Культура вопросов и ответов в споре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 14:04, реферат

Описание работы

Все люди, живущие в мире совершенно разные. Именно по этой причине точки зрения на действительность часто не совпадают, или даже более того, являются абсолютно противоположными. Разногласия по поводу своего виденья некой действительности часто порождают спор. Сам по себе спор представляет собой столкновение различных мнений, в ходе которого каждая сторона стремится убедить другую в справедливости своей позиции. Такие точки столкновения часто поражают конфликты. Но, конечно, конфликт можно избежать, если ты умеешь правильно вести спор.

Файлы: 1 файл

Общение и понимание в сфере диалога.docx

— 42.75 Кб (Скачать файл)

- Во-вторых, ответ следует  давать на языке вопроса. Если  вопрос корректен, то и ответ  должен быть корректен, т. Е. соответствовать параметрам вопроса: быть точным, ясным, однозначным, содержать в себе терминологию, которая используется при формулировке вопроса.

 

*18*

Вряд ли непрофессионал что-либо поймет (извлечет какую-либо информацию) из ответа специалиста, если тот на вопрос об основных причинах кризиса  российской экономики будет отвечать на языке современной экономической  науки, используя термины макро- и микроэкономика, секвестр, реструктуризация долгов, авизо, ликвидность ценных бумаг, клиринговые и оффшорные операции и т. П.;

- В-третьих, ответ на  некорректный вопрос должен содержать  в себе информацию о неправильности  вопроса, особенно в том случае, если вопрос содержит ложную  предпосылку. Например, в ответе  на вопрос «Кто был первым  императором США?» следует указать  на ложность самого вопроса:  историческая наука не знает  и не может знать имени исторического  лица, которое занимало трон США;  всем известно, что нельзя занять  место, которое не существует;

- В-четвертых, ответом  на вопрос может быть другой  вопрос, если только последний  является уточняющим по отношению  к первому или представляет  собой риторический вопрос, т.  Е. является риторическим приемом. Во всех других случаях ответ вопросом на вопрос следует квалифицировать как логическую уловку, имеющую цель избежать ответа на поставленный вопрос и перевести разговор, спор в иную область или переложить бремя решения вопроса на кого-либо другого;

Объясним здесь некоторые  психологические приемы контроля за ответами.

Психологические особенности  правдивых ответов: репродуктивность изложения, ограниченная вопросом мера воображения, искренность, безверсионность, компетентность ответов; для ложных ответов: неограниченная мера воображения, прагматичность, уклончивость.

 

*19*

3. Принципы и правила ведения спора 

Осваивая культуру спора, следует овладеть самым важным - принципами и правилами ведения  спора, которые:

- позволят лучше подготовиться  к ведению спора;

- организуют и мобилизуют  на победу в споре;

- позволяют логически  правильно аргументировать и  последовательно отстаивать свою  позицию;

- учат учитывать достоинства  и быть терпимым к недостаткам  оппонентов;

- ориентируют на использование  своих достоинств и преодоление  своих недостатков.

Практически каждый из рассмотренных  принципов реализуется через  совокупность определенных правил. Принцип  задает стратегию, направление деятельности, правила характеризуют тактику, конкретные действия. Принцип чаще всего отвечает на вопрос: что нужно  делать для достижения конечной цели, а правило дает ответ на вопрос, как нужно поступать в той  или иной ситуации.

   a) Принцип предварительной  подготовки к ведению спора.  В соответствии с этим принципом  предварительная подготовка к  ведению спора позволяет вам  не только мобилизоваться, но  и многое обдумать и даже  смоделировать наиболее вероятный  ход дискуссии-спора, сделать  некоторые "заготовки", собрать  и осмыслить некоторую исходную  информацию;

  

