Самостоятельная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение организации самостоятельной деятельности школьников и условий их успешной реализации. Для рассмотрения данной цели мы прибегли к анализу различных направлений в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении, ознакомились с множеством определений и выяснили какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирования зрелой личности.

Содержание работы

Введение 3

Сущность понятия самостоятельной деятельности 5
Особенности организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики 10
Средства организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики 18
Особенности организации самостоятельной деятельности учащихся на различных этапах уроках математики 20
Модель учебного процесса с самостоятельной деятельностью учащихся на разных этапах урока математики 23
Заключение 26
Библиографический список использованных источников и литературы 27

Файлы: 1 файл

курс.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

     Так же урок строят на деятельностной основе, т.е. система заданий подбирается и составляется таким образом, что позволяет учащимся добывать знания самостоятельно, путём активного поиска. Деятельность учащихся направлена на выявление существенных признаков, свойств изучаемых понятий, закономерностей, связей между ними. В ходе изучения понятия пополняются новыми свойствами. В ходе преподавания математики большое внимание уделяю приёмам сравнения, сопоставления, анализа. Предлагают задания: на нахождение общего свойства для данного ряда чисел, фигур, выражений; на установление признака, по которому проведена классификация. Учащиеся самостоятельно проводят классификацию объектов по указанному признаку. Примеры заданий (приложение 1)

     Самостоятельная деятельность  может проводиться на любом этапе, например перед объяснением нового материала с целью актуализации имеющихся знаний. Бытова мнение, что умственно отсталые учащиеся не могут “добывать” знания. Но опыт работы лучших учителей вспомогательных школ показывает, что некоторые учащиеся в определенных условиях могут самостоятельно разобраться в новом материале.

      Если расчленить материал на небольшие порции, то усвоение какой-то промежуточной части, возможно, и при самостоятельной работе умственно отсталых учащихся. Так, в 6 классе при изучении темы “Сложение и вычитание смешанного числа и дроби” можно дать самостоятельно разобраться - как складываются и вычитаются смешанные числа. (Приложение 2.)

      Осмыслив решение примера, учащиеся могут применить свои знания на решении аналогичных примеров. Так же использую образцы и объяснение в учебнике. Наиболее сильным учащимся можно предоставить возможность самостоятельно разобраться в решении нового примера по образцу, данному на карточке или в учебнике, для остальных учащихся проводить объяснение, активизируя восприятие вопросами к средним учащимся, требуя от слабых учащихся повторения некоторых моментов. В этом случае восприятие новых знаний будет наиболее активным и ответит возможностям каждого ученика данного класса. При индивидуальном опросе учитель может дать ученику карточку с заданием и выделить время на выполнение (остальная группа в это время могут быть заняты выполнением самостоятельной работы.) Например, выполнить действия 37+74, 48:2, сказать, как называются числа при сложении, результат деления. Индивидуальный опрос позволяет учителю более глубоко проверить знания ученика.

      Письменная проверка знаний проводится на уроках математики путем организации самостоятельных и контрольных работ. Для индивидуальной проверки знаний может быть дана небольшая письменная работа. Она может содержать в зависимости от целей проверки примеры, задачу на измерение, построение.

     Небольшие самостоятельные письменные работы проводятся учителем ежедневно. Они позволяют при небольшой затрате времени проверить степень усвоения знаний всеми учениками класса, выявить затруднения отдельных учеников, вызванные индивидуальными особенностями, а также характерные ошибки учащихся всего класса.

      Самостоятельная работа на уроке может быть организована несколько раз. Например, после коллективного решения задачи учитель может предложить учащимся самостоятельно записать решение задачи, а в конце урока дать самостоятельную работу на решение примеров.

     Ещё один пример, после коллективного решения задачи учитель может предложить учащемуся самостоятельно решить аналогичную задачу; коллективно разобрать задачу, записать краткую запись, а решить самостоятельно; затем дать самостоятельную работу на решение примеров. (Приложение № 5)

      В старших классах самостоятельная работа может быть иногда рассчитана на большую часть урока (25 – 30 мин.) В старших классах от учащихся следует чаще требовать самоконтроля при выполнении самостоятельной работы. Упражнения и задания для самостоятельной деятельности составляются учителем с учетом особенностей учащихся. Они могут быть различными по степени трудности и объему. Каждая самостоятельная работа должна быть обязательно проверена. Оценки за самостоятельную работу выставляются в журнал по усмотрению учителя. Следует практиковать, начиная с младших классов, проверку работ самими учениками другу друга: ученики обмениваются работами и проверяют правильность выполнения их. Это повышает ответственность учащихся, развивает критическое отношение к собственной работе и работе товарищей.

