Ф. Бэкон как основоположник «Логики открытий»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 23:09, реферат

Описание работы

Объектом исследования является логика.
Предмет исследования – роль Ф.Ьэкона в зарождении «Логики открытий».
Целью данной работы является рассмотрение роль Ф.Бэкона в качестве основоположника «Логики открытий».
Для достижения поставленной в работе цели, необходимо детально рассмотреть период жизни Ф.Бэкона и его труды, связанные с «Логикой открытий».

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..
3
1. Ф.Бэкон - основоположник «Логики открытий» ……………..
4
Заключение ……………………………………………………………......
8
Список использованной литературы ………………

Файлы: 1 файл

Ф.Бэкон как основоположник Логики открытий.docx

— 35.64 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение …………………………………………………………………..

3

1. Ф.Бэкон - основоположник «Логики открытий» ……………..

4

Заключение ……………………………………………………………......

8

Список использованной литературы ……………………………………

9


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Период  средневековья дал нам интересные примеры несхоластической логики - Абеляр, У. Шервуд, П. Раме, И.Д. Скот, В. Бурли, У. Оккам, Ж. Буридан, Альберт Саксонский и др. Здесь в рамках различения формального и фактического следования разрабатывалось учение о дедукции, способствовавшее аксиоматизации логики высказываний; формировалась идея о «машинизации» мышления. Были даже попытки практического использования логики — это и создание Альбертом Великим «робота», Р. Луллием — «логической машины», а Д. Бруно (потом и Б. Паскалем) «логики открытий» и т.п., к сожалению, мало исследованных в нашей литературе.

В начале Нового времени Ф. Бэкон (1561—1626) и  Р. Декарт (1596—1650), резко выступили  против аристотелевской логики, схоластизированной средневековьем. Они предприняли  незавершенную до конца попытку  создать логику открытий, позволяющую  с помощью наблюдений, опыта, экспериментов  отражать естественный мир и его  свойства соответственно природе этого  мира, более адекватно, чем это  имело место в аристотелевской  средневековой логике, далеко уже  отошедшей от материального критерия истины.

Объектом  исследования является логика.

Предмет исследования – роль Ф.Ьэкона в зарождении «Логики открытий».

Целью данной работы является рассмотрение роль Ф.Бэкона в качестве основоположника «Логики открытий».

Для достижения поставленной в работе цели, необходимо детально рассмотреть период жизни  Ф.Бэкона и его труды, связанные с «Логикой открытий».

 

 

1. Ф.Бэкон – основоположник «Логики открытий»

 

БЭКОН Фрэнсис (1561-1626) - английский философ, родоначальник английского материализма. Лорд-канцлер при короле Якове I. В трактате «Новый органон» (1620) провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, предложил реформу научного метода - очищение разума от заблуждений («идолов», или «признаков»), обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой -эксперимент. Автор утопии «Новая Атлантида».БЭКОН (Bacon) Фрэнсис (22 января 1561, Лондон - 9 апреля 1626, Хайгет), английский философ и политический деятель.Жизнь и творчество Происходил из семьи «новых дворян», в свое время поддержавших английскую монархию в феодальных междоусобицах; его отец некоторое время занимал должность лорда-хранителя королевской печати. В возрасте 12 лет Бэкон поступил в Кембриджский университет; в 23 года он уже был членом палаты общин английского парламента, где выступал противником королевы Елизаветы I по ряду вопросов. В 1597 опубликованы «Опыты, или наставления нравственные и политические», представляющие собой высокохудожественные эссе на различные темы - от морально-бытовых до политических. В 1605 была опубликована на английском языке работа «О достоинстве и приумножении наук», представляющая собой первую часть грандиозного плана Бэкона - «Великого восстановления наук», предполагавшего 6 этапов. При короле Якове I, вступившем на престол в 1603, начинается политическое возвышение Бэкона: в 1612 он - генеральный прокурор, в 1617 - лорд-хранитель печати, в 1618 - лорд-канцлер. В 1620 Бэкон публикует одно из лучших своих произведений - «Новый Органон». В 1621 был обвинен во взяточничестве и на несколько дней заключен в тюрьму; несмотря на последующее оправдание, Бэкон больше не возвращался в политику. Последние годы жизни занимался научным экспериментированием и умер в 1626, простудившись после проведенного опыта.Бэкон был увлечен широкими проектами преобразования науки. По словам его личного врача, знаменитого У. Гарвея, «он философствовал как лорд-канцлер»; в социальной утопии «Новая Атлантида» ему удалось предвосхитить план создания в 60-е годы 17 в. Лондонского Королевского общества. Бэкон первым приблизился к пониманию науки как социального института.

