Гипотеза, ее виды и построение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 11:09, контрольная работа

Описание работы

Решающим звеном в познавательной цепочке, обеспечивающей становление нового знания, является гипотеза.
Гипотеза- это закономерная форма развития знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.
Важнейшими среди отмеченных в определении будут следующие характерные черты гипотезы.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и логическая структура гипотезы 5
2. Функции гипотезы 7
3. Виды гипотез 8
4. Построение гипотезы 10
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

контр. логика1.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

4. По месту и значимости в каждом конкретном научном исследовании можно говорить о рабочих и итоговых гипотезах. Рабочие необходимы для предварительного, «чернового» обобщения имеющегося материала. Итоговая — заключительная, наиболее вероятная гипотеза, формулируемая уже «набело».

 

4. Построение гипотезы

Гипотезы строятся тогда, когда возникает потребность объяснить ряд новых фактов, которые не укладываются в рамки известных ранее научных теорий или других их объяснений. Вначале производится анализ каждого отдельного факта, затем анализ их совокупности. Как уже было отмечено, факты необходимо рассматривать лишь в их совокупности. Чтобы подкрепить выдвигаемую гипотезу, проводят дополнительные научные эксперименты или эксперименты в ходе следственной практики.

Следующей задачей является синтез фактов и формулировка гипотезы (версии). Гипотеза не должна противоречить ранее открытым и подтвержденным практикой научным законам и теориям. Могут быть выдвинуты конкурирующие гипотезы, по-разному объясняющие одно и то же явление, как это было, например, показано в случае объяснения происхождения вирусов; конкурирующими являются гипотезы об органическом и неорганическом происхождении нефти и др. При построении гипотезы надо учитывать и требование, чтобы гипотеза объясняла наибольшее количество фактов, которые подвергались анализу, а также была по возможности простой по форме их обоснования.

Основными этапами разработки гипотезы являются выдвижение гипотезы; развитие гипотезы; проверка гипотезы.

Рассмотрим содержание и особенности каждого этапа более подробно.

I этап. Выдвижение гипотезы. Чтобы иметь возможность выдвинуть гипотезу, необходимо располагать некоторой совокупностью фактов, относящихся к наблюдаемому явлению, которые обосновывали бы вероятность определенного предположения, объясняли неизвестное. Поэтому построение гипотезы связано в первую очередь с собиранием фактов, имеющих отношение к тому явлению, которое мы объясняем, и не совпадающих с уже имеющимся объяснением.

На основании собранных фактов высказывается предположение о том, что представляет собой исследуемое явление, то есть формулируется гипотеза в узком смысле слова. Предположение высказывают в результате логической обработки собранных фактов. Факты, на основании которых выдвигается гипотеза, могут быть осмыслены логически в форме дедукции, индукции или аналогии. Выдвижение предположения составляет основное содержание гипотезы.

Предположение является ответом на поставленный вопрос о сущности, причине, связях наблюдаемого явления. В предположении заключено то знание, к которому приходят в результате обобщения фактов. Оно является сердцевиной гипотезы, вокруг которой и идет вся познавательная и практическая деятельность. Предположение в гипотезе - это, с одной стороны, итог предшествующего познания, то главное, к чему приходят в результате наблюдения и обобщения фактов; с другой стороны, это отправной пункт дальнейшего изучения явления, указание пути познания, определение направления, по которому должно идти все исследование. Гипотеза дает возможность не только объяснить имеющиеся факты, но и выявить новые факты, на которые еще не было обращено внимание.    

Предположение, чтобы стать гипотезой, должно удовлетворять следующим требованиям:

а)   предположение не должно быть логически противоречивым;

б)  предположение должно быть принципиально проверяемым.

Различают два рода проверяемости — практическую и принципиальную. Предположение является практически проверяемым, если оно может быть проверено в данное время или в относительно недалекий период времени. Предположение является принципиально проверяемым, когда оно может быть проверено (если не в ближайшее время, то когда-нибудь).

  в) предположение не должно противоречить  ранее установленным фактам, для объяснения которых оно предназначено. Если уже на этапе формирования гипотезы факты вступают в противоречие с предположением, следует прибегнуть к иной формулировке;

г) предположение должно объяснять возможно более широкий круг явлений. Это требование позволяет из двух или более гипотез, объяснявших один и тот же круг явлений, выбрать оптимальную.

