Треугольник семантический

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 18:24, реферат

Описание работы

Мысль и слово, понятие и имя всегда привлекали и философов, и лингвистов. Как возникает единство членораздельных звуков и психических образов. Каким образом предметы окружающей действительности и субъективные переживания человека обретают словесное выражение? Молодой А. Ф. Лосев афористично ответил в одном из своих сочинений 20-х годов: "Вещь имеет смысл. Смысл оформляется в определенное понятие. Понятие оформляется в выражение. Выражение делается словом". Однако "закрыть вопрос" не удалось.

Файлы: 1 файл

треуг.docx

— 42.67 Кб (Скачать файл)

Сема́нтика (от др.-греч обозначающий) — раздел языкознания, изучающий значение единиц языка. В качестве инструмента изучения применяют семантический анализ. В конце XIX — начале XX века семантика часто называлась также семасиологией.

Семантический треугольник

Мысль и слово, понятие и имя всегда привлекали и философов, и лингвистов. Как возникает единство членораздельных  звуков и психических образов. Каким  образом предметы окружающей действительности и субъективные переживания человека обретают словесное выражение? Молодой  А. Ф. Лосев афористично ответил  в одном из своих сочинений 20-х  годов: "Вещь имеет смысл. Смысл  оформляется в определенное понятие. Понятие оформляется в выражение. Выражение делается словом". Однако "закрыть вопрос" не удалось.

Пожалуй, наиболее заметным достижением явился так  называемый "семантический треугольник", введенный в научный оборот американскими  семиотиками С.К. Огденом и И.А. Ричардсом в их книге с характерным названием "Значение значения: Исследование влияния языка на мышление и научный символизм", опубликованной в 1923 году. Треугольник Огдена-Ричардса представляет собой удачную модель взаимосвязи трех главных логико-лингвистических категорий: 1) данный в ощущениях объект реальной действительности, именуемый в логике "денотат", а в лингвистике "референт"; 2) возникающий в сознании людей мысленный образ (психологическое представление) о данном объекте, которое в логике называется "понятие" или "концепт", а в лингвистике "значение" или "смысл"; 3) принятое в человеческом обществе наименование объекта — "имя" (слово, лексема).

Одно  из достоинств семантического треугольника состоит в том, что он наглядно показывает структуру знака: единство духовного плана содержания и  материального плана выражения. Введенное Ф. де Соссюром отношение "означаемое — означающее" соответствует  отношению "денотат — знак", и именно это отношение называется семантическим. Существует мнение, что  семантическое отношение — это  отношение между планом выражения  и планом содержания знака, т. е. отношение "имя — значение". Это мнение непродуктивно, поскольку значение нельзя мыслить в отрыве от денотата, обозначенного знаком.

Семантический треугольник хорошо выполняет свои иллюстративные функции, когда в  качестве знака выступает полнозначное слово (лексема). Слово в тексте, помимо лексического значения (концепта), приобретает грамматическое значение (род, число, падеж существительных, глагольные формы и т. д.).

Семантический треугольник, благодаря своей наглядности, позволяет изящно сформулировать понятие  синонима: разные имена, имеющие одинаковый денотат; или омонима: имя, имеющее  несколько различных денотатов.

Полезно использовать модель семантического треугольника для уяснения более сложных семиотических  и гносеологических проблем:

    1. Что первично: мышление или речь? Основоположник  современного  языкознания В.  Гумбольт утверждал, что понятие предшествует слову, ибо в противном случае у слова нет значения. Таким образом развитие языка шло, по его мнению, в направлении: денотат —концепт — имя. А.А. Потебня, выдающийся отечественный лингвист XIX века, считал, что "мысль вскормлена словом" и исторически действовала цепочка: денотат — имя — концепт. Дискуссия о связи речи и мышления продолжается до сих пор. Получается, что внутри семантического треугольника возможны два противоположно направленных пути от денотата к имени, которые не исключают, а дополняют друг друга.
    2. Текстовой треугольник. Семантический треугольник относится обычно к лексическому уровню, т. е. к словам естественного языка, но можно его распространить на текстовый уровень, где знак представляет собой символ, аллегорию или художественное произведение. Здесь появляется дополнительно глубинный смысл, который соотносится с денотатом, являющимся не отдельным предметом, а предметной ситуацией. В результате знаковый семантический треугольник преобразуется в текстовой треугольник.
    3. Сущность авангарда как радикально-нигилистического течения в литературе и изобразительном искусстве начала XX века хорошо иллюстрируется в терминах семиотики.  Вечным проклятием общедоступного языка является его банальность. Авангардисты заявили протест против традиционных языковых условностей, рассматривая их как произвольные ограничения свободы самовыражения художника. Они отказывались выражать свои новаторские концепции обыденными именами, взятыми "напрокат" из языкового фонда, и отстаивали свое право на использование собственных, изобретенных ими имен. Особенно показательна идея заумного языка, зауми. Заумь — это означающие без означаемых, т. е. имена, сознательно оторванные от денотатов, дабы полнее раскрыть глубинные смыслы художника.  Примером заумной поэзии может служить строка Алексея Крученых "Дыр бул щыл". Давид Бурлюк расшифровал эту футуристическую криптограмму следующим образом: "Дырой будет уродное лицо счастливых олухов".
    4. Коннотация. Термин "коннотация" (соозначение) был предложен знаменитым  английским  логиком Д.С. Миллем в дополнение к принятому в логике термину "денотация" (означение). Денотат обычно мыслится как объект, а коннотат — как свойство, в принципе независимое от денотата. К примеру, в языке встречаются слова, не имеющие денотата, но имеющие коннотацию — совокупность известных свойств, например, "русалка", "единорог". Так, в слове "лачуга" содержится денотативный концепт "дом", "жилище" и коннотативное значение "скверный, маленький". Поскольку коннотация играет важную роль в знаковой деятельности людей, желательно включить ее в семантический треугольник Огдена-Ричардса, который приобретает форму четырехугольника.


Информация о работе Треугольник семантический