Вычисление типа людей с помощью математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 21:04, контрольная работа

Описание работы

Задача 1. Анализ одной выборки
Задача 2. Выявление достоверности различий в уровне признака (критерии Розенбаума, Манна-Уитни)
Задача 3. Оценка достоверности сдвига в значениях признака (критерии знаков, Вилкоксона)
Задача 4. Непараметрический критерий согласия «хи-квадрат» сравнения распределений признака и угловое преобразование Фишера
Задача 5. Выявление однородности двух выборок по степени различия их параметров ( критерий Стьюдента и критерий Фишера)
Задача 6. Коэффициенты корреляции Пирсона, рангов Спирмена и ассоциации

Файлы: 1 файл

mat_metod.docx

— 239.94 Кб (Скачать файл)

Определить критические  значения Т для данного объема выборки:

Для уровня значимости 0,05 и n = 10  Т-кр = 10.

Если Т-эмп. меньше или равен Т-кр. – сдвиг в «типичную» сторону достоверно преобладает - Т-эмп = 1< Т-кр = 10, следовательно, показатель жизненной силы значимо изменился в сторону увеличения.

 

Фактически  оцениваются знаки значений, полученных вычитанием ряда значений одного измерения  из другого. Если в результате количество снизившихся значений примерно равно  количеству увеличившихся, то подтверждается гипотеза об однородности двух выборок.

 

 

Задача 4.

Профессиональных  психологов Х и У просили определить, с какой частотой встречаются в их записной книжке мужские и женские имена коллег-психологов.

Достоверно ли процентная доля признака «имена женщин»  в записной книжке психолога У статистически превосходит процентную долю того же признака в записной книжке психолога Х? (угловое преобразование  * Фишера)

Психологи

Имена мужчин

Имена женщин

Психолог Х

22

45

Психолог У

59

109


 

Решение.

 

Используем для исследования вопроса  о достоверном различии значений изучаемого признака критерий Фишера.

Вычислим доли, как часть от единицы  или в процентах, признака «имена женщин» среди всех имён в записных книжках для каждого психолога. Эти доли – стандартные показатели двух выборок.

Показатель P1определяет долю женских имён психолога X,  P2 – аналогичную долю у психолога Y:

    

 Проверим, различаются ли эти  показатели достоверно (возьмём  с  вероятностью 0,95).

Для этого вычислим  средние  ошибки показателей и  критерий t (Стьюдента):

P – значение показателя, q = 1- P (или q = 100 – P, если показатель в процентах),

N = n1 + n2, где n1,  n2 – объёмы выборок. Вычисляем средние ошибки показателей :

,  по формуле критерия  вычисляем  статистику  t:

< tкрит=1,96 – следовательно, нет оснований считать показатели признака в двух выборках  достоверно различными.

Процентная доля признака «имена женщин»  в записной книжке психолога У статистически не превосходит процентную долю того же признака в записной книжке психолога Х.

 

ПРИМЕЧАНИЕ.  В математической литературе нет критерия «угловое преобразование  * Фишера». В интернете отсутствует внятное изложение данного критерия, поэтому был применен стандартный известный критерий для оценки непараметрических показателей частоты признака по двум выборкам.

 

 

Задача 5.

Сравнивается  количество наличных денег у одних  и тех же студентов (в рублях) в  первый день и во второй день. Определить достоверность различия между средним  количеством наличных денег в  разные дни.

Сумма в первый день, руб.

Сумма во второй день, руб.

30

35

30

25

40

45

50

55

60

55


 

Решение.

 

Обозначим за X1 и X2 – случайные величины наличия денег у студентов в первый и во второй день соответственно.

Вычислим статистические средние для двух данных выборок:

 

.

Критерий Стьюдента  сравнения средних по двум выборкам вычисляется по формуле:

, где  - выборочные дисперсии, равные:

 

Вычисляем критерий: < 2,78=Ткрит (для n=5  и уровня значимости (вероятности 0,95 принять правильную гипотезу)).

 Следовательно,  нет оснований отвергать нулевую  гипотезу о равенстве двух  средних – что для данной  задачи означает отсутствие достоверного  различия между средним количеством  денег у студентов в первый  и во второй дни. 

 

 

Задача 6.

В таблице представлены показатели и оценки по учебному предмету (по 30-балльной шкале) учащихся колледжа. Найти коэффициент корреляции Пирсона для оценки линейной связи между признаками.

 

Номер школьника

, баллы

Оценка по математике, баллы

1

100

20

2

102

25

3

100

17

4

100

14

5

113

25

6

116

23

7

123

28

8

104

16

9

116

23

10

118

25

11

118

24

12

109

19


 

Решение.

 

Признак X – баллы по IQ, признак Y – оценки (баллы) по предметам.

Формула для вычисления коэффициента корреляции Пирсона:

.

Необходимые вычисления удобно проводить в таблице:

 

i

Xi

Yi

Xi - Xср

Yi -Ycр

(Xi - Xср)^2

(Yi -Ycр)^2

(Xi-Xср)(Yi-Ycр)

1

100

20

-9,92

-1,58

98,34

2,51

15,70

2

102

25

-7,92

3,42

62,67

11,67

-27,05

3

100

17

-9,92

-4,58

98,34

21,01

45,45

4

100

14

-9,92

-7,58

98,34

57,51

75,20

5

113

25

3,08

3,42

9,51

11,67

10,53

6

116

23

6,08

1,42

37,01

2,01

8,62

7

123

28

13,08

6,42

171,17

41,17

83,95

8

104

16

-5,92

-5,58

35,01

31,17

33,03

9

116

23

6,08

1,42

37,01

2,01

8,62

10

118

25

8,08

3,42

65,34

11,67

27,62

11

118

24

8,08

2,42

65,34

5,84

19,53

12

109

19

-0,92

-2,58

0,84

6,67

2,37

сумма

1319

259

0,00

0,00

778,92

204,92

303,58

среднее

109,92

21,58

         

 

Вычисляем коэффициент  корреляции:

Значение коэффициента положительно и больше  0,7 – это  говорит о том что между признаками X и Y существует прямая сильная зависимость.

 


Информация о работе Вычисление типа людей с помощью математики