Умозаключение, в котором представлено основное предположение гипотезы, может иметь форму аналогии, неполной индукции, вероятностного силлогизма в трех, как минимум, его вариантах:

- с нарушением хотя бы одного из правил категорического силлогизма;

- с использованием хотя бы  одной посылки, являющейся суждением  проблематическим;

- с допущением обоих этих обстоятельств.

Однако говорить о тех или иных отдельных видах умозаключения в связи с построением гипотезы - значит выделять лишь центральное и  конечное звено в целом сложного логического построения.

II этап. Развитие гипотезы. Оно связано с выведением из гипотезы логических следствий. Считая выдвинутое предположение истинным, из него дедуктивным путем выводят ряд следствий, которые должны существовать, если существует предполагаемая причина.

Логические следствия, выводимые из гипотез, нельзя отождествлять со следствиями — звеньями причинно-следственной цепи явлений, всегда хронологически следующими за вызвавшей их причиной.

Под логическими следствиями понимаются мысли не только об обстоятельствах, вызванных изучаемым явлением, но и об обстоятельствах, предшествующих ему по времени, о сопутствующих, последующих обстоятельствах, а также об обстоятельствах, вызванных иными причинами, но находящимися с исследуемым явлением в какой-либо связи.

Сопоставление выведенных из предположения следствий с установленными фактами действительности дает возможность либо опровергнуть гипотезу, либо подтвердить ее истинность. Это осуществляется в процессе проверки гипотезы.

III этап. Проверка гипотезы. Она идет, как правило, посредством практики. Гипотеза порождается потребностями практики, и в основном практика решает вопрос о том, истинна гипотеза или ложна. При проверке гипотезы используются также и логические средства. Проверка гипотезы, превращение ее в достоверное знание есть процесс сложный и длительный. Поэтому его нельзя сводить к какому-то одному логическому действию. При проверке гипотезы используются различные формы и способы ее подтверждения или опровержения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Гипотезы играют громадную роль в научном познании — открытии законов, создании и развитии теорий. Можно сказать без преувеличения, что без них не обходится практически никакое научное исследование. При этом, чем крупнее ученый, тем более смелые гипотезы он выдвигает и тем более значительными оказываются их последствия. Так,  атомистическая гипотеза строения материи Левкиппа и Демокрита наложила сильнейший отпечаток на все последующее развитие естествознания, самых различных его отраслей. Гипотеза И. Канта о происхождении Солнечной системы из первоначальной гигантской туманности пробила серьезную брешь в господствовавшем до того представлении об абсолютной неизменяемости природы. Гипотеза А. Опарина о происхождении жизни на Земле позволяет проследить этапы естественного процесса становления живой материи из неживой.

Изучение гипотезы как формы развития знания особенно необходимо в современных условиях, когда по существу все науки  - как естественные, так и общественные - интенсивно развиваются, обрастая лесами все новых гипотез, сменяющих друг друга. В таких условиях незнание логики (как и диалектики) может невольно приводить к выводу, что мы не в состоянии составить верную картину действительности.

Правильное понимание гипотезы - необходимое условие корректного  оперирование самим понятием, широко распространенным не только в научном познании, но и в повседневном мышлении.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Иванов Е.А. Логика: учеб. для студентов юрид. вузов и фак./ Е.А. Иванов.- Изд.3-е, перераб. и доп.- М.: Волтерс  Клувер, 2005.-416с.
  2. Гетманова А.Д. Логика для юристов: Учебное пособие.- 2-е изд.- М.: Омега-Л;2005.- 424с.
  3. Демидов И.В. Логика: Учебное пособие для юридических вузов/ Под ред. доктора философских наук, проф. Б.И. Каверина. 2-е изд., испр. и доп.- М: Юриспруденция, 2000.-272 с.
  4. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов.- Изд.5-е, перераб. и доп.- М.: Юристъ, 1998.-256с.
  5. Ивлев Ю.В. Логика для юристов: Учеб. для вузов.- М.: Дело, 2000.-264с.

 

 


Информация о работе Гипотеза, ее виды и построение