Контрольная работа по «Логика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 18:22, контрольная работа

Описание работы

1. Общая характеристика понятий

2. Содержание и объем понятий

3. Виды понятий

Файлы: 1 файл

Логика (кр).doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

Кафедра (Гражданского права и процесса)

 

Специальность Юриспруденция


 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Логика»

Вариант № 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти, 2012

Оглавление:

 

1. Общая характеристика  понятий

 

2. Содержание  и объем понятий

 

3. Виды понятий

 

1. Общая характеристика  понятий


 

Понятие - это форма  мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

 

Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.

 

Любые свойства, черты, состояние  предмета, которые, так или иначе, характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) также рассматривается как его признак.

 

Любой предмет имеет  множество разнообразных признаков. Одни из них характеризуют отдельный  предмет и являются единичными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет признаки, одни из которых, например, черты лица, телосложение, походка, мимика, так называемые особые приметы, броские признаки, принадлежат только данному человеку и отличают его от других людей. Другие профессия, национальность, социальная принадлежность и т. д. являются общими для определенной группы людей. И, наконец, есть признаки, общие для всех людей. Они присущи каждому человеку и вместе с тем отличают его от всех других живых существ. К ним относятся способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи.

 

Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаков логика выделяет признаки существенные и несущественные.

 

Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называют существенными. Они могут быть общими и единичными. Понятия, отражающие множество предметов, включают общие существенные признаки (напр. способность создавать орудие труда). Понятие, отражающее один предмет, наряду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включает единичные признаки.

 

Признаки, которые могут  принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его  сущность, называются несущественными.

 

Понятие качественно  отличается от форм чувственного познания: ощущений, восприятия и представлений, существующих в сознание человека в  виде наглядных образов отдельных  предметов или их свойств. Восприятие и представление - это чувственно-наглядный  образ какого-либо конкретного предмета. Понятие лишено наглядности.

 

Понятие как форма  мышления отражает предметы и их совокупность в абстрактной, обобщенной форме  на основании их существенных признаков.

 

Понятие - одна из основных форм научного познания. Формируя понятие, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы.

 

Отражая существенное, понятия  не содержат всего богатства индивидуальных признаков предмета и в этом смысле они беднее форм чувственного познания - восприятия и представления. Вместе с тем, они позволяют глубже проникнуть в действительность, отобразить ее с большей полнотой, на что не способно чувственное познание.

 

Что бы составить понятие  о предмете, нудно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.

 

Выделение признаков  связано с мыленным расчленением предмета на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение  предмета на части называется анализом.

 

Выделение с помощью  анализа признаков позволяет  отличить существенные признаки от несущественных. Это мысленное выделение признаков, называется абстрагированием.

 

Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью анализа, должны быть соединены в единое целое. Это достигается с помощью приёма, противоположного анализу, - синтеза, представляющего собой мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом.

 

Признаки изучаемых  предметов распространяются на все  сходные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения, с помощью которого определенные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов.

 

Таким образом, мы образуем одну из основных форм мышления - понятие.

 

Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей - словом. Понятие выражается и закрепляется в словах и словосочетаниях, без которых невозможно ни формирование понятий, ни оперирование имени (это слова и словосочетания, имеющие определённый смысл и обозначающие какой-либо предмет).

 

Многозначность слов нередко приводит к смешению понятий, а, следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому  необходимо точно установить значение слов, с тем, чтобы употреблять  их в строго определённом смысле.

 

2. Содержание и объем понятия

Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая  мыслится в данном понятии.


 

Множество предметов, которое мыслится в понятии, называется объемом понятия.

 

Понятие может быть достаточно (если не исчерпывающе) полно охарактеризовано с двух сторон - со стороны своего содержания (смысла) и со стороны того, к каким предметам оно относится. Эти две стороны называются соответственно интенсиональной и экстенсиональной.

 

а) Интенсиональность понятия.

