Транспортная задача линейного программирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение транспортной задачи и метода потенциала как метода решения.
Для реализации данной цели в работе необходимо решить следующие задачи;
-рассмотреть транспортную задачу, общую постановку, цели, задачи;
-изучить основные типы, виды моделей;
-охарактеризовать методы решения транспортной задачи;
-проанализировать метод потенциалов как метод решения транспортных задач.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 4
1.ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА………………………………………………. 5
1.1 Общая постановка задачи………………………………………… 5
1.2 Нахождение исходного опорного решения……………………... 8
1.3 Проверка найденного опорного решения на оптимальность…... 9
1.4 Переход от одного опорного решения к другому………………. 9
2. РЕШЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ЗАДАЧ…………………………………. 10
2.1 Пример решения задачи транспортным методом………………. 10
2.2 Экономический вывод задачи……………………………………. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая Транспортная задача.docx

— 187.67 Кб (Скачать файл)

12 = 0+0-1=(-1)

13 = 0+7-8=(-1)

14 = 0-3-12=(-15)

23 = 3+7-7=3

24 = -3+3-5=(-5)

31 = 2+7-3=6

Мы получили положительные  и отрицательные потенциалы. Если есть положительный потенциал, то коэффициент  F можно улучшить (уменьшить). Если положительных потенциалов не останется, задача решена верно и коэффициент F уменьшить уже нельзя. Поскольку у нас положительные коэффициенты, выберем из них самый максимальный.

Вернёмся к самой таблице  и возьмём выбранную нами клетку как 1 из вершин прямоугольника. Теперь перед нами стоит задача: составить  прямоугольник, у которого 3 вершины  будут являться заполненными клетками, но наша 1 выбранная вершина будет, как очевидно, принадлежать пустой клетке. Согласно их физическому расположению, вырисуем для удобства этот прямоугольник и вынесем на его вершины значения выбранных клеток. Присвоим вершине со значением 0 и вершине, противоположной вершине со значением 0 – знак «+», что означает, что вершины положительные, а остальным вершинам знак «-», что значит вершины отрицательные, т. е. получится вот так:

 

50

 

80

 

-

 

+

 

+

-

0

 

40


 

 Среди 2 отрицательных  вершин находим наименьшее число.  В данном примере это число  40. Теперь к положительным вершинам прибавляем это число, а из отрицательных - отнимаем. Получится так:

 

50-40

 

80+40

 

-

 

+

 

+

-

0+40

 

40-40


 

Далее необходимо в таблицу  внести изменения, согласно изменениям, проделанным ранее. То есть полученные значения нужно вернуть в таблицу, а другие данные первой таблицы оставить нетронутыми (потенциалы стираются). Потом  нам останется лишь проверить  оптимальность найденного решения, и повторять шаги до тех пор, пока не будет найдено самое оптимальное  решение.

 

Шаг 2.

Опираясь на полученные значения из предыдущего шага, необходимо составить  новое распределение.

Составим таблицу, расставим  тарифы и сделаем распределение:

 

Ai

Bj

b1

b2

b3

b4

Ui

150

120

80

50

a1

100

2

100

1

 

8

 

12

 

0

       

a2

130

5

 

3

120

7

10

5

 

2

       

a3

170

3

50

7

 

14

70

4

50

1

       

Vg

 

2

1

 

5

 

3

 

Таблица 4

 

Найдём коэффициент F:

F = 2*100+3*120+7*10+3*50+14*70+4*50=1960 единиц.

Находим потенциалы занятых  клеток. Их я уже вписал в таблицу  сразу.

 

 

Теперь выясним оптимальность  этого решения, оценив свободные  клетки.

12 = 0+0-1=(-1)

13 = 13+0-8=5

14 = 3+0-12=(-9)

21 = 2+3-5 =0

24 =3+3-5=1

32 = 0+1-7=(-6)

Положительное значение у  клетки (1;3) – с ним и станем производить цикл.

Составим цикл и произведём над ним действия перераспределения, то есть найдём минимальное отрицательное  и, соответствуя знакам, сделать простые  математические действия.

100-70

 

0+70

 

-

 

+

 

+

-

50+70

 

70-70


  В следующем шаге  вносим значения в таблицу  согласно данным, полученным только  что.

 

Шаг 3.

Опираясь на полученные значения из предыдущего шага, необходимо составить  новое распределение.

