Логическая форма и логические законы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 11:58, реферат

Описание работы

Каждый человек обладает определенной логической культурой, уровень которой характеризуется той совокупностью логических приемов и способов рассуждения, которые человек понимает, а также совокупностью логических средств, которые он использует в процессе познания и практической деятельности.
Итак, логика – это философская наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым подчиняется правильное мышление. Правильное мышление – это мышление, при помощи которого достигается истина.
Целью данной работы является раскрытие понятия логика, ее форма и законы.

Содержание работы

Введение__________________________________________3.
1. История логики________________________________5.
2. Логическая форма_____________________________9.
3. Основные логические законы_______________ 13.
3.1 Закон тождества____________________________13.
3.2 Закон не противоречия___________________ 15.
3.3 Закон исключенного третьего_____________17.
3.4 Закон достаточного основания____________19.
Заключение_______________________________________23.
Список литературы______________________________

Файлы: 1 файл

реферат логика.docx

— 54.12 Кб (Скачать файл)

     Частное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

     «Южно-Уральский  институт управления и экономики» 
 

     Реферат

     По  дисциплине    «Логика»          

     На  тему «Логическая форма и логические законы»

       
 
 
 

     Выполнила студентка 

     Глухова Л.Ю.   

     (Ф.И.О.)              

     Группа: Эз-101 

     Дата  отправления    
 
 
 
 

     Результат проверки     

     Проверил  преподаватель   

     Дата  проверки       
 
 
 

     Челябинск 2012 г.  

     Содержание.

     Введение__________________________________________3.

  1. История логики________________________________5.
  2. Логическая форма_____________________________9.
  3. Основные логические законы_______________ 13.
    1. Закон тождества____________________________13.
    2. Закон не противоречия___________________ 15.
    3. Закон исключенного третьего_____________17.
    4. Закон достаточного основания____________19.

     Заключение_______________________________________23.

     Список  литературы______________________________25.

 

     Введение.

     Каждый  человек обладает определенной логической культурой, уровень которой характеризуется той совокупностью логических приемов и способов рассуждения, которые человек понимает, а также совокупностью логических средств, которые он использует в процессе познания и практической деятельности.

     Логическая  культура приобретается в ходе общения, учебы в школе и ВУЗе, в процессе чтения литературы.

     Логика  систематизирует правильные способы  рассуждения, а также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет  логические средства для точного  выражения мыслей, без которого оказывается  малоэффективной любая мыслительная деятельность, начиная с обучения и заканчивая научно-исследовательской работой.

     Знание  логики является неотъемлемой частью образования. Оно позволяет правильно  составить четкие планы, не допускать  ошибок при составлении официальных  документов, заключений, решений и  постановлений.

     Знание  правил и законов логики не является конечной целью ее изучения. Конечная цель изучения логики – умение применять  ее правила и законы в процессе мышления.

     Истина  и логика взаимосвязаны, поэтому  значение логики невозможно переоценить. Логика помогает доказывать истинные суждения и опровергать ложные, она  учит мыслить четко, лаконично, правильно. Логика нужна всем людям, работникам самых разных профессий.

     Она раскрывает способы выражения мыслей с помощью языковых средств.

     Своеобразие же логики, как науки о мышлении, как раз и состоит в том, что она рассматривает этот общий  для ряда наук объект под углом  зрения его функций и структуры, т.е. с точки зрения роли и значения как средства познания действительности и в то же время с точки зрения составляющих его элементов и связей между ними. Это и есть собственный, специфический предмет логики. 

     Итак, логика – это философская наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым подчиняется правильное мышление. Правильное мышление – это мышление, при помощи которого достигается истина.

     Целью данной работы является раскрытие понятия  логика, ее форма и законы.

 

  1. История логики.
 

     Логика  – одна из самых  древних наук. Она начала разрабатываться в Древней Греции в VI – V вв. до н.э. немного позже фрагменты логической науки возникли независимо в Древней Индии, где первыми логиками были Даттария Пунарваса Атрея, женщина-аскет Сулабху и Аштвакра. Греческая логика распространилась позднее в Западной и Восточной Европе и на Ближнем Востоке, а в индийская – в Китае, Японии, Тибете, Монголии, на Цейлоне и в Индонезии.

