Физическая культура для работников умственного труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 11:13, реферат

Описание работы

Многие мышечные группы при этом испытывают длительные и однообразные статические напряжения, особенно мышцы шеи и поясницы. В результате такого длительного, специфически наклоненного положения тела у работников умственного труда, не занимающихся физкультурой и спортом, вырабатывается поверхностное дыхание, уменьшается жизненная емкость легких, нарушается осанка, дряхлеют мышцы скелета, понижается обмен веществ.

Содержание работы

Введение
1. Особенности умственного труда
2. Социально-экономическое значение профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП)
3. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП
4. Средства реализации профессионально-прикладной физической подготовки
5. Прикладные виды спорта, их элементы и упражнения на службе ППФП
6. Комплекс упражнений для работающих сидя
Вывод
Список литературы

Файлы: 1 файл

физическая культура для работников умственного труда.docx

— 39.79 Кб (Скачать файл)

 

План

Введение

1. Особенности умственного труда

2. Социально-экономическое значение  профессионально-прикладной физической  подготовки (ППФП)

3. Факторы, определяющие конкретное  содержание ППФП

4. Средства реализации профессионально-прикладной  физической подготовки

5. Прикладные виды спорта, их  элементы и упражнения на службе  ППФП

6. Комплекс упражнений для работающих  сидя

Вывод

Список литературы

Введение

Общественное значение профессионально-прикладной физической подготовки студентов, будущих  бакалавров, магистров и др. специалистов различного профиля современного производства повышается с каждым годом. Это связано  с нарастающей тенденцией социально  опасного снижения двигательной активности трудящихся в современном производстве. Мы живем в эпоху научно-технического прогресса и высоких технологий.

Вследствие механизации и автоматизации  трудовых процессов в промышленности и в народном хозяйстве существенно  уменьшается доля физического труда, связанного с активной двигательной деятельностью, насущно необходимой  для нормального функционирования нашего организма.

Развитие цивилизации способствует лавинообразному увеличению доли умственного  труда, сопряженного с ограниченной подвижностью.

В процессе умственного труда наиболее типичным является рабочее положение, сидя за столом. В таком, многократно  согнутом в различных суставах ног, рук, туловища и шеи, положении, с  несколько наклоненными вперед головой  и туловищем, кровь распределяется по органам и тканям очень неравномерно, могут проявляться неблагоприятные  застойные явления в мозге, брюшной  полости, полости таза, в ногах.

Многие мышечные группы при этом испытывают длительные и однообразные статические напряжения, особенно мышцы  шеи и поясницы. В результате такого длительного, специфически наклоненного положения тела у работников умственного  труда, не занимающихся физкультурой и  спортом, вырабатывается поверхностное  дыхание, уменьшается жизненная  емкость легких, нарушается осанка, дряхлеют мышцы скелета, понижается обмен веществ.

Таким образом, научно-технический  прогресс, наряду с улучшением условий  жизни и работы в современно обществе, создает предпосылки для малоподвижного образа жизни. Ограничение функции  движения вызывает особое состояние - гипокинезический синдром или болезнь. Гиподинамия (или гипокинезия) как  ржавчина разъедает профессиональную работоспособность, ухудшает здоровье, сокращает продолжительность жизни. Недостаток движений - это начало болезней, ведущее место среди которых  занимает сердечно-сосудистая патология: гипертония, атеросклероз, ишемия, инфаркты и др.

1. Особенности умственного труда

Разнообразные виды труда условно  подразделяются на три категории:

-труд мышечный или физический;

-труд, преимущественно связанный,  с деятельностью органов чувств  или сенсорный(работа водителей,  машинистов и др.).

-труд умственный или интеллектуальный.

Условность такого деления определяется двумя обстоятельствами:

1. Физическая работа всегда сопровождается определенной умственной активностью. Например. степень загрузки умственной деятельностью при мытье полов, вытирании пыли составляет 9%,при работе на строгальном станке - 15%,на токарном станке - 50%,при управлении автомашиной на спокойных дорогах - 35%,в крупном городе - 59%,при печатании на пишущей машинке - 73%,при чтении - 100%.

2. Любая профессиональная физическая и особенно умственная деятельность сопровождается определенным нервно-психическим, эмоциональным напряжением. Степень этого напряжения и сопровождающие его вегетативные сдвиги в организме зависит от мотивации относительно деятельности и неопределенности внешней среды, в которой эта деятельность осуществляется. Например у операторов, работающих в режиме ожидания, напряженность наблюдения возрастает с увеличением временной неопределенности в предъявлении информации.

