Логика и риторика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 07:40, контрольная работа

Описание работы

Логика как наука зародилась в связи с риторикой (учением о красноречии) в Древней Греции и Древней Индии. Там были очень популярны состязания ораторов при большом стечении зрителей1.
Риторика является искусством убеждать. Риторика необходима для убеждения оппонента в собственной правоте.
Актуальность темы заключается в том, что логика занимается доказательством из истинных посылок и упорядочивает область аподиктического знания (науку), риторика представляет собой искусство нахождения наиболее эффективных способов убеждения в дискуссионных контекстах, например, судебных.

Файлы: 1 файл

33 Логика и риторика.Авдеев.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

Демонстрация – логическая форма построения доказательства.

Демонстрация, как правило, имеет форму дедуктивного умозаключения или цепи таких умозаключений (полисиллогизмы). Значительно реже встречаются недедуктивные доказательства, где демонстрация выступает в форме индуктивного умозаключения или аналогии.

Различают доказательства прямые и косвенные.

Прямое – доказательство, при котором тезис логически следует из найденных оснований. При прямом доказательстве берутся такие основания, которые являются достаточными для обоснования тезиса и из которых доказываемый тезис выводится по логическим правилам.

Косвенное – доказательство, при котором истинность тезиса обосновывается посредством опровержения истинности противоречащего положения. Наиболее распространенными видами косвенного доказательства являются апагогическое и разделительное доказательства.

При апагогическом  доказательстве устанавливается ложность антитезиса, т. е. противоречащего тезису суждения.

Ложность антитезиса устанавливается обычно следующим образом: предполагается истинность антитезиса и из него дедуцируются следствия. Если хотя бы одно из полученных следствий вступает в противоречие с имеющимися суждениями, истинность которых уже установлена, то следствие признается ложным, а вслед за ним признается и ложность антитезиса. Здесь действует правило «сведение к абсурду».

При разделительном доказательстве устанавливается ложность всех членов разделительного (дизъюнктивного) суждения, кроме одного, являющегося доказываемым тезисом.

Разделительное  доказательство строится по отрицающе-утверждающему модусу разделительно-категорического силлогизма и является правильным при соблюдении правил этого модуса. Его схема:

((p \/ q \/ z) /\ p /\ q)→ z .

Опровержение – это логический процесс обоснования ложности некоторого суждения.

Опровержение  является частным случаем доказательства, так как представляет собой обоснование ложности, т. е. отрицание истинности исходного суждения.

Как и доказательство, опровержение имеет тезис, основания (аргументы) и демонстрацию.

Тезис – это суждение, которое требуется опровергнуть.

Основания – суждения, с помощью которых опровергается тезис.

Демонстрация – логическая форма построения опровержения.

Различают две  разновидности опровержения: доказательство антитезиса и установление ложности следствий, вытекающих из тезиса.

При опровержении некоторого суждения путем доказательства антитезиса самостоятельно доказывается истинность последнего. Согласно закону противоречия истинность антитезиса означает ложность исходного суждения.

При опровержении тезиса путем установления ложности вытекающих из него следствий сначала делается допущение об истинности опровергаемого тезиса и из него выводятся следствия. Если хотя бы одно из следствий окажется ложным, то ложным будет и основание (опровергаемый тезис). Опровержение с помощью установления ложности следствий, вытекающих из тезиса, строится по правилу «сведение к абсурду»6.

4. Правила и возможные ошибки в процедурах обоснования

 

Правила тезиса

1. Тезис должен быть ясно выделен и сформулирован точным образом, т. е. должно быть точно сформулировано подлежащее обоснованию суждение. Тезис не должен быть двусмысленным или неопределенным по смыслу.

Точность формулировки суждения означает явное указание всех его смысловых аспектов:

- Если суждение простое, то должны быть выделены его логические подлежащие (субъекты) и логическое сказуемое (предикат).

- Если какой-то из субъектов представлен общим именем, то нужны его точные количественные характеристики («все» или «некоторые»).

- При формулировке сложных суждений должен быть понятен логический характер объединяющих их логических связок.

- Наконец, необходима достаточная ясность употребляемых в суждении понятий.

Возможная ошибка – «логомахия», т. е. выдвинутый тезис, заключает в себе двусмысленность или неточность формулировки.

2. Тезис должен оставаться тождественным, т. е. тем же самым на протяжении всего процесса обоснования.

В процессе аргументации может возникнуть необходимость в каком-то уточнении, конкретизации тезиса и вообще внесения каких-то поправок в исходное положение, но все такие коррективы должны быть четко фиксированы.

Нарушение этого  правила ведет к логической ошибке, называемой «подменой тезиса», суть которой в том, что доказывается нечто одно, по видимости близкое к тезису, а в результате это выдается за доказательство тезиса. Очень часто «подмена тезиса» происходит за счет подмены понятий.

Правила аргументов

1. Аргументы должны быть истинными суждениями.

Нарушение этого  правила ведет к следующим  ошибкам: «ложное основание», «кто много доказывает, тот ничего не доказывает» и «предвосхищение основания». Ошибка «ложное основание» заключается в том, что в процессе доказательства некоторого тезиса в качестве основания берется ложное суждение. Ложное основание является также причиной ошибки, которая называется «cui nimium probatnihil probat» – «кто много доказывает, тот ничего не доказывает», поскольку из ложного основания может следовать как тезис, так и другие, противоречащие действительности, положения. Ошибка «предвосхищение основания» состоит в том, что в качестве основания берется суждение, истинность которого не установлена и нуждается в собственном доказательстве.