Он разделял теорию двойственной истины, разграничивающую функции науки и религии; его позиция по отношению к религии близка деизму. Крылатые высказывания Бэкона о науке и ее роли неоднократно избирались знаменитыми философами и учеными в качестве эпиграфов для своих произведений. классификация наук Бэконовская классификация наук, представлявшая альтернативу аристотелевской, долгое время признавалась основополагающей многими европейскими учеными и философами. Разделение всех наук на исторические, поэтические и философские определяется у Бэкона психологическим критерием. Так, История - этознание, опирающееся на память; она делится на естественную историю, описывающую явления природы (включая чудеса и всевозможные отклонения), и гражданскую. Поэзия основана на воображении. В основе философии - рассудок. Она делится на естественную философию, божественную философию (естественную теологию) и человеческую философию (изучающую мораль и общественные явления). В естественной философии Бэкон выделяет теоретическую (исследование причин, причем предпочтение отдается материальным и действующим причинам перед формальными и целевыми), и практическую («естественная магия») части. Как натурфилософ Бэкон симпатизировал атомистической традиции древних греков, однако полностью к ней не присоединялся. Критическая часть системы Считая, что устранение заблуждений и предрассудков - отправная точка правильного философствования, Бэкон критически относился к схоластике. Главный недостаток аристотелевско-схоластической логики он усматривал в том, что она проходит мимо проблемы образования понятий, составляющих посылки силлогистических умозаключений. Бэкон критиковал также ренессансную гуманистическую ученость, преклонявшуюся перед античными авторитетами и подменявшую философию риторикой и филологией. Наконец, Бэкон боролся с так называемой «фантастической ученостью», опирающейся не на достоверный опыт, а на неподдающиеся проверке рассказы о чудесах, отшельниках, мучениках и пр.Основу критической части философии Бэкона составляет учение о так называемых «идолах», искажающих наши познания. Это, во-первых, врожденные «идолы рода». В их основе субъективные свидетельства органов чувств и всевозможные заблуждения разума (пустое абстрагирование, поиск целей в природе и т. п.). Во-вторых, «идолы пещеры», обусловленные зависимостью познания от индивидуальных особенностей, физических и душевных свойств, а также ограниченностью личного опыта людей. В-третьих, «идолы рынка, или площади», имеющие социальные истоки. Бэкон призывает не преувеличиватьроль слов в ущерб фактам и стоящим за словами понятиям. В-четвертых, Бэкон предлагает искоренять «идолов театра», в основе которых некритическое следование авторитетам.Индуктивная методология Бэкон считал необходимым создать правильный метод, с помощью которого можно было бы постепенно восходить от единичных фактов к широким обобщениям. В древности все открытия делались лишь стихийно, тогда как правильный метод должен опираться на эксперименты (целенаправленно поставленные опыты), которые должны систематизироваться в «естественной истории». В целом индукция выступает у Бэкона не только как один из видов логического вывода, но и как логика научного открытия, методология выработки понятий, основанных на опыте.

Указывая на плачевное состояние науки, Бэкон говорил, что до сих пор открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод — это путь, главное средство исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит нормального человека, бегущего по бездорожью.

Исследовательский метод, разработанный Фрэнсисом Бэконом — ранний предшественник научного метода. Метод был предложен в сочинении Бэкона «Novum Organum» («Новый Органон«) и был предназначен для замены методов, которые были предложены в сочинении «Organum» («Органон»)Аристотеля почти 2 тысячелетия назад.

В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент.

Индукция может быть полной (совершенной) и неполной. Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Индуктивные обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях. В этом саду вся сирень белая — вывод из ежегодных наблюдений в период её цветения.

Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии), потому что, как правило, число всех случаев практически необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно: все лебеди белы для нас достоверно, пока не увидим чёрную особь. Это заключение всегда носит вероятностный характер.

Пытаясь создать «истинную индукцию», Бэкон искал не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его. Он, таким образом, вооружил естествознание двумя средствами исследования: перечислением и исключением. Причем главное значение имеют именно исключения. С помощью своего метода он, например, установил, что «формой» теплоты является движение мельчайших частиц тела.

Итак, в своей теории познания Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из опыта. Такая философская позиция называется эмпиризмом. Бэкон и был не только его основоположником, но и самым последовательным эмпириком.

 

 

Заключение

 

Ф. Бэкон  считал необходимым низвергнуть  схоластику и расчистить место для  нового здания науки. Он намеревался  создать труд под названием «Великое возрождение наук», реализовав из этого замысла только две книги - «О достоинстве и приращении наук» (своего рода классификация наук) и «Новый органон». Для построения новой науки необходимо, по Ф. Бэкону, не только разрушить схоластику, но н освободить умы людей от заблуждений, призраков, или идолов. Он обращал на это внимание для того, чтобы люди сознательно избегали заблуждений, порождаемых то ли природными особенностями органов чувств человека (удаленные предметы всем кажутся маленькими), то ли вызванных особенностями отдельных людей (больным сладкое может показаться безвкусным), то ли заблуждений от привычного словоупотребления, то ли от веры в авторитеты. Уму, свободному от этих недостатков, Ф. Бэкон предлагал приемы, с помощью которых можно, по его мнению, даже чисто механически (как линейкой при проведении прямых, а циркулем — кругов), делать открытия без особых умственных усилий. Такими приемами, по замыслу Ф. Бэкона, должны стать «таблицы открытий», впоследствии получившие название методов научной индукции. Следует признать, что своей непримиримой по отношению к аристотелевской дедукции позицией, Ф. Бэкон не всегда справедлив к последнему, ведь перечисляемые Аристотелем ошибки в работе «О софистических опровержениях» частично совпадают с «идолами» Ф. Бэкона. Оправданием этим нападкам может служить лишь то, что Ф. Бэкон знал аристотелевскую логику в схоластизированном виде. Очевидно также и то, что Ф. Бэкон чрезмерно преувеличивает роль и значение индукции в научном познании.

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Алексеев, П.В. История логики. – М.: Проспект, 2005.
  2. Биография Ф.Бэкона [Электронный ресурс] / www.physchem.chimfak.rsu.ru
  3. Иванов, Е.И. Логика. - М.: БЕК, 2001.
  4. Ивин, А.А. Логика. - М.: Гардарики, 2003.
  5. Фролов, И.Т. Введение в логику. – М.: Знание, 2003.
  6. Фрэнсис Бэкон [Электронный ресурс] / www. wikipedia.org/wiki/Бэкон,_Фрэнсис

Информация о работе Ф. Бэкон как основоположник «Логики открытий»