Системы массового обслуживания с неограниченной очередью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 03:01, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время появилось большое количество литературы, посвященной непосредственно теории массового обслуживания, развитию ее математических аспектов, а также различных сфер ее приложения - военной, медицинской, транспортной, торговле, авиации и др.
Теория массового обслуживания опирается на теорию вероятностей и математическую статистику. Первоначальное развитие теории массового обслуживания связано с именем датского ученого А.К. Эрланга(1878-1929),с его трудами в области проектирования и эксплуатации телефонных станций.

Содержание работы

Введение
Теоретическая глава. Системы массового обслуживания (СМО)
1.1. Основные понятия теории СМО
1.2. Классификация СМО
1.3. Поток событий
1.4. Понятие Марковского подхода
1.5. Показатели эффективности СМО
1.6. СМО с неограниченной очередью. Одноканальные СМО с неограниченной очередью
1.7.Многоканальные СМО с неограниченной очередью
Практическая часть. Задача.
Построение математической модели СМО с неограниченной очередью
Заключение
Список обязательной и используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 111.87 Кб (Скачать файл)

- средним числом заявок, обслуживаемых одним каналом  в единицу времени;

- дисциплиной очереди  (например,  объемом очереди m,  порядком отбора из очереди в механизм обслуживания и т.п.).

Граф состояний описывает функционирование системы обслуживания как переходы из одного состояния в другое под действием потока заявок и их обслуживания.

Для построения графа состояний СМО необходимо:

- составить перечень всех  возможных состояний СМО;

- представить перечисленные  состояния графически и отобразить  возможные переходы между ними  стрелками;

- взвесить отображенные  стрелки, т.е. приписать им числовые  значения интенсивностей переходов,  определяемые интенсивностью потока заявок и интенсивностью их обслуживания.

Системы массового обслуживания с ожиданием распространены наиболее широко. Их можно разбить на две большие группы: разомкнутые и замкнутые. Эти системы определяют так же, как системы с ограниченным и неограниченным входящим потоком. К замкнутым относятся системы, в которых поступающий поток требований ограничен. Например, мастер, задачей которого является наладка станков в цехе, должен периодически их обслуживать. Каждый налаженный станок становится в будущем потенциальным источником требований на отладку. В подобных системах общее число циркулирующих требований конечно и чаще всего постоянно. Если питающий источник обладает бесконечным числом требований, то системы называются разомкнутыми. Примерами подобных систем могут служить магазины, кассы вокзалов, портов и др. Для этих систем поступающий поток требований можно считать неограниченным. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6. Системы массового обслуживания с неограниченной очередью. Одноканальные СМО с неограниченной очередью

Системы массового обслуживания также классифицируются, как одноканальные СМО и многоканальные СМО с неограниченной очередью.

Рассмотрим одноканальные СМО с неограниченной очередью.

В коммерческой деятельности в качестве одноканальной СМО с неограниченным ожиданием является, например, коммерческий директор, поскольку он, как правило, вынужден выполнять обслуживание заявок различной природы: документы, переговоры по телефону, встречи и беседы с подчиненными, представителями налоговой инспекции, милиции, товароведами, маркетологами, поставщиками продукции и решать задачи в товарно-финансовой сфере с высокой степенью финансовой ответственности, что связано с обязательным выполнением запросов, которые ожидают иногда нетерпеливо выполнения своих требований, а ошибки неправильного обслуживания, как правило, экономически весьма ощутимы.

В то же время товары, завезенные для продажи (обслуживания), находясь на складе, образуют очередь на обслуживание (продажу).

Длину очереди составляет количество товаров, предназначенных для продажи. В этой ситуации продавцы выступают в роли каналов, обслуживающих товары. Если количество товаров, предназначенных для продажи, велико, то в этом случае мы имеем дело с типичным случаем СМО с ожиданием.

Рассмотрим простейшую одноканальную СМО с ожиданием обслуживания, на которую поступает пуассоновский поток заявок с интенсивностью λ и интенсивностью обслуживания µ.

Причем заявка, поступившая в момент, когда канал занят обслуживанием, ставится в очередь и ожидает обслуживания.

Размеченный граф состояний такой системы приведен на рис. 3.5

Количество возможных состояний ее бесконечно:

- канал свободен, очереди нет, ;

- канал занят обслуживанием, очереди  нет, ;

- канал занят, одна заявка в  очереди, ;

- канал занят  , заявка в очереди.

Модели оценки вероятности состояний СМО с неограниченной очередью можно получить из формул, выделенных для СМО с неограниченной очередью, путем перехода к пределу при m→∞:

Рис. 1. Граф состояний одноканальной СМО с неограниченной очередью.

 

 

Следует заметить, что для СМО с ограниченной длиной очереди в формуле

 

 

имеет место геометрическая прогрессия с первым членом 1 и знаменателем . Такая последовательность представляет собой сумму бесконечного числа членов при . Эта сумма сходится, если прогрессия, бесконечно убывающая при , что определяет установившийся режим работы СМО, с при очередь при с течением времени может расти до бесконечности.

