Задачи выбора маршрута или сетевые задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы по курсу «Теория информационных процессов и систем» является разбор теоретической части, полученных на лекционном курсе и самостоятельное применение на практике теоретических знаний к решению задач по исследованию систем.
В данной курсовой работе мною будут проведены заключения в выработке оптимального решения для нахождения наикратчайшего пути между несколькими заданными точками, который был бы самым высокоэффективным.
Объектом исследования являются перевозки груза из пунктов производства в пункты потребления, а также нахождения наикратчайшего расстояния между точками в графах.
Цель работы: определение системы оптимального управления перевозками груза и нахождения кратчайшего пути, чтобы потратить меньше денег.

Содержание работы

Введение 2
Задачи выбора маршрута или сетевые задачи 3
Транспортные задачи 3
Алгоритм решения транспортной задачи 7
Пример решения транспортной задачи 7
Сетевые задачи 13
Алгоритм решения сетевой задачи 19
Нахождение минимального остова в графе с примером решения задачи 19
Нахождения кратчайшего пути в графе с примером решения задачи 21
Примеры решения задач в пакетах Microsoft Office Excel 2003 и Mathcad 2001i Professional 24
Заключение 31
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

Задачи выбора маршрута или сетевые задачи 3.doc

— 763.00 Кб (Скачать файл)

Этап 3. Если полученное распределение  ресурсов не является оптимальным, то ресурсы перераспределяются, снижая стоимость транспортировки.

Этап 4. Повторная проверка оптимальности полученного распределения ресурсов.

Данный итеративный  процесс повторяется до тех пор, пока не будет получено оптимальное  решение.

 

 

Пример решения транспортной задачи.

 

 

Задача 1. Из трех холодильников Ai, i=1..3, вмещающих мороженную рыбу в  количествах ai т, необходимо последнюю доставить в пять магазинов Bj, j=1..5 в количествах bj т. Стоимости перевозки 1т рыбы из холодильника Ai в магазин Bj заданы в виде матрицы Cij, 3x5.

Написать математическую модель задачи и спланировать перевозки  так, чтобы их общая стоимость была минимальной.

        

 

 

 

H

Решение.

Составим математическую модель задачи. Пусть xi,j - количество т рыбы, перевозимой из холодильника (поставщика) Ai в магазин (потребитель) Bj. Тогда задача заключается в минимизации общих транспортных расходов

 

при ограничениях

 

Задача имеет  закрытый тип, т.к. запасы груза 320+280+250 = 850 т равны суммарным потребностям магазинов 150+140+110+230+220 = 850 т.

Составим опорный план по правилу минимального элемента.

Склад

Магазин

Запасы 

груза

B1

B2

B3

B4

B5

A1

                    

           20

0

            23

0

20

0

15

0

24

0

320

A2

29

0

15

0

16

0

19

0

29

0

280

A3

6

0

11

0

10

0

9

0

8

0

250

Потребн.

150

140

110

230

220

 

Введем некоторые обозначения: Ai* - излишек нераспределенного груза  от

поставщика Ai, Bj* - недостача  в поставке груза потребителю Bj.

Находим незанятую клетку с минимальным тарифом: (3,1). Помещаем туда меньшее из чисел A3*=250 и B1*=150.

Находим незанятую клетку с минимальным тарифом: (3,5). Помещаем туда меньшее из чисел A3*=100 и B5*=220.

Находим незанятую клетку с минимальным тарифом: (1,4). Помещаем туда меньшее из чисел A1*=320 и B4*=230.

Находим незанятую клетку с минимальным тарифом: (2,2). Помещаем туда меньшее из чисел A2*=280 и B2*=140.

Находим незанятую клетку с минимальным тарифом: (2,3). Помещаем туда меньшее из чисел A2*=140 и B3*=110. Находим незанятую клетку с минимальным тарифом: (1,5).

Помещаем туда меньшее  из чисел A1*=90 и B5*=120.

Находим незанятую клетку с минимальным тарифом: (2,5). Помещаем туда меньшее из чисел A2*=30 и B5*=30

Пришли к  таблице:

Склад

Магазин

Запасы 

груза

B1

B2

B3

B4

B5

A1

                    

           20

            23

0

20

0

15

230

24

90

320

A2

29

0

15

140

16

110

19

0

29

30

280

A3

6

150

11

0

10

0

9

0

8

100

250

Потребн.

150

140

110

230

220

 

Транспортные  расходы составят z = 12040.

Решим задачу методом  потенциалов. Т.к. m+n-1=7 и имеем 7 загруженных  клеток, план ацикличный. Пусть Ui и Vj - потенциалы i-го склада и j-го магазина соответственно.

Полагая потенциал U1=0, определяем остальные потенциалы из соотношения Ui+Vj=Ci,j, просматривая все занятые клетки. Получим:

Для свободных  клеток определим значения оценок (разностей между прямыми и косвенными тарифами).

Имеем две клетки с отрицательными оценками – (1,1) и (2, 4). Выбираем клетку с наименьшей оценкой (1, 1) и строим для нее цикл.

