Диалектические законы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 23:25, реферат

Описание работы

Новые задачи, стоящие перед диалектической логикой по сравнению с формальной логикой, не могут быть решены на базе формально-логических законов мышления. Чтобы выразить объективную логику движения в логике понятий, суждений, умозаключений, мышление должно основываться на иных законах — на законах диалектического развития, какими являются наиболее общие законы материалистической диалектики.

Содержание работы

Введение (стр. 2)
Основная часть (стр. 3 – стр. 12)
История диалектической логики
Диалектическая логика
Предмет диалектической логики
Законы диалектической логики
Закон единства и борьбы противоположности
Закон перехода количества в качество
Закон отрицания отрицания
Заключение (стр. 13)

Файлы: 1 файл

Диалектические законы.docx

— 40.64 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра гуманитарных дисциплин.

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Логика»

на тему «Диалектические законы».

 

 

 

Выполнил: Н.А. Игнатова, студент 1 курса

очной формы обучения юридического

факультета, группа Ю-123б

 

Проверил:_________________________

                       (инициалы, фамилия  преподавателя)

__________________________________

(ученая  степень, ученое  звание)

Оценка:

__________________________________

Подпись

__________________________________

«     » _______________ 2012 г.

 

Люберцы

2012

План.

  1. Введение (стр. 2)
  2. Основная часть (стр. 3 – стр. 12)
    • История диалектической логики
    • Диалектическая логика
    • Предмет диалектической логики
    • Законы диалектической логики
    • Закон единства и борьбы противоположности 
    • Закон перехода количества в качество 
    • Закон отрицания отрицания
  1. Заключение (стр. 13)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Новые задачи, стоящие перед диалектической логикой по сравнению с формальной логикой, не могут быть решены на базе формально-логических законов мышления. Чтобы выразить объективную логику движения в логике понятий, суждений, умозаключений, мышление должно основываться на иных законах — на законах  диалектического развития, какими являются наиболее общие законы материалистической диалектики.  
В. И. Ленин, характеризуя диалектическую логику, анализирует в виде основных черт последней законы диалектики. В «Философских тетрадях» он особо подчеркивает мысль, что диалектические законы и категории суть законы и категории познания, логики. Он подвергает критике Плеханова за непонимание этой важнейшей стороны диалектики, доказывая, что это не просто сторона, а суть материалистической диалектики. Ленин упрекал Плеханова за невнимание и игнорирование им наиболее существенного закона диалектики — единства и борьбы противоположностей — как закона познания: «Тождество противоположностей, — писал он, — берется как сумма примеров, а не как закон дознания (и закон объективного мира)».  
Из этих положений видно, что, во-первых, диалектический материализм рассматривает законы познания, законы логики в неразрывной связи с законами объективного мира и, во-вторых, что основными законами диалектической логики являются наиболее общие законы развития, исследуемые марксистской диалектикой и обобщающие как процессы развития объективного мира, так и мышления. Это, конечно, не исключает того, что познание имеет и свои специфические законы, о чем будет сказано дальше. 

 

 

 

 

 

Основная часть.

Свои истоки диалектическая логика черпала в работах Маркса, где тот сформулировал основные методологические принципы, которые потом Ленин назвал принципами диалектической логики. Значительное влияние на развитие диалектической логики оказала незаконченная книга Энгельса «Диалектика природы», изданная в СССР в 1960-е годы. В своей работе Энгельс обозначил единство законов и принципов объективной логики природы, человека и общества.

Диалектическая логика была наиболее распространена в социалистических странах, прежде всего СССР, по идеологическим и политическим причинам, вырождаясь в догматизм и начётничество по мере ужесточения политического режима. Полноценная дискуссия и критика «диалектической логики» стала возможной лишь после падения в этих странах коммунистических правительств. В атмосфере реальной идейной конкуренции она стала резко терять популярность.

В странах за пределами социалистического  лагеря диалектической логикой интересовались только левые интеллектуалы. К. Поппер подверг диалектическую логику глубокой критике в своей работе «Что такое диалектика?». В настоящий момент диалектического направления в логике придерживаются лишь немногие философы, как правило, квазимарксистского, марксистского и постмарксистского толка.

Значительный вклад в развитие диалектической логики внесли Э. В. Ильенков, В. А. Вазюлин, З. М. Оруджев, И. С. Нарский.