     На первых уроках закрепления знаний и выработки умений и навыков большинство упражнений носит обучающий характер, они проводятся под руководством учителя. Однако степень вмешательства учителя в практическую деятельность учащихся будет определяться индивидуальными способностями ученика при усвоении знаний. На последующих уроках все большее место должны занимать самостоятельные работы, выполнение упражнений творческого характера, имеющих развивающее, корригирующее значение, упражнений, в которых учащиеся получали бы и навыки самоконтроля. (Приложение №3)

      Можно давать самостоятельную работу в конце изучения какой-то темы на 25 - 30 минут (карточки по вариантам.)

     Самостоятельные работы, выполнение упражнений творческого характера, имеющих развивающее, корректирующее значение. (Приложение № 4)

     Для выполнения индивидуальной самостоятельной работы или работы в парах использую математические тренажёры (блицконтроль), которые позволяют учащимся отработать математические алгоритмы в логике программного материала до уровня предметного навыка. Каждый лист этого тренажёра содержат 5-6 примеров и одну задачу. Кроме правильности выполненных примеров результатом работы ученика может стать скорость выполнения работы. Учителю необходимо очень внимательно переходить к такому требованию как "скорость". Для некоторых детей сама ситуация работы " на скорость" может стать стрессогенным фактором. Для большинства учеников состязание с секундной стрелкой придаёт дополнительный интерес при решении примеров и задач, поэтому эта форма самостоятельной деятельности помогает отработать и такие составляющие учебного успеха как концентрация и устойчивость внимания. Кроме того, время выполнения заданий, зафиксированное на страницах блицконтроля, позволяет ученику проследить динамику собственных успехов. Такие блицконтроли  часто давать вне уроков, на дом. При такой работе даже самые флегматичные и медлительные дети не боятся экспериментировать и соревноваться с самим собой и товарищем на скорость выполнения заданий.

      Итоговый контроль позволяет проверить знания учащегося после изучения темы, раздела, в конце четверти или учебного года. Его цель – выявление результатов обучения. От учащегося следует чаще требовать самоконтроля при выполнении самостоятельной работы. После выполнения контрольной работы учащемуся необходимо дать время на ее проверку. Контрольные письменные работы проводятся после изучения темы или раздела в конце в конце четверти или года. Это удобный и быстрый способ контроля знаний, умений и навыков учащихся при условии продуманной системы содержания и организации контрольных работ. Письменные контрольные работы могут преследовать различные цели: проверку знания нумерации, законов или свойств арифметических действий (переместительное свойство сложения или умножения, порядок действий), вычислительных примеров, решения определенного вида задач, проверку навыков измерения, черчения. Проверку знаний свойств фигур и др. В зависимости от целей определяется и содержание контрольной работы. В контрольных работах за четверть или год даются вопросы из разных разделов математики. Контрольные работы за четверть или за год содержат, как правило, задачу и 10 – 12 примеров (примеры могут быть и сложные). В младших классах в контрольную работу включается практическая работа по измерению или построению. В старших классах измерительные и чертежные работы могут быть включены в общую контрольную работу отдельным заданием, а при текущей или тематической проверке знаний они могут быть даны учащимся и специально. Контрольная работа для учащихся, занимающихся по сниженной или индивидуальной программе, составляется в соответствии с этой программой. После выполнения работы учащимся необходимо дать время на ее проверку.

      Главная задача образовательного процесса заключается в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет контроль его учебной деятельности.

Приложение  № 1.

1. Что общего у этих выражений и чем они отличаются?

  • 400 - 200 : 5 и (400 - 200) : 5

2. Найди значения выражений  (работа в группах) 

  • 24 : 2
  • 36 : 2
  • 36 : 3
  • 45 : 3
  • 48 : 4
  • 65 : 5

По какому признаку выражения  распределены в два столбика?

3. Сравни выражения.  Сделай вывод. 

  • 15 * 3
  • 56 : 4
  • 159 *3
  • 560 : 4

4. Распредели числа 23, 15, 12, 17, 24, 35, 48, 56 в два ряда. В первый ряд запиши числа, которые делятся на 4. Какие числа будут во втором ряду?