 

 

 

 

Склад

Магазин

Запасы 

груза

B1

B2

B3

B4

B5

A1

                    

+         20

            23

20

15

230

-           24

90

320

A2

29

15

140

16

110

19

29

30

280

A3

-             6

150

11

10

9

+            8

100

250

Потребн.

150

140

110

230

220

 

Перемещаем по циклу  груз величиной в 90 единиц, прибавляя  эту величину к грузу в клетках со знаком "плюс" и отнимая ее от груза в клетках со знаком "минус". В результате перемещения по циклу получим новый план:

Склад

Магазин

Запасы 

груза

B1

B2

B3

B4

B5

A1

                    

           20

90

            23

20

15

230

24

320

A2

29

15

140

16

110

19

29

30

280

A3

6

60

11

10

9

8

190

250

Потребн.

150

140

110

230

220

 

Целевая функция (транспортные расходы) z = 11860. Значение целевой функции изменилось на 180 единиц по сравнению с предыдущим этапом.

Проверим полученный план на оптимальность. Подсчитаем потенциалы.

Определяем  значения оценок Si,j=Ci,j-(Ui+Vj) для всех свободных клеток:

Имеем клетку (2, 4) с отрицательной оценкой, план не оптимален. Строим для этой клетки цикл.

Склад

Магазин

Запасы 

груза

B1

B2

B3

B4

B5

A1

                    

+          20

90

            23

20

-           15

230

24

320

A2

29

15

140

16

110

+          19

-           29

30

280

A3

-            6

60

11

10

9

+           8

190

250

Потребн.

150

140

110

230

220

 

Перемещаем  по циклу груз величиной в 30 единиц, прибавляя эту величину к грузу  в клетках со знаком «плюс» и отнимая ее от груза в клетках со знаком «минус». В результате перемещения по циклу получим новый план:

Склад

Магазин

Запасы 

груза

B1

B2

B3

B4

B5

A1

                    

           20

120

            23

20

15

200

24

320

A2

29

15

140

16

110

19

30

29

280

A3

6

30

11

10

9

8

220

250

Потребн.

150

140

110

230

220

 

Целевая функция (транспортные расходы) z= 11770, значение уменьшилось на 90 единиц по сравнению с предыдущим этапом.

Проверим полученный план на оптимальность. Подсчитаем потенциалы.

Определяем  значения оценок для всех свободных  клеток:

Так как все  оценки Si,j>=0, то полученный план является оптимальным, минимальные транспортные расходы равны 11770. Оптимальный план перевозок представлен ниже.

Склад

Магазин

Запасы 

груза

B1

B2

B3

B4

B5

A1

                    

           20

120

            23

20

15

200

24

320

A2

29

15

140

16

110

19

30

29

280

A3

6

30

11

10

9

8

220

250

Потребн.

150

140

110

230

220

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сетевые задачи.

 

 

Многие экономические задачи, такие как перевозка грузов, перекачка нефти и газа по трубопроводам, управление запасами и т. п., удобно моделировать и решать в терминах сетей и потоков. Основой подобного рода моделей служат ориентированные или неориентированные графы. Приведем некоторые определения. 

Ориентированным графом  называется тройка (I, D, G), в которой I – непустое множество вершин, D – множество дуг и G – отображение, которое каждой дуге d принадлежащей к D ставит в соответствие упорядоченную пару вершин (i, j), где i, j  принадлежит I. 

Неориентированным графом называется тройка (I, D, G), в которой I – непустое множество вершин, D – множество ребер и G – отображение, которое каждому ребру d принадлежащей к D ставит в соответствие неупорядоченную пару вершин [i, j], где i, j принадлежит I. 

Граф (I, D, G) называется конечным, если множества I и D конечны. 

 

Геометрически граф может  быть представлен в виде множества точек (изображающих вершины) и соединяющих их линий (со стрелками), соответствующих ребрам (дугам) (рис. 3.3, 3.4). Очевидно, что с каждым ориентированным графом можно однозначно связать неориентированный, заменив дуги на ребра. Если любые две вершины графа соединяются не более чем одной дугой (ребром), то граф называется простым и может быть задан с помощью пары (I, D). В этом случае каждая дуга (ребро) d полностью определяется парой соединяемых вершин (i, j), что условно записывается в виде: d=(i,j). Упорядоченная пара вершин (i, j), которая ставится в соответствие некоторой дуге d, задает ее ориентацию: i называется началом дуги, а j – ее концом, а сама дуга считается инцидентной данным вершинам.

Путем длины π в ориентированном графе (I, D) называется упорядоченная последовательность различных дуг (d1, d2,..., dn), для которых начало каждой последующей совпадает с концом предыдущей. Конечный путь, у которого начальная вершина совпадает с конечной, называется контуром.

Для неориентированного графа аналогом понятия путь является цепь, а контура – цикл.

Если две любые вершины неориентированного графа могут быть соединены цепью, то он называется связным. Ориентированный граф называется связным, если ему отвечает связный неориентированный граф.

Связный неориентированный граф, не содержащий циклов, называется деревом.

Если Y D, а отображение GY является сужением отображения G на множество Y, то граф (I, Y, GY) называют частичным графом (реберным подграфом) графа (I, D, G).

Информация о работе Задачи выбора маршрута или сетевые задачи