Логика на Древнем Востоке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 20:14, контрольная работа

Описание работы

Формальная логика зародилась более двух тысяч лет тому назад и развивалась в недрах философии, включавшей в себя различные области знания, которые в современном научном познании являются предметом изучения специальных наук. Философия, как специфическое мировоззренческое знание, стремилась охватить совокупность знаний о мире, природе, о самом человеке и его мышлении. Она выступала как единая, всеобъемлющая наука, как "наука наук", как нерасчлененная сумма знаний. Философы древности в своих трудах выступали одновременно и как естествоиспытатели, и как математики, и как поэты, и как ораторы и т. д.

Содержание работы

Введение. 3
Логика Древней Индии 5
Логика Древнего Китая 12
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Логика на Древнем Востоке.docx

— 35.56 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логика Древнего Китая


Логикой Древнего Китая считают  логику мыслителей периодов Чуньцю (722-481 до н. э.) и Чжаньго (403-221 до н. э.). Они  исследовали имена, понятия, вопросы  искусства спора, ввели понятие "философская  дискуссия". Философами Древнего Китая  были Дэн Си (около 545-501 до н. э.), Конфуций (551-501 до н.э.), Хуэй Ши (около 370-318 до н. э.), Гунсунь Луи (около 325-250 до н. э.), Мо-цзы (около 490-403 до н. э.), Сюнь-цзы (около 313-238 до н. э.) и др.

Усилиями школ имен (минзя), законников (фацзя), конфуцианской школы (жуцзя) и особенно школы поздних  моистов (моцзя), по утверждению современного китайского логика Пань Шимо, была создана  более или менее целостная логическая концепция.

Пань Шимо называет такие  классические проблемы логики периода  раннего Циня:

1) теория имен (имя отражает  качественную определенность, присущую  различным вещам);

2) теория "цы" (высказываний, которые должны точно и ясно  отражать факт действительности  и выражать мысли);

3) теория "шо" (рассуждения)  и "бянь" (спора);

4) об основных законах  мышления.

Древнекитайский мыслитель  Конфуций выступает за четкость суждений, образность выражений, логическую обоснованность мыслей.

Древнекитайский философ  Мо-цзы и его последователи  разрабатывали главным образом  логику и теорию познания. Все наши знания, учили монеты, представляют собой результат совместного  усилия наших органов чувств и  мышления. Монеты подчеркивали, что  выработка правильных понятий — "имен" — важный фактор в процессе познания. "Всеобщее имя" есть понятие, включающее в себя все конкретные вещи и предметы. "Родовое имя" — понятие, обозначающее группу родственных друг другу вещей. "Частное имя" — это "граница в обозначении действительности", т. е. черта, за которой человеку уже нет необходимости расчленять вещь в своих понятиях. Монеты выдвинули категорию "бянь" (суждение) как основной логический метод. С ее помощью определяются истина и ложь, законное и незаконное действие; устанавливаются тождество и различие; выясняется соотношение между именами (понятиями) и действительностью, устраняются сомнения.

Поздние монеты, взяв за основу учение Мо-цзы, создали первый в истории  китайской логики трактат "Мобянь" (Рассуждения Мо-цзы). В этом труде  разработана классификация имен, изучаются логические отношения  между именами, рассматриваются  утвердительные и отрицательные  суждения. Монеты считали, что два  суждения не могут быть истинными  или ложными одновременно, ибо  лишь одно из них истинно, а другое — ложно. В "Мобянь" подробно изложена теория распределенности терминов в категорических суждениях.

Монеты предложили семь методов  рассуждения (выдвижения гипотез):

1) "хуо" (вероятность);

2) "цзя" (предположение);

3) "сяо" (подражание  образцу);

4) "би" (сопоставление);

5) "моу" (сравнение);

6) "юань" (ссылка на  мнение оппонента);

7) "туй" (распространение).

Серьезное внимание в "Мобянь" уделено вопросам аргументации тезиса и рассуждения, правилам умозаключений, аналогии, правилам ведения спора, дискуссий. В трактате говорится, что источником истинного знания являются три вида знания:

1) "циньчжи" (непосредственное  знание), охватывающее индивидуальный  опыт каждого человека;

2) "вэньчжи" (услышанные  знания), опосредованное, полученное  от других людей; 

3) "шочжи" (разумное  знание), выраженное в понятиях, суждениях  и умозаключениях.

Эти виды знания тесно взаимосвязаны, причем первые два являются основой, источником для третьего вида.

Монеты разрабатывали  вопросы создания логических систем, вплотную подошли к пониманию  содержания закона тождества, основному  принципу закона исключенного третьего.

Пань Шимо подчеркивает особенности  древнекитайской логики:

1) логические теории концентрировались  вокруг основных понятий "мин" (имени) и "цы" (высказывания, предложения);

2) развитие логики было  тесно связано с языком того  времени; 

3) логика Древнего Китая  исходила из практических требований  риторики (способы ведения спора)  и познавательного аспекта дискуссии  и не смогла выработать строгих  представлений о формах умозаключений  и отделить их от теории  познания;

4) логика Древнего Китая  находилась под сильным влиянием  различных политических доктрин  и морально-этических концепций. 

Логические концепции  в Древнем Китае, отмечает Пань Шимо, сформировались раньше, чем в Древней  Греции, но после периода раннего  Цинь они прекратили дальнейшее развитие. Это объясняется тем, что начиная  с периода раннего Цинь и до последнего времени официально признавалось лишь конфуцианство и безосновательно  отвергались учения других представителей "ста школ" Древнего Китая.

 

Список использованной литературы


  1. Маковельский А.О.  История логики. — М., 1967. — 504 с. Переиздание: М., 2004. — 478 c.
  2. Сайт http://www.society.polbu.ru/
  3. Сайт http://www.pravouch.com/

 


Информация о работе Логика на Древнем Востоке