Содержание понятия объясняют, как правило, через отождествление его либо:

 

- с понятием как таковым (содержание  понятия - это система признаков,  на основе которой осуществлено  обобщение и выделение предметов  в понятии).

 

- со значением (совокупность  существенных признаков предмета, мыслимых в понятии, называется  содержанием понятия)

 

- со всем, что известно  о данном явлении вообще.

 

 

б) Экстенсиональность понятия.

Понятие всегда относится  к каким-то объектам вне его, обозначает какие-то вещи явления, предметы. Именно те, которые имеют признаки, обобщенные в понятии. Такие предметы составляют особый класс. Класс предметов определяют как совокупность объектов, имеющих один или несколько общих характеристических признаков, отраженных каким-либо понятием.

 

Чтобы перейти к объему понятия, нужно провести различие между  предметами реальными и абстрактными. Случается, что кое-какие признаки и черты приписываются ему  и ошибочно. Словом, предмет в  своем реальном бытии и предмет  как объект мысли - это не одно и то же. В последнем случае мы имеем дело с особым мыслительным явлением, которое называют абстрактным предметом.

 

Предмет, о котором  известно только то, что он подходит под то или иное понятие, и больше ничего, есть целиком мыслительное образование и называется абстрактным предметом. Совокупность абстрактных предметов, соответствующих одному и тому же понятию, составляет его объем.

 

 

3. Виды понятий


Понятия принято делить на следующие виды:

 

Понятия единичные и общие:

В зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество элементов. Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным (например, «Москва», «Л.Н. Толстой», «Российская Федерация»). Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим (например, «столица», «писатель», «федерация»).

Общие понятия могут  быть регистрирующими и не регистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в нем элементов поддается  учету, регистрируется (во всяком случае, в принципе).

Общее понятие, относящееся  к неопределенному числу элементов, называется не регистрирующим. Множество  мыслимых в них элементов не поддается  учету: в них мыслятся все люди, следователи, указы прошедшего, настоящего и будущего. Не регистрирующие понятия  имеют бесконечный объем.

 

Понятия собирательные и не собирательные.

Понятия, в которых  мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое, называются собирательными. Например, «коллектив», «полк», «созвездие». Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов. Собирательные понятия могут быть общими (коллектив, созвездие) и единичными (коллектив нашего института, созвездие Большой Медведицы).

Понятие, в котором  мыслятся признаки, относящиеся к  каждому его элементу, называется не собирательным. Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будет разделительным; если же высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое употребление понятия называется собирательным.

 

Понятия конкретные и абстрактные.

В зависимости оттого, что они отражают: предмет (класс  предметов) или его признак (отношение между предметами).

Понятие, в котором  мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным.

Понятие, в котором  мыслится признак предмета или отношение  между предметами, называется абстрактным.

Различие между конкретными и абстрактными понятиями основано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим.

Абстрактные понятия  образуются в результате отвлечения, абстрагирования определенного признака предмета; эти признаки мыслятся как самостоятельные объекты мысли.

Не следует смешивать  конкретные понятия с единичными, а абстрактные с общими. Общие  понятия могут быть и конкретными, и абстрактными (например, понятие посредник - общее, конкретное; понятие посредничество - общее, абстрактное).

 

Понятия положительные и отрицательные.

В зависимости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие  у него.

Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными.

Понятия, в содержании которых указывается  на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными. Так, понятия: грамотный и порядок, являются положительными, а понятия неграмотный и беспорядок - отрицательными.

 

Понятия безотносительные и соотносительные.

В зависимости от того, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно  или в отношении с другими  предметами.

Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия студент, государство.

Соотносительные понятия содержат признаки, указывающие на отношение  одного понятия к другому понятию. Например: родители (по отношению к  понятию дети) или начальник (подчиненный).

Определить, к какому виду относится  то или иное понятие, значит, дать ему  логическую характеристику. Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.

Приложение 1

 


Информация о работе Контрольная работа по «Логика»