению прибыли. Исследования зарубежных специалистов показывают, что вклад логистики в прибыль компаний зависит от уровня обслуживания. При этом подмечено, что при достижении уровня 90% и выше логистические издержки начинают опережать рост доходов от этого вида деятельности. Начиная с 95%, эффект становится отрицательным (см. рис. 9). 
Вышеизложенное позволяет утверждать, что цель логистики 90х годов выходит за рамки сокращения издержек и увеличения прибы 
Источник: Промышленная логистика. СПб., 1994. 
ли. Поэтому на данном этапе концепция конкурентоспособности фирмы заключается в получении конкурентного преимущества за счет предложения дополнительных услуг и повышения их качества. В дальнейшем, по мере применения данной концепции большинством фирм, снижение издержек вновь может оказаться первоочередным делом, но уже на другой основе. Следовательно, повышение конкурентоспособности фирм за счет логистики — процесс непрерывный и динамичный.

 

2.  Выбор  вида транспортного средства

 

Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами

логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов,

выбор вида упаковки и др.

Основой выбора вида транспорта, оптимального для  конкретной перевозки, служит

информация  о характерных особенностях различных видов транспорта.

Рассмотрим  основные преимущества и недостатки автомобильного,

железнодорожного, водного и воздушного транспорта, существенные с точки

зрения логистики.

     -Автомобильный транспорт. Традиционно используется для перевозок на

короткие расстояния'. Одно из основных преимуществ — высокая маневренность. С

помощью автомобильного транспорта груз может доставляться "от дверей до дверей"

с необходимой  степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность

поставки, а  также возможность поставки малыми партиями. Здесь, по сравнению с

другими видами, предъявляются менее жесткие  требования к упаковке товара.

Основным недостатком  автомобильного транспорта является сравнительно высокая

себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной

грузоподъемности автомобиля. К другим недостаткам этого вида транспорта

относят также  срочность разгрузки, возможность хищения груза и угона

автотранспорта, сравнительно малую грузоподъемность. Автомобильный транспорт

экологически неблагоприятен, что также сдерживает его применение.

     Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта хорошо приспособлен для

перевозки различных  партий грузов при любых погодных условиях. Железнодорожный

транспорт обеспечивает возможность сравнительно быстрой доставки груза на

большие расстояния. Перевозки регулярны.

Здесь можно  эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Существенным  преимуществом железнодорожного транспорта является сравнительно

невысокая себестоимость  перевозки грузов, а также наличие  скидок.

К недостаткам  железнодорожного транспорта следует  отнести ограниченное

количество  перевозчиков, а также низкую возможность  доставки к пунктам

потребления, т. е. при отсутствии подъездных путей железнодорожный транспорт

должен дополняться  автомобильным.

     Морской транспорт. Является самым крупным перевозчиком в международных

перевозках. Его  основные преимущества — низкие грузовые тарифы и высокая

провозная способность.

К недостаткам морского транспорта относят его низкую скорость, жесткие

требования  к упаковке и креплению грузов, малую частоту отправок. Морской

транспорт существенно  зависит от погодных и навигационных  условий и требует

создания сложной  портовой инфраструктуры.

     Внутренний водный транспорт. Здесь низкие грузовые тарифы. При

перевозках  грузов весом более 100 т на расстояние более 250 км этот вид

транспорта  — самый дешевый.

К недостаткам  внутреннего водного транспорта, кроме малой скорости доставки,

относят также низкую доступность в географическом плане. Это обусловлено

ограничениями, которые накладывает конфигурация водных путей,

неравномерность глубин и меняющиеся навигационные  условия.

     Воздушный транспорт. Основные преимущества — наивысшая скорость,

возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.

К недостаткам  относят высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий,

которая снижает  надежность соблюдения графика поставки.

     Трубопроводный транспорт. Обеспечивает низкую себестоимость при высокой

пропускной  способности. Степень сохранности  грузов на этом виде транспорта

высока.

Недостатком трубопроводного  транспорта является узкая номенклатура

подлежащих  транспортировке грузов (жидкости, газы, эмульсии).

Выделяют шесть  основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. В табл.

1 дается оценка  различных видов транспорта общего  пользования по каждому из

этих факторов. Единице соответствует наилучшее  значение.

    

Оценка различных видов  транспорта в разрезе основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта

Вид транспорта

Факторы

влияющие на выбор вида транспорта

время доставки

частота отправлении

надежность соблюдения графика  доставки груза

способность перевозить разные грузы

способность доставить груз в любую  точку территории

Стоимость.

перевозки

Железнодорожный

3

4

3

2

2

3

Водный

4

5

4

1

4

1

Автомобильный

2

2

2

3

1

4

Трубопроводный

5

1

1

5

5

2

Воздушный

1

3

5

4

3

5


Табл 1

Экспертная  оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе

транспорта, в первую очередь, принимают во внимание следующие:

• надежность соблюдения графика доставки;

• время доставки:

• стоимость перевозки.

Следует отметить, что данные табл. 1 могут служить  лишь для приблизительной

оценки степени  соответствия того или иного вида транспорта условиям

конкретной  перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть

подтверждена технико-экономическими расчетами, основанными

на анализе  всех расходов, связанных с транспортировкой различными видами

транспорта.

Например, стоимость доставки 5 т дорогостоящего груза (ценность - 50 000

долл.) автомобилем  составляла 1000 долл., самолетом - 3000 долл. Выбор пал на

автомобиль. Однако проведенный впоследствии анализ полной стоимости

показал, что  плюс к провозному тарифу при автомобильной перевозке пришлось

заплатить:

• экспедитору: 5% от стоимости груза за экспедирование и охрану, т. е.

2000 долл. (при  перевозке самолетом эти затраты  исключались);

• банкиру: 1,5% от стоимости груза в качестве процентов за кредит, так

как перевозка  автомобилем осуществлялась 15 дней, в течение которых 50 000

долл. были отвлечены в запас, что составило еще 750 долл. (здесь 36 — годовая

банковская  процентная ставка за кредит);

• суммарные затраты при доставке составили 3750 долл. Выбор автомобиля,

сделанный только лишь на сопоставлении тарифов, оказался неверен — самолет

был выгоднее.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Савенкова Т. И.Логистика: учебное пособие. - Омега-Л, 2009

Марусева И. В., Котов  В. В., Савченко И. Я.Логистика. - Питер, 2008


Информация о работе Логистика как фактор повышения конкурентоспособности фирм