Поскольку в рассматриваемой СМО ограничение на длину очереди отсутствует, то любая заявка может быть обслужена, поэтому , следовательно, относительная пропускная способность , соответственно , а абсолютная пропускная способность:

.

Вероятность пребывания в очереди k заявок равна:

;

Среднее число заявок в очереди –

;

Среднее число заявок в системе –

;

Среднее время пребывания заявки в системе –

;

Среднее время пребывания заявки в системе –

.

Если в одноканальной СМО с ожиданием интенсивность поступления заявок больше интенсивности обслуживания , то очередь будет постоянно увеличиваться. В связи с этим наибольший интерес представляет анализ устойчивых СМО, работающих в стационарном режиме при .

 

 

 

 

 

 

1.7. Многоканальные СМО с неограниченной очередью

Рассмотрим многоканальную СМО с ожиданием и неограниченной длиной очереди, на которую поступает поток заявок с интенсивностью и которая имеет интенсивность обслуживания каждого канала . Он имеет бесконечное число состояний:

S - все каналы свободны, k=0;

S - занят один канал, остальные свободны, k=1;

S - заняты два канала, остальные свободны, k=2;

S - заняты все n каналов, k=n, очереди нет;

S - заняты все n каналов, одна заявка в очереди, k=n+1,

S - заняты все n каналов, r заявок в очереди, k=n+r,

Вероятности состояний получим из формул для многоканальной СМО с ограниченной очередью при переходе к пределу при m . Следует заметить, что сумма геометрической прогрессии в выражении для p расходится при уровне загрузки p/n>1, очередь будет бесконечно возрастать, а при p/n<1 ряд сходится, что определяет установившийся стационарный режим работы СМО.

С неограниченной очередью, для которого и определим выражения для предельных вероятностей состояний:

  …;

 

Поскольку отказа в обслуживании в таких системах не может быть, то характеристики пропускной способности равны:

 

среднее число заявок в очереди –

среднее время ожидания в очереди –

среднее число заявок в СМО –

 

Вероятность того, что СМО находится в состоянии , когда нет заявок и не занято ни одного канала, определяется выражением:

  

Эта вероятность определяет среднюю долю времени простоя канала обслуживания. Вероятность занятости обслуживанием k заявок –

  

На этом основании можно определить вероятность, или долю времени занятости всех каналов обслуживанием:

    

Если же все каналы уже заняты обслуживанием, то вероятность состояния определяется выражением:

 

Вероятность оказаться в очереди равна вероятности застать все каналы уже занятыми обслуживанием:

 

Среднее число заявок, находящихся в очереди и ожидающих обслуживания, равно:

 

Среднее время ожидания заявки в очереди по формуле Литтла:

 и в системе :

 

среднее число занятых каналов обслуживанием:

;

среднее число свободных каналов:

;

коэффициент занятости каналов обслуживанием:

Важно заметить, что параметр характеризует степень согласования входного потока, например покупателей в магазине с интенсивностью потока обслуживания. Процесс обслуживания будет стабилен при Если же в системе будут возрастать средняя длина очереди и среднее время ожидания покупателями начала обслуживания и, следовательно, СМО будет работать неустойчиво.

В качестве показателей эффективности СМО с ожиданием, кроме уже известных показателей — абсолютной А и относительной Q пропускной способности, вероятности отказа Pотк., среднего числа занятых каналов  (для многоканальной системы) будем рассматривать также следующие: Lсист. - среднее число заявок системе; Тсист. — среднее время пребывания заявки в системе; Lоч. — среднее число заявок в очереди (длина очереди); Точ. — среднее время пребывания заявки в очереди; Рзан.. — вероятность того, что канал занят (степень загрузки канала).  

 

III. Практическая часть

Задача

Построение математической модели систем массового обслуживания с неограниченной очередью

Магазин с одним продавцом. Предполагается, что простейший поток покупателей поступает с интенсивностью λ=20 человек/ч. Время обслуживания заявки – случайная величина, которая подчиняется экспоненциальному закону распределения с параметром μ = 25 человек/ч. Определим:

1) среднее время пребывания покупателя в очереди;

2) среднюю длину очереди;

3) среднее число покупателей в магазине;

4) среднее время пребывания покупателя в магазине;

5) вероятность того, что в магазине не окажется покупателей;

6) вероятность того, что в магазине окажется ровно 4 покупателя.

Решение.

В нашей задаче магазин с одним продавцом можно рассматривать как одноканальную систему массового обслуживания с неограниченным ожиданием (то есть неограниченной очередью). Таким образом, параметры системы: число каналов n=1, число мест в очереди m→∞, где:

n – число каналов в СМО,

m – максимальное число мест в очереди.

По условию задачи нам известны: интенсивность входящего потока λ = 20 человек/час,  время обслуживания заявки – случайная величина, которая подчиняется экспоненциальному закону распределения с параметрами μ = 25 человек/час. Значит, по формуле tоб = 1 / μ, найдем среднее время обработки заявки:

tоб = 1 / 25 = 0,04 (ч) или 2,4 (мин), где

tоб – среднее время обработки заявки,

μ – интенсивность потока обслуживания.