5. Что общего у чисел  данного ряда? 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29

6. По какому признаку  выражения распределены в два  столбика?

  • 640 + 30
  • 420 + 300
  • 250 + 40
  • 240 + 500
  • 820 + 70
  • 360 + 400

Приложени № 2.

Рассмотрев данный пример, попытайтесь по образцам разобраться  в решении.

Приложение № 3.

Например:

- По примеру на сложение  составить три примера – один  на сложение и два на вычитание. 

  • 3 + 4 =7
  • 4 + 3 =7

- Выполнить действия 375 : 5, 34 * 8 с проверкой.

- Вставить пропущенную  цифру : 3 ... 5 = 165.

- Изменить вопрос в  задаче так, чтобы она решалась не одним, а двумя действиями.

- Придумать пример  в задаче так, чтобы она решалась  не одним, а двумя действиями.

- Придумать пример  с заданным ответом. 

- Придумать пример  определенного вида (на деление  с остатком, пример, к решению  которого удобно применить прием округления, перестановки сомножителей т.д.)

Приложение  № 4.

5 класс 1) дан пример на сложение 34 + 20 = 54, составить 2 примера на вычитание;

2) даны примеры : 40 * 3= 120 выполнить действие и сделать  проверку;

3) вставить в пустую клетку цифру:

  • 3 ? : 5 = 7
  • ? * 8= 48

4) составить и решить  задачу

- по краткой записи;

- по рисунку;

- по выражению и  решению;

- по уравнению или  по условию задачи составить  уравнение

5) найти ошибку в  примере;

6) вместо звездочки  в примере вставить нужную цифру; закончить решение примера.

7) в таблице: из нескольких  текстов выбрать текст, который  является задачей. ( Почему ?)

Самостоятельная работа в 3 этапа.

а) задача в 1 действие;

б) изменить; чтобы она  решалась в 2 действия;

в) составить задачу по арифметическому действию, выражению, уравнению, чертежу, схеме или рисунку

г) карточки-задания по окончании темы, раздела; цепочки  примеров.

д) Блиц-контроль знаний.

Приложение  № 5.

Пример:

а) изменить вопрос так, чтобы  задача решалась в 2 действия;

б) чтобы задача решалась сложением

в) чтобы задача решалась вычитанием;

г) составить задачу на разностное; кратное сравнение; на нахождение остатка или суммы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Средства организации самостоятельной деятельности учащихся

 на уроках  математики

 

 

   Организация и самоорганизация самостоятельной деятельности - это действия учителя и ученика, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения заданий. Ученые считают, что организация любого дела призвана ответить на вопросы: что, с помощью каких средств, когда и где должно быть выполнено? Этим требованиям наилучшим образом удовлетворяет планирование работы.

     Педагог действительно не принимает участия в выполнении задания, в решении задач, но он организует деятельность. В результате работ всегда обнаруживается не только уровень знаний, но и самостоятельность школьника, индивидуальный стиль его деятельности, творчество и нестандартный подход.

      На уроках математики могут использоваться такие технические средства, как учебные пособия (счетный материал, геометрические фигуры и т. д.), сборники задач и упражнений, учебник. Большую роль в самостоятельной деятельности на уроках математики играет учебник. Учебник как средство организации самостоятельной деятельности на уроках математики, обладает большими формирующими возможностями.

        В настоящее время в помощь учителю математики выпущено много разнообразных таблиц, материалов для организации самостоятельной работы. Всё это призвано обеспечить самостоятельную работу каждого ученика, лучше организовать учебный процесс, эффективность обучения.

     Важным этапом каждого занятия является контроль усвоения предыдущего материала, часто сочетающийся с контролем подготовленности класса к восприятию нового материала.

     Одним из средств являются карточки. Каждый ученик получает карточку с заданием. В самом начале изучения темы они содержат задания и задачи подобные тем, которые решали и решены либо в классе, либо в тексте учебника. По мере изучения темы карточки содержат более сложные, требующие самостоятельного поиска, информации и рассуждений. Эти карточки содержат задания для слабых учащихся, средних и сильных. Так же использую математические диктанты. Обычно в диктанте бывают от пяти до десяти заданий или вопросов. Занимает диктант менее 10 мин., но после него можно оценивать работы всех учеников.

Информация о работе Самостоятельная деятельность