Гипотеза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 14:04, контрольная работа

Описание работы

Достоверному познанию в научной или практической области всегда предшествует рациональное осмысление и оценка доставляемого наблюдением фактического материала. Эта мыслительная деятельность сопровождается построением различного рода догадок и предположительных объяснений наблюдаемых явлений. Вначале объяснения носят проблематичный характер. Дальнейшее исследование вносит поправки в эти объяснения. В итоге наука и практика преодолевают многочисленные отклонения, заблуждения и противоречия и достигают объективно истинных результатов.

Содержание работы

Введение.
Гипотеза как форма развития знаний. Общая, частная и единичная гипотезы. Гипотеза и теория.
Построение гипотезы и этапы ее развития.
Способы опровержения гипотезы. Роль гипотезы в познании социальных и экономических процессов.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

логика кр.docx

— 30.32 Кб (Скачать файл)

5. Тезис должен быть логическим следствием аргументов. Если это правило не соблюдается, то тезис не может считаться доказанным (либо опровергнутым). Ошибка, связанная с нарушением этого правила, носит общее название “не следует”.

Иметь гипотезы в качестве ответов на вопросы науки весьма полезно, даже если они мало обоснованы, поскольку они играют, по существу, ту же методологическую роль, как и  сами вопросы, на которые они отвечают. А именно, указывают направление  научного поиска; но в отличие от вопроса гипотеза сужает это направление, конкретизирует его. Это происходит потому, что возникает возможность  выведения следствий из гипотез, особенно следствий эмпирического  характера, проверяемых путем наблюдения, эксперимента. Следствия именно указывают, в каком направлении должно осуществляться исследование для проверки их правильности. Они позволяют соответствующим  образом организовать наблюдение, спланировать эксперименты. Таким образом, гипотеза стимулирует и направляет развитие знания. В связи, с чем ее часто  и характеризуют как форму  развития знания. При этом подразумевается, очевидно, то, что называют гипотетико-дедуктивным  методом познания. И гипотезы при  этом, наряду с дедукцией, являются основными элементами этого метода.

Когда речь идет о разрешении сложных вопросов науки, возникают  различные, так называемые конкурирующие  гипотезы, являющиеся различными ответами на одни и те же вопросы. При этом указанные выше требования согласованности  гипотез с известными знаниями и  фактами, способность их объяснять предъявляются к каждой из конкурирующих гипотез. Однако по мере развития знания какие-то из этих гипотез исключаются, поскольку перестают — по мере открытия новых фактов расширения знания вообще — удовлетворять этим требованиям.

 

    Среди конкурирующих  гипотез предпочтение отдается  обычно тем, которые дают более  простые объяснения, содержат меньше  недоказанных предпосылок, и тем  более таким, которые позволяют  предсказывать какие-то новые  явления и их характеристики, то есть если можно так выразиться, обладают большим коэффициентом  эвристичности. С логической точки  зрения это означает, что эти  гипотезы более информативны, дают  возможность выведения из них  более широкого крута следствий.  И как уже было сказано при характеристике гипотетико-дедуктивного метода развития знания, гипотезы в процессе развития знания конкретизируются, совершенствуются, и «выживающие» в конкурентной борьбе становятся все более и более обоснованными.

Подчеркнутая выше направляющая роль гипотез, предварительных решений  вопросов вообще, проявляется в том, что к таким предварительным  решениям прибегают не только в научном  познании, но широко применяют их в  юридической практике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Само слово «гипотеза» всем известно: в обиходе оно обозначает любое предположение. Обычно предположение, так или иначе, связано с проблемной ситуацией, т. е. с вопросом или с группой взаимообусловленных вопросов, возникающих в ходе какой-то деятельности. Не на всякие вопросы могут быть сразу даны однозначные ответы в виде категорических суждений; иной раз ответы принимают форму предположений, догадок, допущений. В психологическом плане предположению соответствуют субъективные состояния, включающие в себя известное сомнение, неуверенность в том, что дело обстоит так-то и так-то.

Именно поэтому предположения  нуждаются в проверке. Иногда они  легко и быстро проверяются какими-то несложными действиями. Скажем, чтобы  проверить возникшую  догадку (если угодно, можно назвать ее гипотезой), что знакомый голос в соседней комнате принадлежит дяде Васе, достаточно открыть дверь; примерно так же просто проверяются предположения (и их при желании можно назвать  гипотезами) об источнике шума за окном, о том, что причиной болевых ощущений в ноге является гвоздь в подошве, что экран телевизора погас из-за сгоревшего предохранителя и т. д.

Другие предположения (гипотезы) проверить сложнее. Таково, например, предположение, что буква «ф»  реже других букв встречается в русских  словах; таково возникшее у преподавателя  подозрение, что студент-заочник  Петров имеет тенденцию несамостоятельно (мягко говоря) выполнять контрольные  работы; такова догадка о закономерной зависимости между ростом потребления  наркотиков в данном регионе и  преступностью и т. п. Проверка подобных предположений требует определенных, достаточно длительных, и, по существу, исследовательских действий (включающих наблюдение, отбор материала и  др.), направленных на то, чтобы исключить  случайный результат.

Список литературы.

1. Асмус В.Ф. Логика ( серия  из истории логики).3-е изд. –  М.: Либроком, 2010.

2. Хоменко И.В. Логика. Конспект лекций.- М.: 2010

3.  Егоров А.Г. Логика: учеб.пособие / А.Г. Егорова, Ю.А. Грибер – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЭКСМО, 2009

 

4. Гетманова А.Д. Логика: Учебник. – М.: Омега-Л., 2010.

 


Информация о работе Гипотеза