Так что же такое «Диалектическая  логика»? Почему эта наука интересовал  многих ученых? Диалектическая логика — философская наука, понимаемой как логика (наука о мышлении) и теория познания объективного мира в рамках диалектики. В отличие от формальной логики, являющейся логической дисциплиной о формах правильных рассуждений, в диалектической логике учитываются законы диалектики и философские понятия.

Также стоит сказать и  о предмете данной науки. Наиболее перспективным способом решения любой научной проблемы является исторический подход к ней. В случае с  диалектической логикой (ДЛ) такой подход к тому же оказывается и весьма актуальным. Дело в том, что логикой ныне именуются учения, которые значительно расходятся в понимании границ предмета этой науки. Так, предмет диалектической логики, с одной стороны, пересекается с предметом диалектики (теория познания, онтология, метод); с другой стороны, предмет ДЛ (собственно логики) непосредственно увязан с предметом логики формальной. И та, и другая (формальная логика и диалектическая логика) являются науками о рассуждениях, закладывают рассудочную модель человеческого мышления в основу описания и развития представлений о естественном и искусственном интеллекте.

Разумеется, каждое из логических учений претендует не только и не столько  на название, сколько на право считаться  единственно современной ступенью в развитии мировой логической мысли. Вот почему история вопроса помогает сформировать правильное понимание  предмета науки Логики. Систематизация знаний диалектической логики возможна на следующей основе. В одном из учебников логики именем "диалектическая логика" названа научная дисциплина о развитии знаний, создать которую пытались в 20 веке, а именем "формальная логика" названа наука о формах мышления, формально-логических законах и связях между мыслями по логическим формам их выражения.

Диалектическая логика формально  представлена в учебнике методологическими  принципами, вытекающими из мировоззренческих  принципов философии, а также  методами и формами развития знаний, связанными с логическими формами  выражения мысли. Правильность всех этих форм должны обеспечивать в отношении  конкретных предметов конкретные науки, а роль логики сводится к обеспечению  соответствия этих форм предмету. В  связи с этим вычленить логику как научную дисциплину из науки  вообще можно лишь в отношении  форм выражения мыслей и форм развития знания, а также методов и методологических принципов, а применять их нужно  в единстве, чтобы обеспечить соответствие языка индивида, который их применяет, нормативным принципам языка  науки. В полноценном научно-философском  познании логическая методология должна быть составной частью философской  методологии, а это требование ещё  более усложняет применение логической методологии. Поэтому философская  методология нигде не представлена как нечто целое, включающее в  себя научную и логическую методологии, а методология научно-философского познания не представляет собой единой системы средств познания.

Следует представить основные законы диалектической логики. Основные законы диалектики с трех сторон характеризуют развитие:

1. Закон единства и борьбы противоположности дает ответ на вопрос: почему совершается развитие, каков источник, импульс развития?

2. Закон перехода количества в качество – на вопрос: как происходит развитие, каков механизм возникновения новых качеств?

4. Закон отрицания отрицания – на вопрос: какова форма поступательного развития прогрессивно направленных изменений?

1. Закон единства и борьбы противоположности.

Единства и борьбы противоположностей закон - всеобщий закон действительности и её познания человеческим мышлением, выражающий суть, «ядро» материалистической диалектики. Каждый объект заключает  в себе противоположности. Под противоположностями  диалектический материализм понимает такие моменты, «стороны» и т. п., которые находятся в неразрывном  единстве, взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в  одном и том же отношении, т. е. взаимопроникают.

Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна. Этот закон объясняет  объективный внутренний «источник» всякого движения, не прибегая ни к  каким посторонним силам, позволяет  понять движение как самодвижение. Он раскрывает конкретное единство многообразия именно как конкретное, а не мертвое  тождество. Диалектическое мышление не рассекает целое, абстрактно разделяя крайности, а, напротив, осваивает целое  как органическое, как систему, в  которой противоположности взаимно  проникают, обуславливая весь процесс  развития. Тем самым воспроизводится  конкретная целостность и развитие предмета «в логике понятий». В этом законе наиболее концентрированно выражается противоположность диалектического  мышления рассудочно-метафизическому, которое толкует «источник» движения лишь как отличный от самого движения и внешний для него, а единство - как существующее рядом о многообразием.