Составим таблицу, расставим  тарифы и сделаем распределение:

 

Ai

Bj

b1

b2

b3

b4

Ui

150

120

80

50

a1

100

2

30

1

 

8

70

12

 

0

       

a2

130

5

 

3

120

7

10

5

 

-1

       

a3

170

3

120

7

 

14

 

4

50

1

       

Vg

 

2

4

 

8

 

3

 

Таблица 5

 

Найдём коэффициент F:

F = 2*30+3*120+8*70+3*120+7*10+3*120+4*50=1610 единиц.

Находим потенциалы занятых  клеток. Их я уже вписал в таблицу  сразу.

Теперь выясним оптимальность  этого решения, оценив свободные  клетки.

12 = 4+0-1=3

14 = 3+0-12=(-9)

21 = 2+(-1)-5=(-4)

24 = 3+(-1)-5=(-3)

32 =4+1-7=(-2)

33 = 8+1-14=(-5)

Положительное значение у  клетки (1;2) – с ним и станем производить цикл.

Составим цикл и произведём над ним действия перераспределения, то есть найдём минимальное отрицательное  и, соответствуя знакам, сделать простые  математические действия.

0+70

 

70-70

 

+

 

-

 

-

+

120

 

10+70


  В следующем шаге  вносим значения в таблицу  согласно данным, полученным только  что.

 

Шаг 4.

Опираясь на полученные значения из предыдущего шага, необходимо составить  новое распределение.

Составим таблицу, расставим  тарифы и сделаем распределение:

 

Ai

Bj

b1

b2

b3

b4

Ui

150

120

80

50

a1

100

2

30

1

70

8

 

12

 

0

       

a2

130

5

 

3

50

7

80

5

 

2

       

a3

170

3

120

7

 

14

 

4

50

1

       

Vg

 

2

1

 

5

 

3

 

Таблица 6

 

Найдём коэффициент F:

F = 2*30+1*70+3*50+7*80+3*120+4*50=1400 единиц.

Находим потенциалы занятых  клеток. Их я уже вписал в таблицу  сразу.

Теперь выясним оптимальность  этого решения, оценив свободные  клетки.

13 = 5+0-8=(-3)

14 = 3+0-12=(-9)

21 = 2+2-5=(-1)

24 = 3+2-5=0

32 =1+1-7=(-5)

33 = 5+1-14=(-8)

Положительных чисел нет, мы нашли оптимальное решение  этой задачи.

2.2 Экономический вывод задачи

В ходе проведенных решений  мы нашли оптимальную цену перевозок, сумма которого равняется 1400 условных единиц, она будет минимальной исходя из цен на перевозку заданных матрицей.

На целых 39% снизили стоимость перевозки:

  1. Потребителю b1, потребовалось взять 30 единиц сырья со склада a1 и 120 единиц сырья со склада a3;
  2. Потребителю b2, потребовалось взять 70 единиц сырья со склада a1 и 50 единиц сырья со склада a2;
  3. Потребителю b3, потребовалось взять 80 единиц сырья со склада a2;
  4. Потребителю b4, потребовалось взять 50 единиц сырья со склада a3.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимость решения задач  линейного программирования на современных  предприятиях очевидна. Построение и  решение экономико-математических, а также транспортных задач позволяет, в свою очередь, решать различные  технико-экономические и экономические  производственные задачи, что особенно важно, ради достижения наибольшей экономии на производстве или в иной сфере деятельности. 
В данной курсовой работе были систематизированы теоретические положения по теме применения методов линейного программирования при решении экономических задач, рассмотрена сущность задач линейного программирования, выявлены основные методы решения задач линейного программирования, а также приведён пример решения задачи транспортной задачи закрытого типа. 
При составлении данной использовались знания в следующих дисциплинах «Математические методы» и «Пакеты прикладных программ».

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Апатенок Р.Ф. Математика для экономистов. М, Просвещение, 2004.
  2. Баумоль. У. Экономическая теория и исследование операций. – М.; Наука, 2004.
  3. Большев Л.Н., Смирнов Н.В. Таблицы математической статистики. М.: Наука, 2004.
  4. Боровков А.А. Математическая статистика. М.: Наука, 2004.
  5. Акулич И.Л. Математическое программирование в примерах и задачах: учебное пособие для ВУЗов. – М.: Высшая школа, 2004.

 


Информация о работе Транспортная задача линейного программирования