Умственный труд внешне выражается в различных видах деятельности. По организации рабочего процесса распределении  нагрузки, степени нервно-эмоционального напряжения в нем условно выделяются следующие разновидности:

1. Характер труда инженеров, экономистов, бухгалтеров, работников канцелярий отличается преимущественно напряжением мыслительных процессов, осуществляемых по разработанным планам.

2.Управленческий; труд руководителей учреждений, предприятий, фирм, преподавателей связан с неравномерностью нагрузок, необходимостью принимать нестандартные решения, возникновением и разрешением конфликтных ситуаций.

3.Труд научных работников, конструкторов, художников, композиторов, писателей, артистов характеризуется созданием новых продуктов творческой деятельности, нерегламентированностыо, периодически нарастающими нервно-эмоциональным напряжением.

4. Труд операторов связан с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами и отличается особой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением.

5. Особенностями труда медицинских работников является то, что он связан с большой ответственностью, часто с дефицитом информации, необходимой для принятия правильного решения, сложностью взаимоотношений с больными, что обуславливает его высокое нервно-эмоциональное напряжение.

6. Труд, связанный с освоением новых знаний, требующий от обучающихся напряжения памяти, внимания, мыслительных процессов, необходимых для восприятия и воспроизведении новой информации.

Интеллектуальная деятельность с  позиций физиологии отличается большим  мозговым напряжением, обусловленным  концентрацией внимания на ограниченном круге явлений или объектов. В  силу этого возбудительный процесс  в центральной нервной системе (ЦНС) сосредоточен в сравнительно небольшой  области нервных центров, что  обуславливает их быстрое утомление. Поэтому отличительными чертами  умственного труда принято считать  высокое напряжение ЦНС и органов  чувств при ограниченной двигательной активности.

Работающий мозг потребляет значительно  больше кислорода, чем другие ткани.' тела. Составляя 2-3% общей массы тела мозговая ткань в состоянии покоя  поглощает до 20% кислорода, потребляемого  всем организмом. Наблюдения над человеком, прорабатывающим трудную книгу  показали, что при чтении первых 8 страниц выделение углекислого  газа повысилось у него на 12% по сравнению  с покоем, после 16 страниц - на 20%,а  после 32-на 35%.

Обмен веществ и энергии мозга  в состоянии покоя составляет в среднем 35 калорий в минуту или  всего 3% от общего обмена в организме. Возрастание интенсивности умственной работы сопровождается усилением расхода  энергии.

Влияние умственного труда на организм слагается из непосредственного  воздействия в конце рабочего дня /острое влияние/ и на накапливающегося годами (хроническое влияние).

Острое влияние выражается в  следующем:

- связанное с малой двигательной  активностью уменьшение импульсации  от мышц в ЦНС снижает ее  тонус и ведет к развитию  тормозных процессов в коре  головного мозга;

- значительно снижается тонус  мышц всего тела;

- ослабляется функция внутренних  органов, становятся вялыми обменные  процессы.

Эти неблагоприятные явления вызваны, главным образом, снижением двигательной активности и могут быть устранены  после окончания работы.

Систематически не устраняемое  длительное влияние профессионального  умственного труда на организм может  вызвать в нем следующие изменения:

- ослабление и вялость миокарда, склеротические изменения в сосудах,  гипотонию у молодых и гипертонию  у взрослых, развитие быстрой  утомляемости;

- понижение функции дыхания,  застой крови в нижних отделах  легких, в полости живота и  нижних конечностей, атонию /вялость  движения/ кишечника, которая способствует  накапливанию в организме продуктов  гниения, появлению головных болей;

- уменьшение выделения железами  внутренней секреции жизненно  важных гормонов, что ослабляет  защитные реакции и неспецифическую  устойчивость организма - появляется  склонность к простудным и  инфекционным заболеваниям;

- снижение активности окислительных  процессов, способствующая ухудшению  питания клеток и тканей, что  приводит к малокровию, ожирению;

- недостаточность сенсорной информации, поступающей в головной мозг  от мало работающих мышц, ведет  к ослаблению возбудительного  процесса и развитию торможения  в определенных зонах коры, возникновению  условий повышающих утомляемость, понижающих работоспособность, а  падение мышечного тонуса ухудшает  осанку.

