Контрольная работа по "Традиционная логика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 09:39, контрольная работа

Описание работы

1)Какая логическая форма рассматривается в традиционной логике в качестве исходной?
Понятие есть исходная логическая форма, отражающая существенные признаки предмета мысли. Понятие - одна из форм абстрактного мышления Отдельные предметы и их свойства отражаются в формах чувственного познания - ощущения, восприятия, представления Например, в яблоке мы чувствуем его власти ивости - круглое, сладкое, ароматное Совокупность названных и других свойств дает нам его восприятие (целостный образ предмета) этого яблока При этом мы отражаем как его существенные, так и несущественные в йства В понятии же отражаются только существенные (необходимые) признаки предметдмета.

Файлы: 1 файл

логика семинар 2.docx

— 80.58 Кб (Скачать файл)

Понятие является определенным тогда, когда оно имеет ясное содержание и резкий объем. Например, понятие мастер спортаявляется определенным. Оно имеет ясное содержание, так как можно точно указать наиболее важный отличительный признак мастера спорта – официально обладать этим спортивным разрядом. Также понятие мастер спорта имеет резкий объем – относительно любого человека можно точно сказать, является он мастером спорта или нет, то есть попадает или не попадает в объем этого понятия; говоря иначе, возможно провести резкую границу между всеми мастерами спорта и всеми, кто ими не является, точно отделить одних от других. Понятие является неопределенным тогда, когда оно имеет неясное содержание и нерезкий объем. Если понятие характеризуется неясным содержанием, то значит, что невозможно точно указать наиболее важные отличительные признаки того объекта, который оно выражает; а нерезкий объем понятия свидетельствует о невозможности провести точную границу между теми объектами, которые входят в объем этого понятия, и теми, которые не входят в него. Например, понятие хороший спортсмен является неопределенным. Оно имеет неясное содержание, так как невозможно с точностью указать существенные признаки хорошего спортсмена: нельзя однозначно ответить на вопрос – кто это такой, кого следует считать хорошим спортсменом? То ли это тот, кто имеет разряд не ниже мастера спорта, то ли тот, кто установил не менее одного мирового рекорда, то ли – многократный олимпийский чемпион, то ли хороший спортсмен – это тот, кто сам себя таковым считает... 

21)Какие понятия называют пустыми, а какие – непустыми?

Пустыми называются понятия, объем которых составляет пустое множество, т.е. не содержит ни одного элемента. К ним относят: понятия, имеющие фантастический (мифологический) характер («кентавр», «русалка»); понятия, которые выдвигались в качестве научных или технических понятий, но в ходе развития науки и техники обнаруживалась их несостоятельность («вечный двигатель»); понятия об идеализированных объектах, играющие вспомогательную роль в науках («идеальный газ», «абсолютно черное тело», «идеальное государство»); понятия о реально несуществующем, но возможном («инопланетяне», «неземная цивилизация»). Непустые – это понятия, объем которых содержит хотя бы один элемент («город», «космическое тело»). Деление понятий на пустые и непустые в известной мере относительно, прежде всего, из-за подвижности границ между существующим и несуществующим. Несуществующее в одних условиях может стать существующим в других, и наоборот.

22)Как отличить фактически пустые понятия от логически пустых?

Выделение логического и фактического содержания и объема понятия позволяет точно установить, является ли определенное понятие пустым по логическим и фактическим объемом Логично пустым является понятие, содержание которого суперечлы ивий (\"число, которое делится на ноль\") фактически пустым является понятие, объем которого не содержит в себе никакого предмета (\"вечный двигатель\";вічний двигун").

23)Какие понятия называют единичными?

Единичные понятия - это понятия, объем которых состоит ровно из одного элемента, например: «столица России», «Земля», «ООН». Пустыми называют понятия, объем которых не включает ни одного реально существующего элемента, например: «кентавр», «идеальный газ», «русалка».

24)Какие понятия называют общими?

Общими называются понятия, объем которых включает более одного элемента, например: «четное число», «планета», «европейское государство».

25)На какие виды делят понятия по их содержанию?

Если в качестве основания деления понятий выдвигают их содержание, то можно отметить следующие пары понятий.

а) Конкретные и абстрактные понятия:

Конкретные это такие понятия, в которых находят свое отражение сами предметы и явления, обладающие относительной самостоятельностью существования («океан», «вяз», «учитель»).

Абстрактные – понятия, в которых мыслятся свойства предметов или отношения между предметами, не существующие самостоятельно, без самих этих предметов как своих носителей: «величина» (например, океана), «прочность» (например, вяза), «ответственность» (учителя).

26)Какие понятия называют конкретными?

Если элементы объема – предмет (материальный или идеальный), явление, ситуация – то понятие конкретное. Например, понятия: стул, преступление, собственность, вечный двигатель, революция – конкретные понятия, т.к. в них мыслятся предметы, события, явления, пусть даже реально не существующие

27)Какие понятия называют абстрактными?

Если же элементами объема понятия являются свойства или отношение, то понятие называют абстрактным. понятия: компетентность, преступность, добросовестность, белизна, занятость – абстрактные

28)Как различаются соотносительные и безотносительные понятия?