2. Аргументы должны быть суждениями, истинность которых установлена независимо от тезиса.

При нарушении  этого правила возникает ошибка «круг в доказательстве», которая заключается в том, что тезис обосновывается некоторыми аргументами, а аргументы обосновываются этим же тезисом. Таким образом, доказательство или подтверждение аргументов, которые могут сопутствовать основному процессу аргументации, должны осуществляться независимо от тезиса – принцип автономности обоснования аргументов.

3. Аргументы должны быть достаточным основанием для тезиса.

Нарушение данного  правила приводит к таким ошибкам, как: «мнимое следование», «довод к личности», «довод к публике», «от сказанного в относительном смысле к сказанному в безотносительном смысле». Ошибка «мнимое следование» заключается в том, что в качестве аргументов используются положения достоверные, но недостаточные для тезиса. Ошибка «довод к личности» состоит в том, что в качестве оснований для доказательства или опровержения используются указания на положительную либо отрицательную характеристику лица, имеющего отношение к тезису, но из которой – характеристики – последний не следует с необходимостью. Далее ошибка «довод к публике» состоит в намеренном создании эмоциональных помех, препятствующих установлению истины. Наконец, ошибка «смешение относительного смысла высказывания с безотносительным» происходит, когда утверждение, верное в конкретных условиях, рассматривается как верное во всех условиях7.

 

Заключение

Риторика – искусство достижения победы в споре, применяемое при аргументации и доказательстве.

Анализ аргументации как человеческой деятельности, имеющей социальный характер, предполагает исследование аудиторий, в которых она разворачивается. Самая узкая аудитория включает только того, кто выдвигает определенное положение или мнение, и того, чьи убеждения он стремится укрепить или изменить. Изучение социального измерения аргументации предполагает также анализ зависимости манеры аргументации от общих характеристик того конкретного целостного общества или сообщества, в рамках которого она протекает. Характерным примером могут служить особенности аргументации в так называемых «коллективистических (закрытых) обществах» (тоталитарное общество, средневековое феодальное общество и др.) или «коллективистических сообществах» («нормальная наука», армия, церковь, тоталитарная политическая партия и др.).

Теория аргументации трактует аргументацию не только как  особую технику убеждения и обоснования  выдвигаемых положений, но и как  практическое искусство, предполагающее умение выбрать из множества возможных приемов аргументации ту их совокупность и ту их конфигурацию, которые эффективны в данной аудитории и обусловлены особенностями обсуждаемой проблемы.

Таким образом, логическая культура, являющаяся важной составной частью общей культуры человека, включает многие компоненты. Но наиболее важным из них, соединяющим все другие компоненты, является умение рассуждать аргументированно.

 

Список литературы

  1. Берков В.Ф. Логика и риторика / В.Ф. Берков, Я.С. Яскевич. – Минск: Тетра-Системс, 2007. – 736 с.

  1. Гетманова А.Д. Логика: Учебное пособие / А.Д. Гетманова. – М.: Новая школа, 1995. — 416 с. 

  1. Гладкий А.В. Введение в современную логику / А.В. Гладкий. - Изд. 2-е, исправ. - М.: Либроком, 2009. - 240 с.
  2. Ивин А.А. Логика: Учебник / А.А. Ивин. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 320 с. 
  3. Купарашвили М.Д. Логика: учебное пособие /  М.Д. Купарашвили, А.В. Нехаев, В.И. Разумов, Н.А. Черняк. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. – 124 с.
  4. Черняк Н.А. Логика: Учебное пособие / Н.А. Черняк. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – 84 с.
  5. Плотников Н. Является ли теория разновидностью риторики? / Н. Плотников // Логос. – 2005. - №1. – С. 105-110.
  6. Античная логика и риторика и их роль в развитии науки в Древней Греции и Древнем Риме. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://syrrik.livejournal.com/191833.html.
  7. Красносельский К. К. Альтернативная логика [Электронный ресурс] / К.К. Красносельский. – Режим доступа: http://humanus.site3k.net/logic/alt/chaptr16.html.

 

1 Гетманова А.Д. Логика: Учебное пособие / А.Д. Гетманова. - М.: Новая школа, 1995. - С.5.

2 Плотников Н. Является ли теория разновидностью риторики? / Н. Плотников // Логос. – 2005. - №1. – С. 105-110.

3 Античная логика и риторика и их роль в развитии науки в Древней Греции и Древнем Риме. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://syrrik.livejournal.com/191833.html.

4 Ивин А.А. Логика: Учебник / А.А. Ивин. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - С. 207-208.

5 Купарашвили М.Д. Логика: учебное пособие /  М.Д. Купарашвили, А.В. Нехаев, В.И. Разумов, Н.А. Черняк. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. – С. 106-107.

6 Черняк Н.А. Логика: Учебное пособие / Н.А. Черняк. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – С. 68-69.

7 Красносельский К. К. Альтернативная логика [Электронный ресурс] / К.К. Красносельский. – Режим доступа: http://humanus.site3k.net/logic/alt/chaptr16.html.


Информация о работе Логика и риторика