     Первоначально логика разрабатывалась в связи с запросами практики судопроизводства и ораторского искусства. Связь логики с этими сферами человеческой деятельности прослеживается в Древней Индии, Древней Греции и Риме. Так, в общественной жизни Древней Индии в период, когда проявился интерес к логике, дискуссии были постоянными явлениями. Об этом пишет известный русский востоковед академик В. Васильев: «Если явится кто-нибудь и станет проповедовать совершенно неизвестное дотоле идеи, их не будут чуждаться и преследовать без всякого суда: напротив, охотно будут признавать их, если проповедник этих идей удовлетворит всем возражениям и опровергнет старые теории. Воздвигали арену состязания, выбирали судей и при споре присутствовали постоянно цари, вельможи и народ; определяли заранее, независимо от царской награды, какой должен был быть результат спора. Если спорили только два лица, то иногда побежденный должен был лишать себя жизни – бросаться в реку или со скалы, или сделаться рабом победителя, перейти в его веру. Если то было лицо, пользовавшееся уважением, например, достигшее звания вроде государева учителя и, следовательно, обладавшее огромным состоянием, то имущество его отдавалось часто бедняку в лохмотьях, который сумел его оспорить. Понятно, что эти выгоды были большой приманкой для того, чтобы направить честолюбие индейцев в эту сторону. Но чаще всего спор не ограничивался личностями, в нем принимали участие целые монастыри, которые вследствие неудачи могли исчезнуть вдруг после продолжительного существования. Как видно, право красноречия и логических доказательств было до такой степени неоспорим в Индии, что никто не смел, уклониться от вызова на спор».  

     Судебные  и политические дискуссии были распространены в Древней Греции. Часто судебное решение зависело от логической доказательности  речи обвиняемого или обвинителя. Большим уважением пользовались люди, которые готовили речи участникам судебных разбирательств. Выдающихся ораторов по политическим вопросам избирали на почётные государственные должности, отправляли послами в другие страны.

     Иногда  при определении победителя дискуссии  мнения присутствующих (или судей) разделялись. Одни считали победителем одного из ораторов, другие – другого. Это  выдвинуло на повестку дня задачу разработать логические нормы рассуждений, которые позволяли бы избегать таких  разногласий и приходить к  единому мнению.

     Еще одним стимулом создания науки логики были запросы математики, где требовались  строгие доказательства.

     В Древней Греции логику разрабатывали  Парменид (VI – V вв. до н.э.), Зенон и Элеи (около 500/490 – около 430 г. до н.э.), Демокрит (около 460 – около 420 г. до н.э.), Сократ (470-399 г. до н.э.), Платон (428/427 – 348 гг. до н.э.). однако основателем науки логики по праву считается величайший мыслитель древности ученик Платона – Аристотель (384-322гг. до н.э.). Аристотель впервые обстоятельно систематизировал логические формы и правила мышления. Он написал ряд сочинений по логике («Категории», «об истолковании», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «О софистических опровержениях»), которые впоследствии были объединены под общим названием «Органон» (орудие познания).

     Поскольку логика разрабатывалась древними авторами в качестве руководства для ведения  дискуссий, она часто называлась диалектикой (от греческого слова «диалего» - «спорю»). Дискуссии часто проводились  с целью получения навыков  полемики. В этих случаях обсуждались  специально придуманные ситуации. Например, купец заключает с рыбаками договор, согласно которому он оплачивает заранее  их будущий улов, но рыбакам в  сеть попадается не рыба, а бочка  с золотом. Обсуждается вопрос, кто  является владельцем золота – купец  или рыбаки.

     После Аристотеля в Древней Греции логика разрабатывалась стоиками (IV-II вв. до н.э.). значительный вклад в латинскую терминологию внесли древнеримский судебный и политический оратор М.Т. Цицерон (106-44 гг. до н.э.) и древнеримский теоретик ораторского искусства и оратор М.Ф. Квинтилиан (35-96 гг. до н.э.).

     Логику  разрабатывали арабоязычные  учёные Аль-Фараби (870-650 гг. до н.э.), а также  европейские логики Средних веков. Средневековая логика называется схоластической. Её расцвет относят к XIV в. И связывают с именами Уильяма Оккама (1294-1349/50г.), Уолтера Бёрли (1273/75-1337/57 гг.), Альберта Саксонского (1316-1390гг.).

     Логика  развивалась в эпоху Возрождения  и Новое время. В 1620 г. в Лондоне  был опубликован написанный известным  философом Френсисом Бэконом (1561-1626) «Новый Органон», в котором содержались  основы индуктивных методов, усовершенствованных  позже Джоном Стюартом Миллем (1806-1873) и получившие название методов установления причинных связей между явлениями (методов Бэкона-Милля).

     В 1662 г. в Париже был издан ставший  знаменитым учебник «№Логика Пор-Рояля». В 1991 г. переведен на русский язык. Его авторы П. Николь и А.Арно создали логическое учение, основанное на методологических принципах известного философа Р. Декарта (1596-1650).

