- Принципы и правила ведения спора
Осваивая культуру спора, следует овладеть
самым важным - принципами и правилами
ведения спора, которые:
- позволят лучше подготовиться к ведению
спора;
- организуют и мобилизуют на победу в
споре;
- позволяют логически правильно аргументировать
и последовательно отстаивать свою позицию;
- учат учитывать достоинства и быть терпимым
к недостаткам оппонентов;
- ориентируют на использование своих
достоинств и преодоление своих недостатков.
Практически
каждый из рассмотренных принципов
реализуется через совокупность
определенных правил. Принцип задает
стратегию, направление деятельности,
правила характеризуют тактику,
конкретные действия. Принцип чаще
всего отвечает на вопрос: что нужно
делать для достижения конечной цели,
а правило дает ответ на вопрос,
как нужно поступать в той
или иной ситуации.
- Принцип предварительной
подготовки к ведению спора. В соответствии с этим принципом предварительная подготовка к ведению спора позволяет вам не только мобилизоваться, но и многое обдумать и даже смоделировать наиболее вероятный ход дискуссии-спора, сделать некоторые "заготовки", собрать и осмыслить некоторую исходную информацию;
- Принцип терпимого отношения
к инакомыслящим. Суть принципа заключается в том, что противоположная сторона, так же, как и вы, имеет право на свое мнение. Она так же, как и вы, стремится к истине, но процесс ее поиска должен быть корректен с обеих сторон;
- Принцип последовательного
анализа альтернатив. Суть этого принципа заключается в том, что практически любая проблема или задача имеют, как правило, несколько возможных подходов, способов решения. Однако не все подходы, способы решения проблем являются в равной степени оптимальными. Уже два разных способа в зависимости от условий, целей, средств могут служить истине в разной степени;
- Принцип корректного ведения
спора. Это один из основных принципов ведения споров, переговоров, который заключается в том, что чем корректнее будут Ваши суждения и действия, тем у вас больше шансов на достойную победу над противником, оппонентом;
- Принцип "отстранения"
в процессе ведения спора. Давно замечено, что спор выигрывает не только тот, кто эрудированней и более аргументированный говорит, но прежде всего тот, кто, как бы стороны наблюдая за ходом дискуссии-спора, видит все происходящее в целом и способен по ходу корректировать свои недостатки и промахи, подняться над личными интересами и преодолеть психологические барьеры;
- Принцип преодоления психологических
барьеров в процессе ведения спора. Суть этого принципа заключается в том, что существует целый ряд ложных внутренних установок, состояний, без преодоления которых эффективность вашей аргументации снижается. Это может быть, например, установка на то, что противоположная сторона лучше подготовлена, чем вы, и поэтому сильнее вас. Или, например, страх выглядеть хуже, чем ваш оппонент, уже сам по себе сдерживает и скрывает ваши суждения и действия;
- Принцип поэтапного продвижения
к истине. Суть этого метода заключается в том, что эффективность ведения спора и продвижения к истине прямо зависит от того, насколько четко вычленяются и обозначаются фазы, этапы ведения спора, альтернативные подходы к решению проблемы и каждая из альтернатив отчетливо выдвигает свои аргументы "за" и "против" того или иного подхода к решению проблемы;
- Принцип уважения личности
оппонента. Суть этого принципа заключается в том, что настоящая свобода мнений, суждений предполагает высокую культуру ведения дискуссий и споров. А для этого, как минимум, необходимо уважительное отношение к инакомыслию, то есть оппоненту. Мыслям, суждениям должны противопоставляться более убедительные, более доказательные суждения и мысли и ни в коем случае не оскорбительные выпады;
- Принцип аргументированной
конструктивной критики. Суть этого принципа заключается в том, что критикуя противоположную вашей точку зрения, нельзя ограничиваться только этим, необходимо высказать свои конструктивные предложения, новые подходы или способы решения проблемы. Другими словами, критика должна включать в себя не голое отрицание, но и конструктивные предложения, альтернативы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый
деловой человек, в какой бы деятельности
он ни был специалистом, должен уметь
компетентно и плодотворно обсуждать
жизненно важные проблемы, доказывать
и убеждать, аргументированно отстаивать
свою точку зрения и опровергать
мнения оппонента, владеть всеми
жанрами полемического мастерства.
Бывает, что «выяснение отношений»
происходит довольно болезненно. Это
вызывается тем, что далеко не все
владеют искусством спора.
Умение
правильно выбрать задавать вопросы
и отвечать на них в споре пригодиться
каждому. Если придерживаться определенных
правил и методов ведения спора, достичь
свою цель станет гораздо легче.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Википедия-свободная энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/. - Загл. с экрана.
- Логика [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://blogyka.ru/- Загл. с экрана.
- Лингвистика [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://zskspb.ru/. - Загл. с экрана.
- Библиотекарь.Ру [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/. - Загл. с экрана.
- Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г. Культура и искусство речи// Современная риторика: учеб. для вузов. - Ростов-на-Дону: «Феникс». 1998 г.- 576 с.