*20*

b) Принцип терпимого отношения  к инакомыслящим. Суть принципа  заключается в том, что противоположная  сторона, так же, как и вы, имеет  право на свое мнение. Она так  же, как и вы, стремится к истине, но процесс ее поиска должен  быть корректен с обеих сторон;

 c) Принцип последовательного анализа альтернатив. Суть этого принципа заключается в том, что практически любая проблема или задача имеют, как правило, несколько возможных подходов, способов решения. Однако не все подходы, способы решения проблем являются в равной степени оптимальными. Уже два разных способа в зависимости от условий, целей, средств могут служить истине в разной степени;

 d) Принцип корректного ведения спора. Это один из основных принципов ведения споров, переговоров, который заключается в том, что чем корректнее будут Ваши суждения и действия, тем у вас больше шансов на достойную победу над противником, оппонентом;

 e) Принцип "отстранения" в процессе ведения спора. Давно замечено, что спор выигрывает не только тот, кто эрудированней и более аргументированный говорит, но прежде всего тот, кто, как бы стороны наблюдая за ходом дискуссии-спора, видит все происходящее в целом и способен по ходу корректировать свои недостатки и промахи, подняться над личными интересами и преодолеть психологические барьеры;

 f) Принцип преодоления психологических барьеров в процессе ведения спора. Суть этого принципа заключается в том, что существует целый ряд ложных внутренних установок, состояний, без преодоления которых эффективность вашей аргументации снижается.

 

 

*21*

Это может быть, например, установка на то, что противоположная  сторона лучше подготовлена, чем  вы, и поэтому сильнее вас. Или, например, страх выглядеть хуже, чем ваш оппонент, уже сам по себе сдерживает и скрывает ваши суждения и действия;

 g) Принцип поэтапного продвижения к истине. Суть этого метода заключается в том, что эффективность ведения спора и продвижения к истине прямо зависит от того, насколько четко вычленяются и обозначаются фазы, этапы ведения спора, альтернативные подходы к решению проблемы и каждая из альтернатив отчетливо выдвигает свои аргументы "за" и "против" того или иного подхода к решению проблемы;

 h) Принцип уважения личности оппонента. Суть этого принципа заключается в том, что настоящая свобода мнений, суждений предполагает высокую культуру ведения дискуссий и споров. А для этого, как минимум, необходимо уважительное отношение к инакомыслию, то есть оппоненту. Мыслям, суждениям должны противопоставляться более убедительные, более доказательные суждения и мысли и ни в коем случае не оскорбительные выпады;

 i) Принцип аргументированной конструктивной критики. Суть этого принципа заключается в том, что критикуя противоположную вашей точку зрения, нельзя ограничиваться только этим, необходимо высказать свои конструктивные предложения, новые подходы или способы решения проблемы. Другими словами, критика должна включать в себя не голое отрицание, но и конструктивные предложения, альтернативы.

 

 

 

*22*

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Каждый деловой человек, в какой бы деятельности он ни был  специалистом, должен уметь компетентно  и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументированно отстаивать свою точку  зрения и опровергать мнения оппонента, владеть всеми жанрами полемического  мастерства. Бывает, что «выяснение отношений» происходит довольно болезненно. Это вызывается тем, что далеко не все владеют искусством спора.

Умение правильно выбрать  задавать вопросы и отвечать на них  в споре пригодиться каждому. Если придерживаться определенных правил и методов ведения спора, достичь  свою цель станет гораздо легче.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*23*

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Википедия-свободная  энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/. - Загл. с экрана.

   2. Логика [Электронный  ресурс] - Режим доступа: http://blogyka.ru/- Загл. с экрана.

   3. Лингвистика [Электронный  ресурс] - Режим доступа: http://zskspb.ru/. - Загл. с экрана.

   4. Библиотекарь.Ру [Электронный  ресурс] - Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/. - Загл. с экрана.

   5. Введенская, Л.А., Павлова,  Л.Г.  Культура и искусство речи// Современная риторика: учеб. для  вузов. - Ростов-на-Дону: «Феникс». 1998 г.- 576 с.


Информация о работе Культура вопросов и ответов в споре