     Логика, основанная на учении Аристотеля, во многом дополнена и развитая, существовала до начала XX века. В начале XX века в логике произошла своеобразная научная революция, связанная с широким применением методов так называемой символической, или математической, логики. Идеи последней высказаны немецким ученым Г.В.Лейбницем (1646-1716): «Единственное средство улучшить наши умозаключения – сделать их, как и у математиков, наглядными, так, чтобы свои ошибки находить глазами и, если среди людей возникает спор, нужно сказать «Посчитаем!», тогда без особых формальностей можно будет увидеть, кто прав».

     Идея  Лейбница о возможности и продуктивности сведения рассуждений к вычислениям  в течении многих лет не находила развития и применения. Символическая логика начала создаваться лишь в середине XIX в. Её развитие связано с деятельностью Дж. Буля, А.М. Де-Моргана, Ч. Пирса, Г. Фреге и другие известные ученые. Значительный вклад в создание символической логики внесли русские ученые П.С.Порецкий, Е.Л. Буницкий и др.

     Таким образом, к началу текущего столетия символическая логика оформилась в  качестве относительно самостоятельной  дисциплины в рамках логической науки. Первым капитальным трудом по символической логики была работа Б. Рассела и А. Уайтхеда «Principia mathematic» (3 тома), вышедшая в 1910-1913гг. применение методов символической логики к решению проблем, поставленных традиционной логикой, а также проблем, которые даже не могли быть ею поставлены, вызвало в начале XX века революцию в логике. Именно использование методов символической логики отличает логику современную от традиционной. Вместе с тем в современной логике сохраняются все достижения и вся проблематика традиционной логики.

  1. Логическая форма.
 

     Чтобы дать определение логической формы  мысли и указать способы выявления  логических форм различных мыслей, выделим среди выражений естественного  языка термины, называемые логическими. К ним относятся союзы «и», «или», «если, …то…», отрицание «неверно, что («не»), слова, характеризующие количество предметов, о которых нечто утверждается или отрицается: «все» («ни один»), «некоторые», связка «суть» («есть») и другие. Процесс выявления логической формы мысли заключается в отвлечении от смысла нелогических терминов, входящих в словосочетание, выражающее эту мысль. Сделать это можно различными способами. Например, опустить нелогические термины в словосочетании и поставить вместо них многоточия, штриховые и другие линии. В результате замены нелогических терминов многоточием и штриховой линией из предложения «Все адвокаты – юристы» получим выражение «Все … суть – - - «.

     Другой  способ отвлечения от смысла нелогических терминов заключается в замене этих терминов особыми символами (переменными). При этом вместо различных вхождений  одного и того же нелогического термина  ставится одна и та же переменная, а  вместо различных терминов – различные  переменные. Кроме того, вместо терминов различных типов ставятся символы  различных типов.

     Выявим  логические формы следующих суждений:

  1. Все студенты на первом курсе изучают логику. Некоторые студенты первого курса будут специализироваться по микроэкономики.

     Следовательно, некоторые студенты, которые будут  специализироваться по микроэкономики, изучают логику.

  1. Следовать – юрист.

    Следовательно, образованный следователь – образованный юрист.

     Заменив нелогические термины символами, получим:

    1. Все М суть Р. Некоторые М суть S. Следовательно, некоторые S суть Р.
    2. S есть Р. Следовательно, Sₐ есть Рₐ.

     Этими выражениями представляются логические формы исходных мыслей.

     Таким образом, логическая форма мысли – это ей структура, выявляемая в результате отвлечения от смыслов и значений нелогических терминов.

     Логическая  форма содержательна, информативна. Так, выражение, получаемое в результате отвлечения от смыслов и значений нелогических терминов первого суждения, несет следующую информацию: «Если все предметы класса М включаются в класс Р и некоторые предметы класса S включаются в класс Р».

     Мысли можно подразделить на классы в зависимости  от типов их логических форм. Основные из этих классов составят мысли, называемые понятиями, суждениями и умозаключениями.

     Понятие – это мысль, в которой обобщены и выделены предметы на основе системы признаков, общей только для этих выделяемых предметов. Пример понятия: действие или бездействие, квалифицированное законом в качестве уголовно наказуемого (понятие преступления).

     Суждениями  называются мысли, в которых утверждается наличие или отсутствие каких-либо положений дел. Примеры: «Человек получил от Бога две блаженные способности – говорить правду и творить добро», «Лучший способ изучить что-то – это открыть это самому».

     Умозаключение – это процесс получения знания, выраженного в суждении, из других знаний, тоже выраженных в суждениях. Примерами умозаключений могут служить приведенные выше рассуждения (1), (2).

Информация о работе Логическая форма и логические законы