Логика Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 00:26, контрольная работа

Описание работы

Наше мышление подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Многие люди мыслят логично, не зная, что их мышление подчиняется логическим закономерностям. Но следует ли из этого, что изучение логики излишне? Знание законов и форм мышления, их сознательное использование в процессе познания повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.

Содержание работы

Введение
1. О предмете логики Аристотеля. Учение о понятии и предложении
2. Теория силлогизма
3. Теория определения
4. Учение о доказательстве
5. Законы мышления
6. Научная база логики Аристотеля
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Логика Аристотеля. .doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

И действительно, предметы математики, по Аристотелю, имеют несомненное преимущество по сравнению с органическими существами, известными из опыта. Объекты математики — результат абстракций от чувственных предметов опыта.

Согласно Аристотелю,»предметом [изучения] математических наук являются понятия, а не какая-либо [материальная] основа. Ибо если геометрия и рассматривает некоторую [материальную] основу, то не как таковую». А в другом месте он добавляет, что наука, «не имеющая дело с материальной основой, точнее и выше науки, имеющей с ней дело, как арифметика по сравнению с гармонией». Правда, основа этой науки и ее понятий — физическая реальность. Однако, непосредственная реальность математических объектов для науки, как ее понимает Аристотель, уже не в их физической, а только, так сказать, в их логической материи: это умопостигаемые, а не чувственно постигаемые единства рода и видоопределяющего признака. В связи с этим математические объекты, в известном отношении, Аристотель ставит ниже, чем собственно «формы», именно потому, что предметы математики — только абстракции и обладают индивидуальностью не в самой действительности, а только в мысли.

Но, признавая умопостигаемую реальность объектов математики, благодаря которой математическое рассуждение — естественный «материал», в котором раскрывается природа логических операций и форм, Аристотель борется против платоновского взгляда на математику. Аристотель осуждает учение Платона о срединном положении математики между умопостигаемым миром «идей» и чувственно воспринимаемым миром вещей. Математика становится для Платона средством или орудием знания. Напротив, для Аристотеля математика — не «органон», не орудие знания, а само знание в его явлении или обнаружении. Для Аристотеля «органон» знания — не математика, а «аналитика», т. е. логика.

 

Заключение

 

Деятельность Аристотеля принадлежит как истории философии, так и истории науки. В кругу наук, разработкой и созданием которых занимался Аристотель, первое место принадлежит логике. Аристотель — автор оригинальной, чрезвычайно тщательно разработанной логической системы, оказавшей огромное влияние на развитие логической науки.

Великая заслуга Аристотеля состоит в том, что он впервые сделал приемы рассуждения предметом научных изысканий, именно приемы рассуждения как целостные образования, а не только те или иные компоненты рассуждения.

Все, что было сделано в логике до Аристотеля — это было всего лишь подходами, попытками уяснить отдельные методы и принципы, без какой-либо их систематизации и объединения в единую стройную систему. В трактате «О софистических опровержениях» Аристотель пишет: «в искустве красноречия имелось многое и давно сказанное. Что же касается учения о умозаключениях, то мы не нашли ничего такого, что было бы сказано до нас, а должны были сами создать его с большой затратой времени и сил.

Аристотель сделал фундаментальное для всей логики открытие, вводя переменные. Тем самым было показано, что логика — это не есть конкретное учение о конкретных вещах или терминах, а логика — наука о законах силлогизмов, выраженных в переменных. Изучая различные суждения, формальная логика отвлекается от их конкретного содержания, выявляя структуру, общую для различных по содержанию предметов.

 

Список использованной литературы

 

  1. Аристотель. Вторая Аналитика //Собрание сочинений, Москва, »Мысль» — 1978 г., т. 2, с.255-346.
  2. Аристотель. Метафизика //Собрание сочинений, Москва, »Мысль» — 1978 г., т. 1, с.63-308.
  3. Аристотель. О софистических опровержениях //Собрание сочинений, Москва, »Мысль» — 1978 г., т. 2, с.533-593.
  4. Аристотель. Первая Аналитика //Собрание сочинений, Москва, »Мысль» — 1978 г., т. 2, с.117—254.
  5. Аристотель. Топика //Собрание сочинений, Москва, »Мысль» — 1978 г., т. 2, с.347-532.
  6. Берков В.Ф. «Логика: учебное пособие» - М., 2004.
  7. Гетманова А.Д. «Логика» - М., 1986.
  8. Ивин А.А. «Логика: учебник для гуманитарных вузов» - М., 2006.

 

 


 



Информация о работе Логика Аристотеля