Соотносительные и безотносительные понятия:

Под соотносительными понимают те, в которых предмет мысли предполагает существование другого предмета и без него невозможен, т.е. соотносится с ним. «Родители» и «дети», «учитель и ученик» (учитель без учеников это бессмыслица, как и ученик без учителя). Безотносительными называются такие понятия, в которых мыслится предмет, существующий до известной степени самостоятельно, образно говоря отдельно от других («волк», «стакан»).

«Право» и «обязанность» («Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав»), «истец» и «ответчик» — соотносительные понятия. «Конституция», «правосудие», «юрисдикция» — безотносительные понятия.

 

29)Чем отличаются положительные понятия от отрицательных по функциональной предназначенности и по форме выражения?

Положительные – понятия, в которых отражается наличие у предметов мысли каких-либо качеств, свойств (древесина, хозяйство).

Отрицательные – понятия, которые характеризуют отсутствие у предметов каких-либо качеств, свойств. Выражаются они с помощью отрицательных приставок «не», «без», «бес» («неживое», «бесхозяйственность»). В словах иностранного происхождения используются соответствующие отрицательные приставки: «а» («аполитичность»), «анти» («антифашист»), «дез» («дезинтеграция»), «де» («демобилизация»), «контр» («контраргументация»), «ин» («инвариативность») и др.

Характеристика понятия в качестве положительного или отрицательного имеет сугубо логическое значение и не имеет ничего общего с существующей фактической оценкой самих предметов мысли, отражаемых его. «Независимость» — отрицательное понятие, хотя само явление в целом положительное, «виновность», — наоборот.

30)Чем отличаются собирательные понятия от несобирательных?

Собирательные и несобирательные понятия:

Они различаются в зависимости от того, как соотносятся они с предметами мысли, которые они охватывают: с группой предметов в целом или с каждым предметом этой группы в отдельности. Например, «дивизия» — собирательное понятие, поскольку им охватывается совокупность военнослужащих, мыслимых как единое целое. Особенность собирательных понятий состоит в том, что они не могут быть отнесены к каждому предмету данного класса: отдельный военнослужащий это не дивизия, одна звезда это не созвездие. Другой особенностью является следующее: то, что высказывается о классе предметов в целом, может не относиться к каждому предмету данного класса. «Французская дивизия уничтожена» — это не означает, что погибли все солдаты и офицеры.

«Нотариат», «арбитраж», «адвокатура» — собирательные понятия.

Несобирательные понятия относятся не только к группе предметов в целом, но и к каждому отдельному предмету данной группы. Например, «животное» — это и вся совокупность животных вообще, и медведь, и лев, и слон – в частности, и данное конкретное животное – в отдельности.

Несобирательные понятия могут употребляться в собирательном и разделительном смысле, соответственно -  «Искусство – форма общественного сознания» и «Искусство принадлежит народу».

31)Что значит дать логическую характеристику понятию?

Дать полную логическую характеристику видов понятий значит определить вид понятия по количеству и качеству.  
По количеству (по объему) понятия делятся на:  
А) Единичные и общие (либо то, либо другое)  
• единичные (предмет существует в одном экземпляре и другого такого нет. Например: Луна ),  
• общие (существует 2 и более предмета данного вида. Например: шпаргалка, зачётка).  
Б) Пустые и непустые (либо то, либо другое)  
• пустые (нулевые) понятия (отображают предмет. объект или процесс, которого реально не существует. Например : эликсир молодости, сухой дождь.)  
• непустые понятия отображают реально существующий предмет, объект или процесс . Например зачет, армия.)  
По качеству (по содержанию) понятия делятся на:  
А) Утвердительные (положительные) и отрицательные (либо то, либо другое):  
• утвердительные понятия отражают у предмета наличие какого-либо признака. Например: стол, стул.  
• отрицательные понятия указывают на отсутствие любого признака; они формируются простым прибавлением к любому положительному понятию частицы «не», в латинских словах частицы «а»; прибавлением приставки «без». Например: неряха, аполитичность, безнравственность.  
Б) конкретные и абстрактные (либо то, либо другое)  
• конкретные понятия отражают предмет (явление, процесс) в целом: «ночь», «улица», «фонарь». «аптека» и т.п.  
• абстрактные понятия отражают отдельное свойство предмета, отдельный его признак, и отражают его так, как будто бы он существуют независимо от своего предмета-носителя, например: «белизна», «крутизна», «всхожесть», «человечность», «лошадность», «вечность» и пр.; а так же процессы , чувства, состояния и т.д. Например: «боль», «дружба», «зависть».  
В) соотносительные и безотносительные (либо то, либо другое)  
• соотносительные понятиями описывают предметы для существования которых должен существовать какой-то другой предмет. Например: «отец» (отцом самому себе быть нельзя, нужен другой объект), «должник» (должником самому себе быть нельзя, нужен другой объект) и пр.  
• безотносительные понятиями мыслятся сами по себе, без обязательного соотнесения их с другими. Например: «кот» (кот не является котом кому-то, он кот сам по себе), «мальчик» (мальчик не является мальчиком кому-то, он кот сам по себе) и др.  
стоимость - общее, абстрактное, утвердительное, относительные

32Чем сравнимые понятия отличаются от несравнимых?