Метафизика толкает на путь подмены  движения и конкретного единства многообразия описанием внешних  результатов движения и лишь внешне сопоставленных сторон предмета. Вся  история диалектики есть история  борьбы вокруг этих проблем, попыток  их решения.

Родоначальник диалектики противоречий - Гераклит. Элейцы (Зенон) превратили противоречие в чисто субъективное и свели  к средству опровержения движения и  многообразия («отрицательная диалектика» - апория). В эпоху Возрождения  идею «совпадения противоположностей»  развивали Николай Кузанский  и Бруно. Кант «устранял» антиномии  лишь путем дуалистического разрыва  субъекта и объекта. Попытки преодолеть этот разрыв вели к идее диалектического  противоречия (Фихте, Шеллинг, Гегель). Особенно велика в разработке этой идеи заслуга Гегеля, который сделал в исследовании проблемы противоречия самое большее, что можно было сделать, оставаясь на почве идеализма.

Для современной буржуазной философии  характерны, с одной стороны, тенденция  иррационализации противоречия как  якобы неразрешимого («трагическая диалектика»), с другой стороны - попытка  отрицать эту категорию, подменяя ее терминологическими различениями (позитивизм). Марксизм материалистически истолковал и разработал Единства и борьбы противоположностей закон «как закон познания (и закон  объективного мира)» (Ленин). Подход к  этому закону с точки зрения принципа совпадения диалектики, логики и теории познания направлен против сведения его к сумме примеров, на понимание  его как всеобщего закона бытия  и мышления. Объективная всеобщность  этого закона - основа его методологических функций в познании. Доказательство его всеобщности требует исследования этих функций. Он определяет также и  структуру научной теории, поскольку  последняя раскрывает диалектику раздвоения единого. Классический образец такой  структуры - «Капитал» Маркса. Разрешение противоречий ведет исследование вперед по логике самого предмета и служит рациональным способом выработки новых  понятий, их синтеза.

Диалектическое противоречие в  познании не сводится к столкновению тезиса и антитезиса. Оно заключается  в движении к его разрешению. Понять диалектическое противоречие - значит понять, как оно развивается и  разрешается. Разрешение его отнюдь не сводится к простому устранению путаных формально-логических противоречий в рассуждении. Адекватно сформулировать диалектическое противоречие внутри теории можно в творческом процессе восхождения  от абстрактного к конкретному (Абстрактное  и конкретное). Поэтому развернутое  изложение теории не может быть втиснуто в рамки единственной «непротиворечивой  системы». Процесс развития осуществляется через столкновение как внутренних, так и внешних противоположностей. Диалектика рассматривает внешние  противоположности не как изначально различные сущности, а как результат  раздвоения единого, в конечном счете  как производные от внутренних. Марксистское учение об общественном развитии построено  на применении данного закона, на исследовании противоречий общества, оно обосновывает тезис о борьбе классов как  движущей силе развития классового общества и делает из него свои революционные  выводы.

Социализм есть закономерный результат  развертывания и разрешения путем  социальной революции противоречий капитализма. Противоречия и формы  их разрешения многообразны. Социализм  тоже развивается путем противоречий, но они носят специфический характер (Антагонистические и неантагонистические противоречия). Категория диалектического противоречия имеет важное методологическое значение и для современного естествознания, которое всё чаще сталкивается о противоречивой природой объектов.

Марксизм-ленинизм сделал категорию  противоречия достоянием образа мыслей, вытекающего из целостного освоения мира человеком, у которого нет причин бояться противоречий или мешать их разрешению. Мировоззренческое и  воспитательное значение этого закона выражается и в том, что он учит никакую ступень развития, никакое  достижение истории не брать как  окончательное и ориентирует  на бесконечное творчество 

Центральной категорией первого закона является диалектическое противоречие – единство и взаимодействие противоположных сторон, процессов, явлений. Не всякие противоположности, находящиеся в единстве, составляют противоречие (пол и потолок). Для образования противоречия противоположности должны находиться во взаимодействии, проникать друг в друга. В противоречиях – не только единство, но и борьба.

Основные свойства диалектического  противоречия:

а) взаимоисключение противоположностей (производство и потребление, жизнь  и смерть, правда и ложь, добро  и зло);

Информация о работе Диалектические законы