2. Социально-экономическое значение профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП)

Под профессионально-прикладной физической подготовкой понимается специальное направление физического воспитания, которое наилучшим образом обеспечивает формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности.

Цель и задачи ППФП обусловлены в первую очередь требованиями, предъявляемыми профессией.

Специальные задачи ППФП - развитие физических способностей, отвечающих требованиям избранной профессиональной деятельности; формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, которые необходимы в избранной профессии; повышение резистентности организма к неблагоприятному воздействию специфических условий профессиональной деятельности; воспитание средствами физической подготовки необходимых морально-волевых качеств, требующихся в избранной профессии.

Профессионально-прикладная физическая подготовка призвана решать такие задачи:

1. Вооружить учащихся прикладными знаниями о профессии, о физических качествах, необходимых им для успешного выполнения трудовых операций, для высокоэффективного труда.

2.Сформировать у учащихся двигательные умения и навыки, которые будут способствовать производительному труду будущих специалистов.

3.Воспитать у них физические и психические качества, необходимые в будущей трудовой деятельности.

4. Способствовать лучшему освоению трудовых операций, ускоренному обучению профессии.

5.Научить использовать средства активного отдыха для борьбы с производственным утомлением, для быстрого и полного восстановления сил.

6.Предупредить и снизить производственный травматизм за счет увеличения силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости при выполнении трудовых операций, в процессе жизнедеятельности.

С позиции социально-экономической  значимости внедрение ППФП в практику физического воспитания студентов  вузов, рабочих промышленных предприятий  создает предпосылки для сокращения сроков профессиональной адаптации, повышения  профессионального мастерства, достижения высокой работоспособности и  производительности труда. ППФП эффективно содействует укреплению здоровья, повышению  устойчивости к заболеваниям, снижению производственного травматизма. Труд систематически занимающихся профессионально-прикладной физической подготовкой - более квалифицирован, производителен, надежен, экономичен. Эти специалисты сравнительно меньше утомляются во время работы и гораздо  успешнее справляются с ней.

Применение ППФП в вузах позволяет  значительно поднять прикладную действенность физического воспитания и в конечном итоге повысить качество подготовки высококвалифицированных  специалистов.

3.Факторы, определяющие  конкретное содержание ППФП

Особенности ППФП студентов вузов  выражаются преимущественно в ее направленности и подборе применяемых  средств.

ППФП специалистов современного производства подразделяется на два этапа: ППФП во время учебы в вузе и в период деятельности по окончании вуза. Оба  этих этапа тесно связаны между  собой.

При планировании профессионально-прикладной физической подготовки в вузе учитываются  ее организационные уровни: ППФП студентов  института, факультета, отдельного студента, будущего бакалавра или магистра. В период производственной деятельности после окончания вуза эта подготовка делится на ППФП работников отрасли, предприятия, цеха, представителей конкретной профессии, отдельных работников.

К основным факторам, определяющим содержание ППФП студента на избранном факультете, и будущего бакалавра, магистра либо специалиста данного профиля, относятся: формы и виды учебной деятельности на данном факультете; формы и виды труда будущего бакалавра, магистра или специалиста данного профиля; условия учебной и будущей  трудовой деятельности; особенности  динамики утомления и работоспособности  в процессе учебных занятий или  профессиональной деятельности.

К дополнительным факторам, оказывающим  влияние на содержание ППФП относятся: индивидуальные особенности личности, пол, возраст, состояние здоровья, типичные профессиональные заболевания, географо-климатические  условия.

Большое значение для конкретизации  ППФП работников промышленного производства имеют такие типовые показатели работы, как вид труда, важнейшие  производственные операции, преобладающие  типы деятельности, орудия труда, формы  организации труда. Каждый из этих показателей  требует определенных физических и  психических качеств, а также  соответствующих двигательных навыков.

Так, например, работа, связанная с  управлением автоматами в технических  системах (операторская, диспетчерская  деятельность) требует высокого уровня развития различных видов двигательной реакции, наблюдательности, внимания, оперативного мышления, эмоциональной  устойчивости. Инженерная деятельность типа "наблюдение", "контроль" (чтение показателей рабочих приборов, слежение и т.п.) предъявляет высокие  требования к объему, распределению, устойчивости внимания, предполагает наличие хорошей реакции слежения. "Монтаж", "сборка", "ремонт" - требуют быстродействия, общей  ловкости и точной координации рабочих  движений, а также специальной  мышечной выносливости.

Информация о работе Физическая культура для работников умственного труда