Сравнимые и несравнимые понятия. Сравнимыми называют понятия, в содержании которых имеется хотя бы один общий признак. Почти все понятия являются сравнимыми. В данном случае опровергается известная пословица «Нельзя сравнивать Божий дар с яичницей». С точки зрения логики, это также сравнимые понятия, так как о них, по крайней мере, можно сказать, что и то, и другое – предмет. Это и будет их общий признак. Несравнимыми называют понятия, в содержании которых нет ни одного общего признака. Некоторые авторы в качестве примера несравнимых понятий приводят понятия «предмет» и «свойство»

33)Что такое совместимые понятия и чем они отличаются от несовместимых?

Совместимые понятия – это понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, т.е. если у них имеются общие элементы объемов. У несовместимых понятий объемы не совпадают полностью, т.е. у них нет общих элементов объемов.

34)Какие виды совместимости существуют в отношениях между понятиями?

Представим себе возможные случаи совместимости двух понятий А и В. Во-первых, может быть так, что объемы понятий А и В совпадают. Во-вторых, может быть так, что объем понятия R целиком входит в объем А, но в то же время имеются таки е элементы А, которые не являются элементами объема понятия В. В-третьих, может быть так, что объемы понятий имеют общую часть, но есть такие элементы объема понятия В, которые не являются элементами объема понятия А и наоборот.

35)Какое отношение между понятиями называют равнозначностью (тождественностью) и как оно фиксируется при помощи круговых схем?

Понятия А и В назовем равнозначными, если объемы этих понятий состоят из одних и тех же элементов.

Отношения между понятиями по объему удобно иллюстрировать кругами Эйлера. В данном случае получится следующий рисунок:

Примеры равнозначных понятий: (А) Луна и (В) естественный спут ник Земли; (А) квадрат и (В) равносторонний прямоугольник; (А) дочь и (В) женщина; (А) сын и (В) мужчина; (А) сын и (В) внук.

 

36)Какое отношение между понятиями называют пересечением и как оно фиксируется при помощи круговых схем?

Понятия А и В находятся в отношении перекрещивания, если они совместимы и имеются элементы объема понятия А, не являющиеся элементами объема понятия В, и элементы объема понятия В, не являющиеся элементами объема понятия А.

При помощи кругов Эйлера отношение перекрещивания можно изобразить следующим образом:

Примеры: (А) студент и (В) спортсмен, (А) женщина и (В) красивый человек, (А) монархия и (В) демократическое государство — все это пары перекрещивающихся понятий. 

 

37)Какое отношение между понятиями называют подчинением и как оно фиксируется при помощи круговых схем?

Понятие В подчиняется понятию А, если объем В является собственным подмножеством объема А.

При помощи кругов Эйлера это отношение изобразим таким образом:

Примеры: (В) студент и (А) человек; (В) человек и (А) животное; (В) историк и (А) гуманитарий; (В) мать и (А) дочь — все это пары понятий, из которых первое подчиняется второму.

 

38)Какие виды несовместимости имеются в отношениях между понятиями?

Несовместимые (внеположные) — понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично. Отношения несовместимости:

1.соподчинение (координация) — два или больше неперекрещивающихся понятий, подчиненных общему для них понятию (Областной Суд (В), Городской Суд ©, Суд (А). понятия, находящиеся в отношении подчинения к общему для них понятию — соподчиненные).

2.

3.противоречие (контрадикторность) — понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки исключает; объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода (дружественное государство (А — положительное понятие) и недружественное государство (не-А — отрицательное понятие) исчерпывают весь объем понятия «государство»).

39Какое отношение между понятиями называют противоположностью и как оно фиксируется при помощи круговых схем?

противоположность (контрарность) — понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое — признаки, не совместимые с ними; объемы двух противоположных понятий составляют лишь часть объема общего для них родового понятия (дружественное государство (А) и враждебное государство (В); пунктиром изображено родовое понятие «государство»; черное и белое).

40)Какое отношение между понятиями называют противоречивостью и как оно фиксируется при помощи круговых схем?

Противоречивые (контрадикторные) понятия подчиняются общему для них понятию, и при этом в общем понятии не существует такого элемента, который не был бы элементом одного из этих понятий. Их объемы делят объем общего для них понятия на две части (рис. 3, в). Пример. А – «монархия»; В – «республика». Общим для этих понятий является понятие «форма правления». Причем «монархия» и «республика» – несовместимые формы правления, и в то же время других форм правления не существует.

41)Какое отношение между понятиями называют соподчинением и как оно фиксируется при помощи круговых схем?

соподчинение (координация) — два или больше неперекрещивающихся понятий, подчиненных общему для них понятию (Областной Суд (В), Городской Суд ©, Суд (А). понятия, находящиеся в отношении подчинения к общему для них понятию — соподчиненные).

Информация о работе Контрольная работа по "Традиционная логика"