Какова загрузка системы? Найдем p (показатель нагрузки системы) по следующей формуле:

p = λ / μ,

так как μ = 1 / tоб,

то p = λ * tоб =>

p = 20 * 0,04 = 0,8.

Так как p < 1, то очередь покупателей в магазине не может бесконечно возрастать, значит, предельные вероятности существуют.

Найдем вероятность простаивания всей системы – p0, то есть вероятность того, что все каналы свободны. p0 находится по следующей формуле:

p0 = 1 – p = 1 – 0,8 = 0,2,

то есть 0,2 - вероятность того, что в магазине не окажется покупателей, а это значит, что (0,2 * 100 % = 20 %) 20 % времени продавец не занимается продажей.

Следовательно, pзан (вероятность того, что продавец занят продажей) равна 1 – p0, то есть равно 0,8 (80 % времени продавец занят работой).

По формуле Lоч = p2 / 1 – p, найдем среднюю длину очереди:

Lоч=0,82 / 1 - 0,8 = 0,64 / 0,2 = 3,2, где:

Lоч – средняя длина очереди,

p – показатель нагрузки системы.

Далее найдем среднее число покупателей в СМО, то есть в магазине по формуле:

LСМО = p / 1 – p = 0,8 / 1 - 0,8 = 0,8 / 0,2 = 4, где:

LСМО – среднее число покупателей, находящихся в магазине,

p – показатель нагрузки системы.

Получив среднее число покупателей в системе, то есть в магазине, мы можем найти среднее время пребывания одного покупателя в очереди по следующей формуле:

tоч = LСМО / λ = 4 / 20 = 0,2 (ч) или 12 (мин), где:

tоч - среднее время пребывания одного покупателя в очереди,

LСМО – среднее число покупателей, находящихся в магазине.

Отсюда мы сможем найти среднее время  пребывания покупателя в магазине по следующей формуле:

TСМО = tоч + tоб = 0,2 + 0,04 = 0,24 (ч) или 12 + 2,4 = 14,4 (мин), где:

TСМО – среднее время пребывания покупателя в магазине,

tоч - среднее время пребывания одного покупателя в очереди,

tоб – среднее время обработки заявки.

Относительная пропускная способность в данной СМО находится по формуле:

Q = p0, а значит, Q = 0,2 заявок /час.

Следовательно, абсолютная пропускная способность вычисляется по формуле:

A = Q * λ; A = 0,2 * 20 = 4 заявки / час.

Найдем вероятность того, что в магазине окажется ровно 4 покупателя:

p4 = p4 * (1 – p); p4 = 0,84 * (1 – 0,8) = 0,4096 * 0,2 = 0,082.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Заключение

 

 

 

 

 

 

V. Список обязательной литературы

  1. Г.П. Фомин. Математические методы и модели в коммерческой деятельности. Учебник. – М.: «Финансы и статистика», 2001. – 544 с.
  2. С.И. Шелобаев. Экономико-математические методы и модели. Юнити. Москва, 2005.
  3. О.О. Замков, А.В. Толстопятенко, Ю.Н. Черемных. Математические методы в экономике. Учебник. Москва. Издательство «ДИС», 1997.
  4. Исследование операций в экономике. Под редакцией профессора Н.Ш. Кремера. Москва. 2004.
  5. Экономико-математические методы и прикладные модели. Под редакцией В.В. Федосеева. ЮНИТИ. Москва. 1999.
  6. С.А. Минюк, Е.А. Ровба, К.К. Кузьмич. Математические методы и модели в экономике. Учебное пособие. Минск. Тетра Системс. 2002.
  7. Л.С. Костевич. Математическое программирование. Информационные технологии оптимальных решений. Минск. ООО «Новое знание» 2003.
  8. Г.И. Просветов. Математические методы и модели в экономике: задачи и решения. Учебно-методическое пособие. Москва. Альфа-Пресс. 2008.
  9. Л.Э. Хазанова. Математические методы в экономике. Москва. Волтерс Клувер. 2005.
  10. М.К. Беданоков, Г.В. Шамбалева. Математические методы и модели в экономике и управлении (типовые расчеты). Учебное пособие. Майкоп. 2007.
  11. Н.А. Орехов, А.Г. Лёвин, Е.А. Горбунов. Математические методы и модели в экономике. ЮНИТИ. Москва. 2004.
  12. Экономико-математические методы и модели. Под редакцией профессора А.В. Кузнецова. Минск. БГЭУ. 1999.
  13. С.В. Жак. Математические модели менеджмента и маркетинга – Ростов-на-Дону: ЛаПо, 1997.
  14. Ричард Томас. Количественные методы анализа хозяйственной деятельности. Издательство «Дело и Сервис». Москва. 1999.

Информация о работе Системы массового обслуживания с неограниченной очередью